Газета
 07 июля 2008, 13:20   972

Во главе угла – закон

Во главе угла – закон
Руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Владимир Безгинов – о реализации арестованного имущества, ограничении выезда должников за границу и скандале вокруг Пермского порохового завода.
Автор: Кирилл Перов
Руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Владимир Безгинов – о реализации арестованного имущества, ограничении выезда должников за границу и скандале вокруг Пермского порохового завода.

Владимир Александрович, с 1 февраля 2008 года вступил в силу новый закон об исполнительном производстве. Насколько серьезно он изменил ситуацию, какие новации Вы считаете основными?
– Из наиболее существенного отмечу, что новый закон значительно расширяет полномочия судебных приставов. Например, на основании 10-летнего опыта работы в новую редакцию закона включено такое важное на сегодняшний день положение, как право судебного пристава-исполнителя временно ограничить право должника на выезд из Российской Федерации, а также обращаться в регистрирующие органы за принудительной регистрацией прав должника на недвижимое имущество. Кроме того, приставы имеют теперь право накладывать аресты на результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В части доступа к информации, необходимой для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов, также произошли изменения.
Важным нововведением закона являются нормы, посвященные вопросам обращения взыскания на ценные бумаги и имущественные права, доработаны положения об оценке и продаже арестованного имущества должника. Сейчас четко определены виды имущества, реализация которого осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Немаловажное значение имеет четкое урегулирование вопроса распределения взысканных средств, если их недостаточно для удовлетворения всех требований, предъявленных к должнику. Закреплены положения о первоочередном удовлетворении требований взыскателя.
Кроме того, новый закон впервые наделяет главного судебного пристава субъекта Российской Федерации правом передавать исполнительное производство из одного структурного подразделения в другое (в пределах одного субъекта Федерации). Такое решение может приниматься для более полного и правильного осуществления исполнительного производства. Это может быть связано, например, с исполнением документов, представляющих особую экономическую, социальную или общественно-политическую значимость для страны либо для субъекта Федерации.
Для усиления контроля за принимаемыми судебными приставами-исполнителями различного рода решениями по исполнительному производству, а также оперативному устранению выявленных нарушений закон предусматривает возможность обжалования постановлений, действий или бездействия судебных приставов-исполнителей наряду с судебным оспариванием обжалования в порядке подчиненности.
В целом основной целью при подготовке нового закона являлось создание такого механизма, который позволил бы повысить эффективность деятельности службы судебных приставов по защите прав и интересов государства, физических и юридических лиц в исполнительном производстве. Перед нашим управлением стоят четкие задачи по достижению указанной цели.
В центральных СМИ (в частности, в газете «Ведомости») проходило несколько материалов о непрозрачности механизма реализации арестованного имущества на аукционах. Как вы оцениваете аукционы, которые проходят в Прикамье, насколько часто высказываются претензии со стороны их участников к организации аукционов?
– Процедура реализации арестованного имущества предусматривает как комиссионную продажу, так и проведение торгов. Последняя касается недвижимого и заложенного имущества. Именно эта процедура чаще всего становится предметом различных споров и внимания журналистов. Постараюсь объяснить эту процедуру и роль ее участников.
За полгода действия закона поверенными фонда проведено 23 аукциона по продаже недвижимого и заложенного имущества, из них 12 аукционов признаны несостоявшимися по различным причинам. Зачастую это вполне объективные причины – например, отсутствие заявок на участие в торгах. В этом году сумма арестованного заложенного имущества, заявленного на торги, составляла 8 677 тыс. рублей. Однако продано такого имущества было всего лишь на сумму 575 тыс. рублей, что связано с тем, что согласно требованию законодательства первоначальная продажная стоимость заложенного имущества определяется судом и, как правило, на момент реализации не соответствует его реальной рыночной стоимости.
Всего же в течение пяти месяцев 2008 года от реализации арестованного имущества, в большей части на торгах, было получено около 29 млн рублей, которые поступили взыскателям. Если рассмотреть в разрезе категорий, то большая часть – это объекты недвижимости, воздушные суда, и только в двух случаях – заложенный автотранспорт.
При аресте счетов Пермского порохового завода приставов обвиняли в том, что они действуют в интересах одной из сторон. Насколько Вы уверены в чистоплотности своих сотрудников, есть ли служба внутренней безопасности, каковы результаты ее деятельности?
– Скандал, возникший вокруг наложения судебными приставами ареста на счета Пермского порохового завода, был раздут журналистами, не разобравшимися до конца в сложившейся ситуации. Говорить, что эта процедура незаконна, неверно. В соответствии с законом у судебного пристава-исполнителя имелись все основания для применения мер принудительного исполнения в отношении должника, в том числе обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах и вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Что касается утверждения некоторых журналистов о том, что наложение ареста было инициировано губернатором Пермского края после его встречи с лидером КПРФ, то оно, в принципе, несостоятельно. Логика проста. Судебный пристав вынес постановление о наложении ареста 9 июля, а встреча Олега Чиркунова и Геннадия Зюганова состоялась лишь 17 июля. Опять передергивание фактов или чье-то явное желание исказить ситуацию.
Вообще, предположения о том, что судебные приставы действуют на той или иной стороне, возникают в основном у людей, смотрящих на ситуацию однобоко. В нашем управлении есть четкая система работы с гражданами. Каждый четверг и субботу я и мои заместители ведут личный прием граждан. Записаться на него можно по телефону 229 80 05. В управлении работает телефон доверия 291 12 90, по которому можно сообщить о нарушениях, коррупции, волоките, злоупотреблении служебным положением со стороны сотрудников управления. Каждое сообщение детально изучается, прорабатывается. В случае подтверждения фактов материалы передаются в соответствующие органы.
Что же касается службы безопасности, то у нас есть целый отдел по обеспечению работы с кадрами и вопросам безопасности, который был создан еще в апреле 2006 года. В его функции входит выявление и пресечение фактов противоправной деятельности работников нашей службы. У всех на слуху дела в отношении начальников отдела по Бардымскому району и Чердыни. Нарушения в деятельности этих сотрудников выявили именно сотрудники аппарата управления.
Мы заинтересованы в том, чтобы в нашем управлении работали надежные, высокопрофессиональные юристы. Именно поэтому каждый кандидат, желающий поступить на государственную гражданскую службу в наше управление, с первых дней подачи заявления на конкурс попадает в поле зрения специалистов вышеупомянутого отдела. Например, в 2007 году из 717 кандидатов 28 было отказано в приеме по причине выявления службой собственной безопасности фактов, препятствующих их поступлению на службу (судимость и недостоверные сведения, предоставляемые кандидатом). За шесть месяцев этого года из более 500 кандидатов проверку не прошли более 20 человек.
И после поступления на службу все сотрудники проходят аттестацию, где оценку их профессиональным знаниям дает достаточно серь-езная, компетентная комиссия, по выводам которой дается заключение по профпригодности сотрудника. Такие аттестации и другие проверки знаний и навыков сотрудников регулярны.
Какова статистика деятельности службы в Пермском крае? Каково количество исполнительных производств, насколько оперативно реализуются функции по исполнению исполнительных документов?
– По результатам работы за пять месяцев этого года нагрузка на судебных приставов Прикамья была одной из самых высоких в России: более тысячи документов на одного судебного пристава. За этот период на принудительном исполнении находилось более 750 тысяч исполнительных производств. Из них около половины окончено. Приставы Пермского края за пять месяцев взыскали более 1,5 млрд рублей. Это больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Третью часть документов составляют постановления органов ГИБДД. Их число за пять месяцев этого года составило более 240 тысяч исполнительных документов. Фактически взысканная сумма по ним составляет более 16 млн руб-лей.
С 1 февраля в законе появилась статья о праве пристава ограничивать выезд должников за пределы Российской Федерации. Как проходит эта работа?
– Вокруг применения этой меры шло немало споров. Ее применяли приставы и раньше, но в соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» законность этой меры была подтверждена Конституционным судом РФ еще в феврале 2005 года. В решении суда было подчеркнуто, что такой запрет не нарушает конституционное право граждан на свободный выезд из страны, так как сам по себе направлен на охрану конституционных прав граждан, в пользу которых вынесено судебное решение. И основание применения ограничения всегда одно – неисполнение решения суда.
Основными категориями исполнительных документов, по которым чаще всего выносятся постановления об ограничении, являются взыскания долга в пользу физических лиц, кредитных организаций, государства.
За первое полугодие этого года судебными приставами-исполнителями Пермского края вынесено около 140 постановлений о временном ограничении права выезда должников за пределы Российской Федерации. Эффективность этой меры доказана практикой. Многие должники, забывшие про свои неисполненные обязательства, неоплаченные штрафы стали обращаться в нашу службу, чтобы погасить долги. Мы даже открыли горячую линию, так как поток звонков резко увеличился.
В настоящее время на федеральном уровне обсуждается вопрос о сокращении срока снятия этого ограничения в случае погашения всей суммы долга. Он прорабатывался нами и в ходе рабочей встречи с начальником отделения пограничного контроля аэропорта «Большое Савино». Думаю, что в ближайшее время ситуация должна измениться.
Какие проблемы стоят сегодня перед службой наиболее остро? Как Вы намерены их решать?
– Как было сказано ранее, одна из проблем – это создание команды высокопрофессиональных сотрудников. Поэтому очень важно в любые переходные моменты, а именно это сейчас и происходит со службой судебных приставов, сохранить и развить тот потенциал, который уже имеется. Во-вторых, создать систему непрерывной подготовки и обучения всех категорий служащих – от руководящего состава до рядовых приставов. В-третьих, интенсивная информатизация деятельности всей службы и каждого нашего сотрудника. Автоматизация и компьютеризация позволят не только сокращать время на составление и прохождение документов, но и жестче контролировать систему исполнения.
Если говорить конкретно про исполнение судебных актов и актов специально уполномоченных органов, то все решается в плановом режиме и в соответствии с заключаемыми соглашениями о взаимодействии с различными госструктурами.
Во главе угла всегда стоит закон. На мой взгляд, обновленное законодательство об исполнительном производстве позволит упрочить российскую систему защиты прав и основных свобод человека, общества, государства и приблизить ее к европейским стандартам, существенно повысив эффективность работы Федеральной службы судебных приставов России и авторитет правосудия.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний