Газета
 01 июля 2008, 13:20   1808

книга

Продукт: «Похороните меня за плинтусом» Автор: Павел Санаев
Автор: Кирилл Перов
Продукт: «Похороните меня за плинтусом»
Автор: Павел Санаев


Если эта книга на самом деле автобиографичная, как утверждают критики, остается только удивляться, как Санаев умудрился вырасти психически здоровым человеком.
Дед Санаева – знаменитый актер Всеволод Санаев («Волга-Волга», «Сердца четырех», «Белые росы»), бабушка – Лидия Санаева, мама – Елена Всеволодовна Санаева («Печки-лавочки», «Чучело», «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников»), отчим – актер, режиссер, сценарист Ролан Быков, и, наконец, главный герой книги – Саша – это сам Павел Санаев.
«Похороните… » – это повесть о детстве и об уродливой «любви» взрослых к детям. Второклассник Саша Савельев с четырех лет живет с дедушкой и бабушкой. По мнению последней, внук тяжело болен и непременно «сгниет, не дожив и до 16 лет». Правда, с течением повествования все больше утверждаешься в мысли, что вряд ли мальчик уж очень болен, его болезни есть глубокая неврастения, вызванная бабушкой, или, что тоже вероятно, плод ее фантазии. Неврастении, надо сказать, было от чего развиться. Бабка по поводу и без ругает на чем свет стоит всех своих родственников. Достается и матери Саши, которая, по словам старухи Нины Антоновны, «променяла сына на карлика- кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой», где он висит по сей день. Родительница навещает сына не чаще двух раз в месяц, и каждое ее посещение заканчивается скандалом. Во время него бабушка не только успевает рассказать дочери, кто она есть на самом деле («…Да ты и не курва даже, ты вообще не женщина. Чтоб твои органы собакам выбросили за то, что ты ребенка родить посмела»), но и вдоволь побегать за ней с деревянным фокстерьером в ругах, старательно целясь острым углом в дочь.
Льющиеся непрекращающимся потоком из бабки ругательства не мешают ей до безумия любить внука и мужа. Конечно, ее собственные признания в этом можно списать на позерство несостоявшейся актрисы: «…Тяжело – не то слово. Тяжко! Но своя ноша не тянет… Это он по метрике матери своей сын. По любви – нет на свете человека, который бы любил его, как я люблю. Кровью прикипело ко мне дитя это». Но финальная сцена, когда пожилая женщина рыдает под дверью дочери, которая наконец-таки забрала Сашу себе, выглядит вполне натурально. Натуральности добавляет смерть бабки, для которой отъезд внука приравнялся к утрате смысла жизни. Бабушка здесь, безусловно, центровой персонаж. Если б не она, книга не то что «звучала» бы по-другому, ее попросту бы не было. В ней присутствует невероятная потребность быть кому-нибудь нужной. Она потому и ненавидит дочь, что та сбежала из-под ее опеки, потому и забрала внука себе, чтобы не задохнуться от нерастраченной любви.
Несмотря на обилие брани, написана книга легко, живо, страшные события изображаются с детской непосредственностью, создающей иллюзию авторства не взрослого мужчины, а того самого второклассника Саши.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний