Газета
 01 июля 2008, 13:20   3876

Нестандартные услуги

Нестандартные услуги
Рынок управленческого консалтинга в Пермском крае находится в стадии становления. По мнению собеседников «bc», для дальнейшего развития необходима специализация.
Автор: Кирилл Перов
Рынок управленческого консалтинга в Пермском крае находится в стадии становления. По мнению собеседников «bc», для дальнейшего развития необходима специализация.

Рынок управленческого консалтинга в Прикамье пока находится на ранней стадии своего развития. Пермский рынок заметно отстает по количеству компаний и по набору предоставляемых услуг как от Москвы и Санкт-Петербурга, так и от соседних регионов – Екатеринбурга, Уфы и других. По словам ряда собеседников «bc», пермские компании в основном обслуживают местный средний и малый бизнес, тогда как крупные промышленные предприятия чаще всего привлекают московских специалистов.
В помощь компании. По словам генерального директора компании «ЭР-Менеджмент» Андрея Арбузова, термин «управленческий консалтинг» законодательно не закреплен, в связи с этим и существуют разные трактовки этого понятия, разное понимание того, для чего необходим управленческий консалтинг.
Как утверждает Дина Ушакова, директор департамента корпоративных решений компании «АПРАЙТ»(г. Екатеринбург), целью управленческого консалтинга является помощь компании в решении стратегических и тактических вопросов развития. С ней солидарны и другие собеседники «bc».
Татьяна Пьянкова, директор Уральской тренинговой компании «Вершининг»:
– В настоящее время от руководителей компаний, желающих добиться максимального успеха, требуется постоянный поиск новых подходов для создания, поддержания и развития эффективной системы управления. Потому что именно от этого зачастую зависит судьба бизнеса в целом. И далеко не последнюю роль в жизни компании могут сыграть специалисты по управленческому консалтингу, которые оказывают помощь менеджерам высшего звена в решении задач оптимизации управления компанией и повышения эффективности.
По мнению Андрея Арбузова, управленческий консалтинг является одной из наиболее интересных отраслей консалтинга. «Управление, с одной стороны, это ремесло, с другой – искусство, а в целом – это система, которая объединяет все и вся», – уверен г-н Арбузов.
Управленческий консалтинг, по утверждению собеседников «bc», очень неоднороден и включает в себя самые разнообразные направления. Он охватывает большую часть стратегического, оперативного и кадрового консалтинга, некоторые аспекты маркетингового консультирования, а также управленческий учет и бюджетирование.
«Безусловно, каждая компания сама определяет, в какой именно момент ей необходимо обратиться за консультациями. Чаще всего за помощью к внешним специалистам обращаются, во-первых, когда организация достигает потолка своего развития и ей требуется поддержка для перехода на новый этап. Во-вторых, если фирме необходимо решить проблему с минимальными затратами. В этом случае специалисты по консалтингу помогут найти пути мобилизации всех имеющихся ресурсов, в том числе трудовых, финансовых и инвестиционных», – поясняет г-жа Пьянкова.
С ней солидарна и Татьяна Бережная, директор компании «Анкор» в Перми. По ее мнению, внешнее регулирование управленческих процессов проводится во избежание ошибок, которые могут привести к неправильному использованию финансовых и человеческих ресурсов, производственных мощностей и, как следствие, потерям в компании. «Когда эти проблемы становятся ощутимыми, тогда и компании прибегают к услугам управленческого консалтинга», – поясняет г-жа Бережная.
По словам Татьяны Пьянковой, практика управленческого консалтинга показывает, что наиболее эффективным является привлечение специалистов по управленческому консалтингу в момент, когда появляется стратегическое видение бизнеса и понимание проблем, решение которых позволит эффективно реализовывать стратегические задачи.
Растущий спрос. Как рассказали «bc» в компаниях, услуги управленческого консалтинга востребованы прежде всего у топ-менеджмента. «Как правило, инициатором обращений в консалтинговые компании выступают собственники предприятий, генеральные директора или вторые лица компании», – утверждает Андрей Арбузов. Эксперты «bc» констатируют, что все чаще услуги управленческого консалтинга востребованы представителями среднего и малого бизнеса, хотя стоимость и масштабы их проектов значительно уступают крупным предприятиям. В то же время Александр Григорьев, генеральный директор Центра профессионального аутсорсинга и управления бизнесом (ГК «PRO-Центр»), полагает, что в Пермском крае есть потребность в услугах консультантов в сфере управления, но спроса, как осознанной потребности, нет. Именно в этом, по мнению г-на Григорьева, и заключается основная причина отсутствия адекватного предложения.
Андрей Арбузов:
– Рынок консалтинга напрямую зависит от развитости рынка клиентов. Так как в управленческом консалтинге именно спрос формирует предложение, а не иначе. Так, в Уральском регионе рынок консалтинга наиболее развит в Екатеринбурге, как по количеству компаний, так и по спектру предлагаемых услуг и обороту.
Ян те Риле, директор российско-голландской инвестиционно-консалтинговой группы «Логитек», разделяет весь рынок управленческого консалтинга на две группы: Москва, Санкт-Петербург и остальная территория России. «Компании, принадлежащие этим двум «мирам», имеют свое видение бизнеса, свой подход и даже свои расценки по оплате услуг», – считает Ян те Риле.
Говоря о количестве компаний, предоставляющих услуги управленческого консалтинга в Пермском крае, участники рынка называют разные цифры, хотя все утверждают, что далеко не все консалтинговые компании работают в этом направлении. По результатам рейтинга, проведенного консалтинговой компанией NOMINOR LEO, лидируют по предоставлению услуг управленческого консалтинга три организации: «ЭР-Капитал» (70,5 %), «Наше время» (14,8 %) и «Аудит-Профит» (3,3 %). Татьяна Бережная считает, что в регионе есть 5–6 наиболее известных игроков, которые работают с крупнейшими предприятиями Прикамья. По ее словам, на рынке работает много компаний, лишь декларирующих оказание услуг управленческого консалтинга.
Средние и крупные. Тем не менее в большинстве своем собеседники «bc» уверены в том, что рынок предоставления услуг управленческого консалтинга в Пермском крае будет только расширяться. Однако в вопросе о наличии и характере конкуренции эксперты «bc» разошлись во мнениях.
Ян те Риле:
– Уровень конкуренции между компаниями в области консалтинга очень велик. Что касается характера конкуренции, то он такой же, как и в других сегментах рынка.
Андрей Арбузов в свою очередь говорит, что пермские компании не конкурируют друг с другом за клиента, а о конкуренции между региональными компаниями и вообще речи нет. «Рынок управленческого консалтинга устроен таким образом, что регионы между собой не конкурируют. Каждая компания работает на собственной территории, потому что очень важна территориальная близость к клиенту. Хотя, конечно, есть отдельные «вылазки» из других регионов в Пермский край», – поясняет г-н Арбузов. По мнению Александра Григорьева, конкуренция на рынке все же есть и идет борьба за каждого заказчика, которых в целом в Прикамье не так много.
Целый ряд экспертов утверждает, что в Пермском крае присутствуют и иногородние игроки, в особенности из Москвы и Санкт-Петербурга. По мнению Татьяны Бережной, пермские компании, конечно, превалируют, московские агентства, как правило, имеют более обширную практику и инструментарий для решения задач клиентов, но соответственно и стоимость их услуг дороже. По словам Дины Ушаковой, как правило, услугами местных консультантов пользуются средний и малый бизнес, тогда как крупные промышленные предприятия в большей степени привлекаются в московские консалтинговые компании. С ее мнением солидарна и Татьяна Пьянкова: «На мой взгляд, в Пермском крае практически все консалтинговые фирмы работают в сегменте малого и среднего бизнеса, а крупный бизнес предпочитает работать либо с московскими консалтинговыми агентствами, либо с иностранными, поскольку работа с известными фирмами-консультантами – это не только современные качественные услуги, но и своеобразный элемент престижа».
Сходной точки зрения придерживается и Александр Григорьев: «Конечно, есть ряд крупных предприятий, которые работают с компаниями федерального или международного уровня. Тогда как средний бизнес не пользуется услугами управленческого консалтинга в плановом режиме».
Консультант за час. Отличительной чертой между пермскими и московскими консалтинговыми компаниями является и стоимость услуг. По словам Андрея Арбузова, уровень цен в московских компаниях в несколько раз выше, чем у региональных. Как утверждает Дина Ушакова, в зависимости от компетенций консультанта стоимость часа может быть в среднем от 3 500 до 9 500 рублей.
В то же время Ян те Риле полагает, что о фиксированной стоимости услуг говорить не следует, так как все зависит от уровня и потребностей компании, ее размера, продолжительности консалтинговых услуг и ожидаемых результатов в ближайшем и далеком будущем. По словам Татьяны Бережной, конкретная цена всегда зависит от задачи, которую необходимо решить.
Татьяна Бережная:
– Ценовой диапазон определяется исходя из расчета себестоимости (минимальная цена) и той цены, по которой вы уже не сможете продать свои услуги (максимальная цена). Опросы самих клиентов консалтинговых компаний показывают, что цена при выборе того или иного консультанта обычно стоит на 5-м месте. Следовательно, клиент выбирает некую ценность (удобство, скорость, качество, дополнительные возможности, надежность и прочее), суть которой сводится к тому, что он в конечном итоге получает сервис и соглашается за него заплатить оговоренную сумму.
По мнению Андрея Арбузова, стоимость услуг прежде всего зависит от того, насколько формализованной является предоставляемая услуга. «Как только происходит стандартизация услуги, как в случае с бюджетированием, так сразу растет конкуренция, увеличивается число компаний, предоставляющих услуги, и соответственно снижается и устанавливается рыночная цена.
Специализированный рынок. Эксперты «bc» едины во мнении о том, что рынок управленческого консалтинга будет активно развиваться. По мнению Дины Ушаковой, сегодня прирост рынка консалтинга в центральных регионах России и на Урале составляет в среднем 25 %. «Стабильный интерес к управленческому консалтингу наблюдается и в Пермском крае», – заявляет г-жа Ушакова.
Что касается динамики спроса на услуги консультантов в сфере управления, то собеседники «bc» утверждают, что спрос растет и будет планомерно увеличиваться в этом направлении. Об этом говорят и потребители. Так, по словам Даниила Пьянкова, генерального директора ЗАО «Пермская топливная компания», спрос на управленческий консалтинг только растет, это объясняется тем, что бизнес становится более открытым, появляются новые стандарты качества и управления, следовательно, потребности в знаниях у клиента растут.
По мнению Дмитрия Орлова, первого заместителя генерального директора ОАО «Пермэнерго-сбыт», в настоящее время, в период реформирования энергетической отрасли, когда перестраивается система принятия решений и система управления, необходима помощь сторонних консультантов.
Дмитрий Орлов:
– «Пермэнергосбыт» работает в специфической отрасли, в энергетике, поэтому мы пользовались услугами московской структуры Carana Corporation, которая является не только авторитетом в сфере энергетики, но и идеологом реформы, а также учитывает особенности управления в этой области. Что касается стоимости услуг управленческого консалтинга, то она договорная, все зависит от сложности поставленной задачи и от путей ее решения.
На «Мотовилихинских заводах», по словам Петра Кравченко, директора по внешним связям и корпоративным коммуникациям, также была попытка воспользоваться услугами консалтинговых компаний для разработки системы мотивации сотрудников. «Мы проводили конкурс, в котором участвовали две компании из Перми и Москвы, обе организации предложили сопоставимые проекты приблизительно с одинаковой стоимостью. Однако от услуг обеих компаний мы отказались, поскольку они лишь разрабатывали систему, а фактическое ее наполнение ложилось на «Мотовилихинские заводы»», – поясняет Петр Кравченко.
Татьяна Пьянкова среди основных тенденций, влияющих на рынок консалтинговых услуг, отмечает увеличение платежеспособности предприятий, структурные преобразования в экономике, а также выход российских компаний на международные рынки. «Возрастающее качество услуг и профессионализм российских консультантов позволят успешно конкурировать на рынке с западными компаниями», – уверена Татьяна Пьянкова. А Дина Ушакова полагает, что на рынке управленческого консалтинга всегда найдется место как глобальным лидерам, так и локальным компаниям, за счет компетенции в «узких нишах». Анд-рей Арбузов в свою очередь уверен, что признаком развитости рынка должна стать специализация: «Быть профессионалом везде невозможно, мы же должны быть интересны клиенту и должны уметь предугадывать его потребности».
 
Справка «bc»
Доля услуг в сфере управленческого консалтинга в общей структуре рынка аудиторских и консалтинговых услуг в 2007 году, по данным компании NOMINOR LEO, составляет 0,5 %. Такие данные были получены в результате проведения рейтинга, в котором приняли участие следующие консалтинговые и аудиторские компании: «Парма-Телеком», «ПРОГНОЗ», «ЭР-Капитал», «Аудит-Классик», «Школа профессионального развития», «Инвест-аудит», «Наше время», «Аудит-профит» и «ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь».
Подавляющая же доля на рынке консалтинга и аудита приходится на IT-услуги (90,9 %), аудиторские услуги, бизнес-обучение и налоговый консалтинг занимают доли более 1 % (2,6 %, 1,9  % и 1,6  % соответственно).

Нестандартные услуги
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний