Газета
 14 июля 2008, 13:20   1077

Ненормативное употребление русского языка

Россвязьохранкультуры считает нарушением использование сотовыми операторами латинского шрифта в информационных SMS, направляемых абонентам.
Россвязьохранкультуры считает нарушением использование сотовыми операторами латинского шрифта в информационных SMS, направляемых абонентам.

На этой неделе управлением Россвязьохранкультуры проведена проверка в части соблюдения требований по использованию русского языка при взаимоотношениях операторов связи с пользователями услуг связи. Проверка показала, что ряд операторов использует латинский шрифт в информационных SMS, направляемых абонентам. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 48 закона «О связи» взаимоотношения операторов связи с пользователями услуг, возникающие при оказании услуг связи на территории РФ, должны осуществляться на русском языке. В соответствии с п. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации и ст. 1 закона «О государственном языке Российской Федерации» государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Как пояснил заместитель руководителя управления Россвязьохранкультуры по Пермскому краю Николай Скопин, в ходе штатной проверки выявлены нарушения, операторам связи МТС и «Уралсвязьинформу» выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Вопрос об использовании латинского шрифта в информационных сообщениях был поднят еще в 2005 году. Дело не только в том, что переход полностью на кириллическую форму сообщений нельзя провести в краткие сроки и это требует дополнительных финансовых вложений, – проблема кроется в более объективных причинах, до сих пор не позволявших крупнейшим операторам сотовой связи полностью перейти на русский язык.
«Я думаю, что предписание управления справедливо и правильно. Мы почти полностью перевели все терминалы по обслуживанию клиентов на новую, русскоязычную форму. Те, что остались, должны обслуживать тех абонентов, которым информационные сообщения на русском просто недоступны», – отметил экс-заместитель директора по коммерческим вопросам межрегионального филиала сотовой связи УСИ Александр Красношеев.
Кроме того, неясным остается вопрос о языковой принадлежности сообщений, написанных русским языком, но латинскими символами. Начальник отдела по связям с общественностью екатеринбургской телекоммуникационной группы «Мотив» Елена Виноградова считает, что в законодательстве нет четких указаний на категорию текстовых сообщений, которые могут однозначно считаться нерусскими: «Каждая из указанных норм говорит лишь о необходимости использования русского языка во взаимоотношениях сторон, но при этом не определяет, какой из алфавитов должен быть использован в тексте. Русскоязычный текст, написанный латинскими буквами, не становится автоматически «нерусским»».  
Следует учитывать и то, что не все телефоны поддерживают кириллическую буквицу. Это относится прежде всего к владельцам старых моделей телефонов, которые до сих пор в большом количестве находятся в обращении. Также от смены языка зависят эксклюзивные телефоны азиатского производителя. Поэтому переводить все на русский язык было бы несправедливо по отношению ко многим абонентам. Одна из компаний, к которой предъявлялись претензии в ходе последней проверки, предложила альтернативный способ разрешения недоразумения. «Мы отправляем сообщение в определенном виде: латиницей или русскими буквами, сейчас мы отправляем латиницей, но абонент может выбрать, в каком виде он хочет получать, а со следующей недели мы начнем отправлять русскими буквами, и абонент тоже может выбрать способ получения, то есть право выбора есть всегда, вопрос только – поддерживает ли его телефон русский язык», – предложил специалист по связям с общественностью филиала «Макро-регион «Урал» ОАО «МТС»» Дарья Вольхина.
Поделиться:
Все новости компаний