Газета
 11 августа 2008, 00:00   1260

Водные просторы

Водные просторы
Хорошие перспективы производителей и продавцов бутилированной воды зависят не от конкуренции друг с другом, а от менталитета потребителей.
Хорошие перспективы производителей и продавцов бутилированной воды зависят не от конкуренции друг с другом, а от менталитета потребителей.

За прошедший год пермский рынок продаж воды пережил первое слияние компаний, фирмы стали активнее интересоваться городами региона и даже выходить за его пределы, а вот обсуждаемый некоторое время назад приход в Прикамье в качестве производителей таких мировых брендов, как Bon Aqua и Aqua Minerale, так и не состоялся.
До Европы далеко. Объем российского рынка бутилированной питьевой воды превышает $1,5млрд. Он считается одним из самых больших среди всех безалкогольных напитков – занимает порядка 30 % по объему. По статистике, которую приводит агентство «Интерфакс» со ссылкой на вице-президента Союза производителей бутилированных вод страны Вадима Алтаева, сейчас в среднем один житель России покупает примерно 20 литров воды в год. По данным исследований Росбизнесконсалтинга, потребление воды в нашей стране за последние 10 лет увеличилось вдвое.
«Рост уровня жизни населения, дефицит времени, стремление заботиться о здоровье своей семьи делают услугу по доставке воды все более востребованной среди горожан», – отмечает Егор Долгих, руководитель группы маркетинга ООО «ЭКОФранс».
Однако даже с учетом этого от европейских показателей Россия отстает более чем значительно. Так, только минеральной воды средний европеец выпивает около 100 лит-ров в год: в частности в Австрии – 72, Германии – 93, Италии – 116, во Франции – 80 литров. Сейчас все эксперты, включая пермских, говорят о том, что рынок в России растет в среднем на 12–15 %. Но аналогичными темпами увеличиваются и показатели в Европе, поэтому отставание от зарубежных стран уменьшить не удастся.
Региональный рынок прошел стадию становления, и сегодня он достаточно структурирован. Несмотря на то что новые компании на рынке продолжают появляться, к резким изменениям это не приводит. По данным руководителя отдела маркетинга и продаж холдинга «Чистая вода» и «Родник Прикамья» Анны Красноперовой, сегодня 35 % рынка контролирует «Родник Прикамья», 25 % – «Чистая вода», 15 % – «Веселый водовоз» и 25 % делится между остальными участниками. Другие участники рынка говорят о более равномерном распределении долей, добавляя в число лидеров «Волшебный бриз», «Росинку» и не так давно вышедший на рынок «ЭКОФранс», представляющий бренд – вода «Луговая».
В августе 2007 года в отрасли произошло серьезное событие, свидетельствующее о выходе сегмента на определенный уровень развития: «Чистая вода» и «Родник Прикамья» приняли решение о слиянии. «Компанией «Чистая вода» были куплены активы предприятия «Родник Прикамья». При этом оба бренда продолжают продвигаются на рынке», – рассказала «bc» Анна Красноперова. Также она особо отметила, что информация о вхождении в холдинг еще и компании «Веселый водовоз» не соответствует действительности.
На протяжении последних трех лет обсуждается возможный приход в Пермь таких мировых брендов, как Bon Aqua и Aqua Minerale (принадлежат The CocaCola Company и PepsiCola General Bottlers соответственно). Несмотря на то что эти компании имеют по несколько дистрибьюторов в Прикамье, эксперты не исключали запуск ими собственного производства на территории Пермского края. Еще в 2005 году компанией Nestle велись переговоры с представителями администрации Пермской области об открытии артезианской скважины на территории региона. Но переговоры не увенчались успехом, и сегодня о подобном варианте уже никто не говорит.
Джентльменский набор. «Водный» бизнес является достаточно дорогим и затратным, а к тому же и рискованным. Так, согласно изданию «Пошаговое руководство по открытию частного бизнеса: российский опыт» затраты на создание предприятия по производству чистой воды включают в себя поиск месторождения артезианской воды и оценку воды в нем (100–200 тыс. рублей), бурение скважин (1,2–1,7 млн рублей), технологическую линию по розливу воды (3 млн рублей), автотранспорт, тару и накладные расходы (1 млн рублей). В общей сложности расходы по открытию бизнеса составляют 5,3–5,9 млн рублей. По словам пермских бизнесменов, срок окупаемости составляет порядка двух лет. Именно этим, на его взгляд, объясняется появление новых игроков и их очень быстрое исчезновение.
На рынке питьевой воды выделяют три сегмента. Во-первых, это продажа небольших по объему бутылок в розничных сетях, во-вторых, доставка питьевой воды емкостью 19 литров физическим и юридическим лицам, а в-третьих, розлив воды в специализированных киосках. По мнению Егора Долгих, руководителя группы маркетинга ООО «ЭКОФранс», киоски с водой оказывают незначительное влияние на конкурентную ситуацию в сегменте потребителей воды – физических лиц и почти не оказывают влияния на ситуацию в сегменте корпоративных потребителей. «У киосков и бутилированной воды разные целевые аудитории. Корпоративный клиент вряд ли станет пользоваться водой из киоска, а частный заказчик с доходом выше среднего, который стоит пред выбором потратить свое время на покупку воды в киоске или заказать воду по телефону, скорее сделает выбор в пользу экономии своего времени, а не экономии 40–60 рублей в неделю», – отмечает г-н Долгих.
Несмотря на наличие на рынке большого числа компаний, нельзя назвать его очень конкурентным. Все фирмы придерживаются примерно одинаковой ценовой и маркетинговой политики. Сегодня 19-литровая бутылка на обмен с доставкой на дом обойдется в 100–120 рублей в зависимости от компании, самостоятельный обмен в магазине будет стоить на 20–30 % дешевле. Набор рекламных предложений компаний также не отличается большим разнообразием. Вручение подарочной помпы, продажа сопутствующего оборудования (помпы, кулеры, бутыли) практикуются всеми компаниями.
По оценкам специалистов, с точки зрения качества воды фирмам конкурировать достаточно тяжело. Поскольку, как сообщили «bc» в Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю, все предприятия по производству и розливу бутилированной питьевой воды на территории г. Перми имеют санитарно-эпидемиологическое заключение на готовую продукцию, согласованные и утвержденные в установленном порядке технические документы на ее производство.
По словам сотрудника Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Сергея Кибанова, контроль качества бутилированной воды, производимой в Пермском крае, осуществляется как производителями в рамках производственного контроля, так и территориальными отделами Управления Роспотребнадзора, причем плановые проверки последнего проводятся нечасто (не более чем один раз в два года). Сергей Кибанов уточнил, что бутилированная вода должна отличаться от водопроводной рядом критериев, в частности по химическому составу, по показателям радиационной, микробиологической, вирусологической и паразитологической безопасности, а также физиологической полноценности. «В целом требования к бутилированной воде являются более жесткими по сравнению с требованиями, предъявляемыми к водопроводной воде», – утверждает эксперт.
По сути, основной маркетинговой задачей для участников рынка является не борьба друг с другом, а увеличение целевой аудитории, ведь большинство по-прежнему удовлетворяется обычной водой из крана. Не случайно в одной из компаний прямо признали, что скорее конкурируют не с «братьями по цеху», а с фильтрами и очистителями воды. Причем, как пояснили в ООО «Новогор-Прикамье», «самые простые фильтры на основе активированного угля прекрасно справятся с взвесью железа и хлором, однако на уровень жесткости воды они не влияют. Здесь выручат дорогостоящие установки на основе обратного осмоса, что по карману далеко не каждому обывателю».
По городам пошли. По оценкам экспертов, сегодня рынок производства и продаж бутилированной воды вступил в достаточно спокойный период. В ближайшее время вряд ли стоит ждать новых слияний и поглощений, а также серьезного перераспределения долей компаний на рынке. Крупные компании сейчас настроены активнее выходить за пределы Перми. Например, соотношение продаж воды в Перми и городах области у холдинга «Родник Прикамья –Чистая вода» уже сейчас составляет 50 на 50. В компании обсуждают вопрос выхода за пределы края, сейчас в Кирове представлена «Росинка». О дальнейшем освоении районов края и близлежащих областей заявляют как о свиох ближайших планах и еще несколько компаний.
Водные просторы

Справки «bc»
Человеку для нормальной жизнедеятельности необходимо около 2,5 литра воды в день. Из них в среднем 1,2 литра воды человек получает при потреблении жидкостей, 1 литр – с пищей, а 0,3 литра образуется внутри организма в процессе окисления жиров. Мировое водопотребление с начала ХХ века возросло в 7 раз. В 1940 году население Земли потребляло 1060 км3 воды, а в 2000 году – уже 5190 км3. По данным доклада Программы ООН по окружающей среде «Подземные воды: ресурс, которому угрожает исчезновение», выпущенного в 1997 году, около 97 % пресной воды на Земле, находящейся в жидком состоянии, хранится в подземных водоносных горизонтах. По мере истощения и порчи поверхностных вод люди все больше добывают воду из артезианских скважин глубиной в несколько сотен метров. В частности, в Европе за счет природных подземных резервуаров обеспечивается уже три четверти потребности в питьевой воде, в США – более половины. В России около 15 % водопотребления осуществляется за счет подземных источников.

Высокое качество бутилированной воды обеспечивается главным образом за счет санитарно-химических показателей (органолептические показатели, солевой состав, содержание металлов, органических веществ); критерии безопасности воды по микробиологическим показателям одинаковы с водой городского водопровода.


Поделиться:
Все новости компаний