Газета
 11 августа 2008, 00:00   814

«Я видел ее золотые пляжи»

«Я видел ее золотые пляжи»
Российский курортный туризм искренне пытается соответствовать мировым стандартам, но безуспешно. Спасти его не сможет даже проект «Сочи-2014».
Российский курортный туризм искренне пытается соответствовать мировым стандартам, но безуспешно. Спасти его не сможет даже проект «Сочи-2014».

Следуя волне патриотизма, нахлынувшей в этом году на страну, автор этих строк решил вложить свои отпускные в развитие отечественного курортного туризма, а заодно лично убедиться, насколько он вместе со страной «поднимается с колен». Сравнивать было с чем: в конце 90-х еще ребенком ездил по путевке отдыхать на море. Впечатления были ужасными. Отвратительные питейные заведения, шансон и хамство на каждом шагу, бешеные водители, для которых не существует правил дорожного движения, и масса всего подобного.
Ныне, в 2008 году, шансона в Сочи меньше не стало. Те же заведения с названиями вроде «У Ефремыча», бары, где подают коньяк «Чача-киллер» или «Братва». Кафе со старыми подносами, шатающимися столами и компотом из кураги — все так, как десять лет назад. По-прежнему нет иномарок. Такого количества «копеек» и «шестерок» не найти больше ни в одном городе.
Сервис тоже оставляет желать лучшего — таксист на вокзале, не выходя из машины, прикрикнул: «Вещи закинешь сам в багажник, там открыто». Но ставить полный крест все-таки не хотелось бы. Владелец частного гостиничного пансионата, коренной сочинец Юрий Лазаренко встретил у входа, отругал таксиста, помог поднять сумки на 4-й этаж, объяснил, где лучше купить «симку», какие здесь существуют тарифы, где лучше всего питаться, а где этого делать не стоит. Юрий признает, что проблемы с сервисом действительно существуют. Но в отсутствии качества обвиняет самих туристов, мол, не борются, не требуют к себе вежливого отношения. Шансон Юрий тоже не любит, но что делать, «когда за одну ночь только «Мурку» заказывают по нескольку раз, если ты ее не знаешь, тебя просто не возьмут работать».
Оптимисты связывают развитие курортов с грядущей Олимпиадой в Сочи: разовьют инфраструктуру, настроят гостиниц, торговых центров — и состоятельный клиент сам потянется в Россию. Однако самих сочинцев в числе оптимистов нет. По словам Юрия, после объявления результатов голосования по выбору олимпийской столицы цены на землю в городе выросли в два раза, на жилье — в три, на стройматериалы по разным категориям — в 4–6. В результате сам Юрий был вынужден приостановить строительство двух новых этажей пансионата. Цена однокомнатной квартиры в спальном районе составляет сейчас минимум 4 млн рублей. При этом стоимость проживания повысилась лишь на 10–15 % — те, кто в начале сезона взвинтили цены, вынуждены были снизить их обратно, поскольку не было спроса.
Впечатлений добавила обзорная экскурсия по историческому центру Сочи. До центра добираюсь на рейсовом автобусе. Билет стоит 43 рубля. Водитель-кассир на данные 150 рублей за три билета по дороге вперед сдал 30 рублей, а на обратном пути уже другой водитель с той же суммы сдал 20 рублей.
Пугают и автобусы. Немецкие HERZ и Man в Сочи, похоже, появятся не скоро, новей «икарусов» ничего нет.
Хотя сам город, кажется, уже чувствует себя центром международного туризма. Все указатели и надписи — на двух языках, город завален сувенирами и одеждой, в том числе и с запрещенной пока к продаже олимпийской символикой. На вопрос экскурсоводу, что в городе можно увидеть «олимпийского», получаем ответ, что на обзорной экскурсии нам покажут гостиницы и развлекательные центры, которые «уже начали активно строить». На вопрос об олимпийских объектах, женщина, сделав недовольное лицо (видимо, этот вопрос ей задают постоянно), говорит, что олимпийская деревня находится в Адлеровском районе, в Красной Поляне, «где Путин на лыжах катается, до туда двадцать километ-ров». Организаторы экскурсии в Красную Поляну (1 200 рублей с человека) на тот же вопрос отвечают, что в Красной Поляне мы посетим красивые местности, уникальные источники минеральной воды, нам устроят дегустацию меда и вин и покажут то место, где будут строить олимпийскую деревню. На прямой вопрос, что же там построено, прямой ответ: «Смотреть не на что, дороги еще нет, если только поглядеть, как стройматериалы подвозят».
Дальнейшая поездка по Сочи заставила задуматься еще больше. Только узкие двухполосные дороги. Город застроен хаотично. Отсутствие объездной дороги – федеральная трасса проходит через центр. Бесконечные пробки. Экскурсия вместо обещанных трех продлилась пять часов. Автобус трижды останавливали, а туристам предлагали погулять около автобуса, чтобы «не сидеть в духоте». Экскурсовод, как бы извиняясь, говорила, что скоро начнется строительство объездной дороги, которая разгрузит автомобильные потоки. Сразу вспомнилось, сколько ее строят в Перми. В конце экскурсии гид, посмотрев на часы, шепнула водителю, чтобы выпустил ее у дома — нужно успеть до 18 часов. Потом, повернувшись к пассажирам, с улыбкой сказала, что экскурсия закончена, попрощалась и вышла из автобуса. После этого мы еще около часа ехали по городу к месту отправления. К половине десятого в номер вернулся и я. Больше на экскурсии не ездил. Благо до отъезда домой оставалось всего три дня и три ночи.
Туристы не хотят ехать на российский юг из-за отсутствия сервиса, сами южане уверены, что сервис появится вместе с федеральными деньгами уже через несколько лет. Сбудется ли это традиционное «авось»? И если да, то сколько тогда этот сервис будет стоить?
Поделиться:
Все новости компаний