Газета
 21 июля 2008, 13:20   865

Не за горами

Не за горами
Представители страховых компаний говорят о росте интереса к страхованию жизни. Тем не менее данный сегмент остается весьма узким. Основные причины – менталитет россиян и несовершенство законодательства.
Представители страховых компаний говорят о росте интереса к страхованию жизни. Тем не менее данный сегмент остается весьма узким. Основные причины – менталитет россиян и несовершенство законодательства.

Согласно данным Федеральной службы страхового надзора РФ по итогам 2007 года Пермский край относится к регионам с достаточно высоким уровнем развития рынка страхования. Напомним, что по итогам 2007 года в соответствии с данными Федеральной службы страхового надзора РФ (ФССН) Пермский край занял 12-е место по объему рынка страхования. Самое высокое, 4-е место из всех видов страхования Пермский край занял по страхованию жизни, пропустив вперед только Москву, Татарстан и Саратовскую область.
По мнению Валерия Шелякина, директора Уральского регионального центра ОСАО «Ингосстрах», на данном сегменте рынка страхования наблюдается несколько позитивных тенденций. В частности, преимущественное развитие классического страхования жизни, снижение уровня кэптивности, а также активное развитие добровольного страхования, толчком к чему стало распространение кредитования физических лиц. Также, по словам эксперта, продолжается процесс очищения рынка от налоговых схем, что подтверждает и официальная статистика: по данным ФССН, доля личного страхования в 2004 году составляла 20,6 %, в 2006 году – уже только 7,7 %, а в 2007 году – 9,7 %.
В ожидании чуда. По данным ФССН, объем поступлений по договорам долгосрочного страхования жизни за I квартал 2008 года составил в Пермском крае 140,8 млн рублей, за 2007-й – 701,1 млн рублей. Темпы роста рынка в I квартале 2008 года составили 14,4 % к уровню аналогичного периода прошлого года.
Валерий Шелякин:
– Названный абсолютный показатель был достигнут вследствие устойчивого роста рынка за последние несколько лет. Согласно статистическим данным реальный рынок страхования жизни увеличивался в 1,4 раза ежегодно. По разным аналитическим прогнозам, размер рынка в 2012 году может составить от 18 млрд рублей до 32 млрд рублей.
По мнению г-на Шелякина, на данный момент рынок страхования жизни находится на такой стадии, которую можно охарактеризовать как «ожидание роста страхования жизни». «Несмотря на то что объем рынка и число игроков небольшое, есть ощущение, что в будущем – к 2012–2016 годам – рынок существенно вырастет», – заявляет эксперт. Уже сейчас, по его словам, компании, пришедшие на этот рынок и намеренные работать на коммерческих принципах, показывают порядка 40 % прироста за год.
По данным Федеральной службы страхового надзора РФ, в Пермском крае страхованием жизни занимается 26 компаний, большинство из которых являются федеральными. В 2008 году конкуренция среди страховых компаний усилилась в связи с тем, что в регион пришло еще несколько игроков.
Лидерами рынка в I квартале 2008 года стали такие страховые компании, как «Каллисто» и «Колорадо». По данным ФССН, в совокупности эти две компании собрали более 60 % премий по страхованию жизни. Однако по всем признакам данные достижения можно отнести на счет зарплатных схем. Об этом, в частности, говорит тот факт, что в 2007 году доля СК «Колорадо» на рынке страхования жизни составляла менее 0,1 %. СК «Каллисто» на прошлом рынке не присутствовала.
Основными же игроками рынка следует считать «Росгосстрах» (в I квартале 2008 года рыночная доля компании составила 8,8 %), «Аиг Лайф» (4,3 %), «Чешскую страховую компанию» (3,5 %), «Ренессанс-Жизнь» (3 %) и «Капиталъ Страхование Жизни» (2,2 %). Наибольшие темпы роста за I квартал 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года показали «Чешская страховая компания» (в 10,5 раз), «Капиталъ Страхование Жизни» (в 2,4 раза), «Фондовый резерв» (в 1,7 раза), а также «Росгосстрах» (в 1,3 раза).
Оглядываясь на Запад. Однако, несмотря на существенные темпы развития рынка, эксперты по-прежнему говорят о недостаточной развитости этого сегмента рынка как в целом по России, так и в Пермском крае. По оценкам Елены Опутиной, заместителя директора Пермского филиала «КапиталЪ Страхование Жизни», лишь 5–6 % населения имеют полис страхования жизни.
Людмила Селеткова, начальник отдела продаж блока страхования жизни Пермского филиала СК «Росгосстрах»:
– Рынок классического страхования жизни – это небольшой и пока недостаточно развитый сегмент российской экономики даже по сравнению со странами Восточной Европы.
По словам г-жи Селетковой, сборы по этому виду страхования в России не превышают 1 % от общего объема страховых платежей, в то время как в странах Европы и Америки они достигают 90 %. «Результаты исследования, проведенного «Росгосстрахом» в крупнейших российских городах, показали, что полисы накопительного страхования имеют лишь 5 % жителей, лишь 2 % населения планируют купить его в ближайший год, а еще 15 % опрошенных – в перспективе», – говорит Людмила Селеткова. Одновременно, по данным ФССН, в 2007 году на долю страхования жизни приходилось лишь 5,4 % всех сборов.
Как и раньше, представители страховых компаний связывают данное обстоятельство с неразвитой культурой страхования. «Многие клиенты даже не знают о возможности долгосрочного страхования жизни или путают со страхованием от несчастных случаев», – говорит г-жа Опутина. Аналогичное мнение высказывает и г-жа Селеткова. По ее мнению, главная причина невысокого уровня рынка страхования – недоверие россиян к финансовым институтам, в том числе и страховым компаниям, а также низкий уровень финансовой грамотности. «Люди только начинают планировать свой бюджет на 3–5 лет», – отмечает г-жа Селеткова. Андрей Лузянин, исполнительный директор Пермского филиала ЗАО «КапиталЪ Страхование Жизни», также считает, что люди до сих пор боятся отдавать финансовые средства в страховые компании на 10–20 лет, потому что не знают, что произойдет с ними в будущем.
Андрей Лузянин:
– Страхование жизни – это такой финансовый инструмент, который работает только в экономически развитом обществе. В условиях, когда у человека появляется собственность, ответственность за семью, тогда начинает развиваться страхование в целом и особенно страхование жизни. Таким образом, страхование жизни развивается вслед за развитием экономики.
Людмила Селеткова имеет весьма оптимистичный взгляд на перспективы развития страхования в России. «Уже сейчас в России существуют благоприятные условия для развития страхования жизни: идет процесс формирования среднего класса, растет благосостояние населения и люди стали задумываться о своем финансовом будущем», – говорит эксперт.
Как отмечают страховщики, наибольшим спросом услуги по страхованию жизни пользуются у представителей среднего класса. «Основная масса клиентов – это люди среднего класса, которые имеют небольшой, но стабильный заработок, хорошую работу. Лишними финансовыми средствами они не обладают, возможно, поэтому прибегают к этому способу защиты своей семьи», – утверждает г-н Лузянин.
По словам Марины Цед, ведущего специалиста по долгосрочному страхованию Пермского филиала ОАО «Государственная страховая компания «Югория»», обобщенный портрет клиента по накопительным страховым программам выглядит так. Это женщины в возрасте 25–35 лет, имеющие детей в дошкольном и школьном возрасте, с доходом на уровне среднего и ниже среднего. Иная картина по пенсионным страховым программам: женщины и мужчины в возрасте 30–40 лет со средним доходом и ниже среднего, которые планируют свое будущее и хотят получать дополнительную пенсию.
В силу относительной неразвитости рынка страховщики предоставляют весьма ограниченный ассортимент продуктов, тогда как инновационные продукты страхования жизни пока не получили распространения. В частности, это относится к полису Unit-Linked, совмещающему классическое накопительное страхование жизни с инвестиционной составляющей в виде паевых фондов. В первую очередь, по утверждению Людмилы Селетковой, это связано с тем, что сегодняшнее страховое и налоговое законодательствао не дает возможности продавать этот продукт. Однако, по мнению Андрея Лузянина, в перспективе инновации в сфере страхования жизни такого рода весьма интересны для компаний.
Не за горами
Поделиться:
Все новости компаний