Газета
 04 августа 2008, 00:00   886

На ЮНЕСКО!

На ЮНЕСКО!
Власти вознамерились добиться нового статуса музея «Пермь-36». Но пока критериям ЮНЕСКО музей практически не соответствует.
Автор: Кирилл Перов
Власти вознамерились добиться нового статуса музея «Пермь-36». Но пока критериям ЮНЕСКО музей практически не соответствует.

В прошлые выходные недалеко от Чусового состоялась очередная «Пилорама». Официально это мероприятие называется довольно длинно, поэтому приведем только начало названия: «Фестиваль-форум «Пилорама»» – мегапроект мемориального музея истории политических репрессий «Пермь-36», международного общества «Мемориал» и т. д. Кто на «Пилораме» бывал или слышал о ней от очевидцев, тот примерно представляет, о чем идет речь. Остальным объяснить будет непросто. Внешне это выглядит примерно так. На берегу реки стоят палатки, в которых несколько дней живут энтузиасты, – остальные приезжают на день. Есть пара рукотворных сцен, на которых выступают разного рода барды, играют моноспектакли, просто разговаривают. Люди шатаются тут и там, слушают, едят, пьют, купаются, разговаривают. Еще показывают кино, читают, обсуждают стихи и, видимо, много чего прочего. Тот, кто знает, зачем приехал, или если ему есть с кем провести время, – тот себя найдет и особо разочарован не будет.
Но зачем? Зачем все эти люди собрались в этом месте вместе? Формальное объяснение есть, но оно не очень убеждает. Дело в том, что люди (многие, какая часть – судить не возьмусь) не производят впечатления собравшихся вместе. В одном месте – да, вместе – нет. Все распадается на маленькие междусобойчики, и между ними общее – только ощущение большого пикника за городом.
Из названия мероприятия ясно, что все это имеет отношение к музею «Пермь-36», собственно действо проходит на и около территории бывшего советского лагеря. В этом году оно было посвящено 60-летию со дня принятия Всеобщей декларации прав человека, а также 40-летию событий 1968 года (события «Пражской весны» и гражданский отклик на нее в СССР). Забавно, что другие события 1968 года – прежде всего кульминация молодежной революции (например, в виде уличных боев парижских студентов с полицией) – здесь не упомянуты. Хотя эта тема, учитывая молодежный характер аудитории и сам формат мероприятия, была бы, пожалуй, более уместной.
Но дело не в теме как таковой. Понятно, что музей обыгрывает то, к чему имеет отношение (вопрос в том – достаточно ли этого?). Проблема в том, как он это делает. Очень несовременно. Собрав кучу людей по пафосно-гражданскому поводу, он пытается брать деньги за все, даже за то, что, судя по всему, досталось самому музею бесплатно. С удивлением видишь, что привратники (так и хочется написать – охранники, на самом деле это чуть более бодрый аналог всех доставших бабушек на стульчиках в традиционных музеях) не дремлют: свободно перемещаться по всей территории нельзя, отдельные места, которые обязательно нужно показывать людям, просто закрыты.
Постепенно, с подсказки опытных людей, понимаешь, что все мероприятие организовано не для всех, кто приехал, а для узкой группы VIP’ов, которым нужно показать товар лицом. Остальные, получается, что-то вроде массовки, платного приложения.
Деталями антуража было и проведение нескольких мероприятий по забавным темам. Одна из них: «Пермь-36 – бренд или не бренд Пермского края?». Известная страсть краевого руководства к брендированию территории может обрести новое дыхание, взамен, например, планов строительства музея в Перми. Как оказалось, один из механизмов уже найден – нужно внести «Пермь-36» в список всемирного наследия ЮНЕСКО!
Тут начинаешь немного напрягаться. Потому что в данном случае речь должна идти о «выдающемся мировом достоянии» – в этом соль списка. От России в нем представлены центры Москвы и Питера, Кижи, например. И вдруг – «Пермь-36». Впрочем, почему нет? Тогда интересны технические детали. Какому из критериев ЮНЕСКО для внесения в список этот памятник (или ансамбль, или достопримечательное место – существуют разные категории) соответствует? Едва ли он является «творением творческого гения человека». Тогда одно из трех: «является уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей»; или «представляет наглядный пример типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) развития человеческой истории»; или должен «быть непосредственно или в большой степени связанным с событиями или жизненными традициями, идеями или взглядами, произведениями литературы и искусства, представляющими выдающееся мировое достояние».
При некотором интеллектуальном изощрении можно применить и все три разом. Нужно, правда, понимать и риски, но это – отдельная тема.
ЮНЕСКО, будь оно неладно, еще требует соответствия по критериям подлинности и целостности – а с этим, как можно понять, большие проблемы. А еще требуется качественное управление объектом. Заходим на сайт музея и смотрим годовые отчеты. Последний относится к 2003 году. А за 2002 год представлен даже не отчет, а его черновик. Без комментариев.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний