Газета
 07 июля 2008, 13:20   1098

Продать и поглотить

Продать и поглотить
Рынок бытовой техники и электроники сформировался, теперь игроки ищут пути выживания, региональным участникам рынка остается все меньше способов для выживания.
Автор: Кирилл Перов
Рынок бытовой техники и электроники сформировался, теперь игроки ищут пути выживания, региональным участникам рынка остается все меньше способов для выживания.

За последние несколько лет рынок бытовой техники и электроники в России демонстрирует стабильный рост. Пик его развития произошел в 2004 году. Тогда, по данным аналитиков инвестиционного холдинга «БрокерКредитСервис», он вырос на 47 % по отношению к предыдущему году, затем происходил планомерный подъем порядка 20 % в год. По итогам 2007 года емкость рынка БТЭ в России оценивается специалистами в 33 млрд долларов, 15 млрд из них приходится на сегмент сотовых телефонов и компьютерной техники. Эксперты также отмечают, что в секторе БТЭ регионы обгоняют столицу по темпам развития. По словам инвестиционного аналитика потребительского сектора и розничной торговли компании «БрокерКредитСервис» Татьяны Бобровской, наиболее привлекательными для инвесторов на сегодняшний день являются рынки Урала и Поволжья.
Рост и порядок. По оценкам аналитиков сети «Эльдорадо», за прошедший 2007 год рынок БТЭ в Пермском крае вырос в среднем на 30 %, что выше общероссийских показателей. «На фоне прошлых лет развитие выглядит очень динамичным, но уже в 2008 году рост по Пермскому краю, думаю, несколько замедлится и составит около 20 %», – поясняет директор Пермского подразделения компании «Эльдорадо» Владислав Михеев.
Аналитики говорят о более значительном снижении темпов роста в масштабах всей страны.
Старший аналитик ИГ «АнтантаПиоглобал» Андрей Верхоланцев:
– В силу высокой консолидации темп роста этого рынка замедляется. Если в 2007 году он составил порядка 15 %, то в текущем году участники рынка ожидают, что этот показатель сократится до 12–13 %. Для сравнения напомню: в 2005 году рынок вырос на 25 %, в 2006 году – на 17 %. Думаю, что в регионах ситуация в целом схожа с общероссийской.
Аналогичную динамику отмечает и Владислав Исаев, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ». По словам эксперта, рынок БТЭ в последние годы показывает тенденцию к насыщению и снижению темпов развития. «Если уровень роста в 2005 году был порядка 30 %, то к 2007 году показатель составил 15 %, и в этом году он должен оставаться на уровне 10–12 %», – отмечает Владислав Исаев. Специалисты «БрокерКредитСервиса» прогнозируют, что рост рынка в период с 2007-го по 2012 год ежегодно будет составлять порядка 8–10 %.
Тем не менее большинство экспертов признают: темпы роста пермского рынка БТЭ останутся более высокими, чем в среднем по России.
На сегодняшний день рынок бытовой техники и электроники вполне сформировался, в Пермском крае он представлен пятью крупными игроками: четырьмя федеральными сетями и региональным игроком «Сатурн-Р», позиции которого на местном рынке достаточно стабильны.
По оценкам «БрокерКредитСервиса», на российском рынке четверка федеральных ритейлеров занимает более 53 % рынка. Татьяна Бобровская также допускает, что в мегаполисах этот показатель может быть значительно выше. Несколько другие данные представил Владислав Исаев. По оценкам этого специалиста, показатели Пермского края соответствуют общероссийским. «Сегодня это соотношение порядка 80 на 20 в пользу федералов, – отмечает эксперт. – В отдельных регионах доля федералов выше, но в целом ситуация в Перми коррелирует с показателями большинства российских регионов». Схожие расчеты представил «bc» и Андрей Верхоланцев. Эксперт отмечает, что в 2007 году на долю 4 крупнейших компаний в России пришлось порядка 70 % продаж в сегменте БТЭ.
Вместе с тем оценить долю каждого из игроков на региональном рынке оказалось несколько сложнее. В разговоре с корреспондентом издания владелец сети магазинов «Сатурн-Р» Александр Репин признался, что в последние годы доля его компании на пермском рынке сократилась, сегодня она составляет порядка 20 %. Кроме местного игрока свои данные о доле компании на рынке предоставил ритейлер «Эльдорадо».
«Конечно, лидирующее место занимает «Эльдорадо», чья доля в Перми составляет 40–43 %. Затем следуют федеральные игроки и «Сатурн-Р». То есть ситуация в целом, на мой взгляд, не отличается от общероссийской», – отметил Владислав Михеев.
По данным «bc», «Эльдорадо» на сегодняшний день – наиболее крупная сеть в регионе: 13 ее магазинов, помимо Перми, открыты в Добрянке, Чернушке, Березниках, Чайковском, Пермском районе. Следующий за «Эльдорадо» «Сатурн-Р» имеет лишь 5 магазинов, все они открыты в Перми. Кроме того, в Прикамье работают три гипермаркета «Техносилы» и по две точки у «М-Видео» и «Мира».
В поисках выхода. После того как федеральные сети объявили об экспансии в регионы, аналитики и участники рынка ежегодно отмечают ужесточение конкуренции на местном рынке. Помимо этого сильнейшие игроки уже сейчас вынуждены продумывать дальнейшую стратегию своего развития.
Эксперты выделяют три направления развития, по которым могут пойти игроки. «Торговым сетям для привлечения новых покупателей, увеличения прибыли и завоевания большей доли рынка необходимо задействовать все три основных торговых розничных направления – развитие собственных гипермаркетов, франчайзинг и интернет-торговлю. От эффективности построения бизнес-моделей этих направлений и их развития зависит успех розничных сетей», – уверена Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью сети «Техносила».
Сейчас, по оценкам инвестиционных аналитиков, продажи в регионе становятся все более выгодными для федеральных ритейлеров. Федералы все активнее осваивают не только Пермь, но и активно заходят в другие города края.
К примеру, компания «Эльдорадо» заявила о намерении открыть в Перми и крае в течение ближайших двух лет не менее четырех магазинов общей площадью примерно 12–14 тыс. квадратных метров.
Что касается развития франчайзинга, то на сегодняшний день активно продвигают бренд таким способом только «Техносила» и «Эльдорадо», что позволяет компаниям быть узнаваемыми в городах с небольшим населением.
Надежда Сенюк:
– В маленьких городах с численностью населения менее 100 тысяч жителей зачастую нет потребности в открытии крупноформатных магазинов, и средний формат франчайзинговых магазинов, составляющий порядка 300–500 квадратных метров, является для них оптимальным. Развитие франчайзинговой сети позволяет расширить географическое присутствие бренда.
А вот интернет-торговля вызвала противоречивое отношение участников рынка. Несмотря на то что игроки признают, что в дальнейшем Интернет может составить серьезную конкуренцию розничным магазинам, они отмечают, что на сегодняшний день доля интернет-магазинов в общем числе продаж минимальна.
Елизавета Тотунова, PR-директор компании «МИР»:
– Сегодня на долю интернет-магазинов приходится менее 1 % пермского рынка бытовой техники и электроники и говорить о конкуренции интернет- и розничных магазинов не приходится. Для большинства федеральных операторов интернет-магазин, скорее всего, дополнительная услуга. Тем не менее интернет-торговля – очень перспективное и динамично развивающееся направление. Например, продажи нашего интернет-магазина в Перми ежегодно увеличиваются в разы.
С Елизаветой Тотуновой соглашаются Владислав Михеев и Андрей Верхоланцев. Кроме того, аналитики прогнозируют, что в дальнейшем стоит ожидать роста продаж с помощью интернет-сети. «Мы ожидаем роста доли продаж через Интернет, что в свою очередь ограничит рост продаж ритейлеров в крупных городах», – отмечает Тать-яна Бобровская.
Другим путем. Несмотря на то что до прихода в регион федеральных сетевых компаний местные игроки сумели серьезно укрепить свои позиции, эксперты признают, что на сегодняшний день перспективы развития большинства из них весьма ограниченные. Развитие собственной логистики региональных операторов затруднено высокими затратами, нехваткой складских площадей, ростом арендных ставок. Кроме того, небольшим компаниям, как правило, сложнее решать финансовые вопросы, в частности, стоимость привлечения долгового финансирования для них достаточно высока. Как следствие, региональным сетям все сложнее конкурировать с федеральными игроками.
По словам Татьяны Бобровской, у пермских операторов есть несколько путей сохранения позиций на рынке: слияние с другими региональными сетями и развитие собственной логистики, а также расширение доли прямых поставок от производителей и укрупнение формата торговли. Помимо этого возможными вариантами развития может стать интеграция в состав федеральных сетей или переход на контракты франчайзинга.
Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Владислав Исаев:
– С точки зрения экономического уровня численности населения Пермь является привлекательным рынком для развития присутствия на нем ведущих игроков. При этом в качестве варианта развития можно рассматривать возможность покупки местных игроков, которые, в случае дефицита ресурсов для развития за пределами региона, со временем будут проигрывать федеральным игрокам в конкурентной борьбе.
Постепенно мелким игрокам будет все труднее развивать свой бизнес, однако «Сатурн-Р», отмечает Владислав Исаев, еще сохранит свое влияние за счет хороших позиций на рынке.
Однако Александр Репин уверен, что у его сети на сегодняшний день тоже есть шанс на выживание. «Конечно, наша доля будет уменьшаться, – соглашается собеседник «bc», – поэтому в новых условиях мы будем занимать соответствующее положение. Пока считаю, что компания выдерживает конкуренцию и находится среди первых, лидирующих игроков».
Вместе с тем «малышей» и федералов объединяет одна проблема – дефицит качественных торговых и складских площадей, что в свою очередь отражается на цене товаров. По оценкам специалистов консалтинговых компаний, она не будет решена даже к 2012 году. Сейчас ритейлеры уже не только надеются на девелоперов, но и заявляют о самостоятельных проектах. Так, в прошлом году группа компаний «СВ» заявила о создании в холдинге подразделения «ТС-Девелопмент», которое будет заниматься строительством торговых центров.
Что касается дальнейшего развития сетей и роста рынка, то здесь ситуация во многом зависит от развития строительства торговых центров, роста уровня доходов населения и развития кредитования.

Продать и поглотить
Продать и поглотить
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний