Газета
 23 июня 2008, 13:20   2029

Социальный продукт

Социальный продукт
Весной 2008 года на пермском рынке производства хлеба произошли существенные изменения. На фоне снижения потребительской активности произошел процесс укрупнения отрасли, а местные игроки стали задумываться о скупке активов иногородних производств.
Весной 2008 года на пермском рынке производства хлеба произошли существенные изменения. На фоне снижения потребительской активности произошел процесс укрупнения отрасли, а местные игроки стали задумываться о скупке активов иногородних производств.

Уровень потребления хлебной продукции в Перми с каждым годом падает, но, несмотря на это, время от времени появляются новые небольшие пекарни. Открытие вновь построенного крупного хлебозавода маловероятно из-за низкой рентабельности бизнеса, уверены эксперты. Однако с течением времени прибыльность хлебной отрасли постепенно увеличивается, во многом за счет изменения предпочтений потребителя. Будущее рынка его участники видят в развитии новых технологий производства.
Передел. В апреле 2008 года на рынке хлебных изделий Перми произошел передел сфер влияния. Производственные площадки ООО «Пермский хлеб», которые принадлежали депутату Пермской городской Думы Олегу Шилоносову, выкупила группа компаний «РИАЛ», контролирующая «Первый хлебокомбинат» и ОАО «Хлеб». Еще ранее, осенью 2007 года, «РИАЛ» приобрел у краевых властей 100 % акций «Пермского хлеба», однако важные производственные объекты, находящиеся на территории предприятия, принадлежали Олегу Шилоносову. После апрельской сделки «РИАЛ» стал полноправным владельцем бизнеса.
Таким образом, «РИАЛ» смог повысить долю на рынке с 35 % приблизительно до 45 %. Примерно столько же принадлежит ОАО «Покровский хлеб». Таким образом, вместо трех крупных игроков на рынке Перми осталось только 2 структуры, которым принадлежит около 90 % отрасли. Остальные 10 % специалисты относят на долю небольших хлебопекарен и собственных производств торговых сетей. Более точно оценить влияние маленьких хлебопекарен на пермский рынок довольно сложно. Как правило, эти предприятия малого бизнеса не стремятся к прозрачности и скрывают свои производственные показатели.
Основную долю в производстве практически всех игроков составляют традиционные сорта хлеба: формовой (белый, черный), караваи и батоны. При этом, по словам специалиста, прибыль, которую приносит производство формовых сортов, примерно сопоставима с доходом от продаж слоеных сортов, булочных изделий и так называемых здоровых сортов хлеба.
Елена Карева, заместитель генерального директора по продажам ОАО «Покровский хлеб»:
– В 90-х годах был востребован в основном формовой хлеб, в результате чего нам приходилось перерабатывать огромные объемы сырья, и рентабельность бизнеса была ниже, чем сейчас. Она составляла около 7 %. Со временем высокорецептурные (с большим количеством ингредиентов в составе) булочные изделия стали пользоваться все большим спросом, тогда как потребление формового хлеба стало постепенно снижаться. От этого рентабельность бизнеса постепенно стала расти. В настоящее время за счет более дорогих булочных изделий она составляет 10–12 %.
По мнению генерального директора ООО «Первый хлеб» Олега Котельникова, доходность бизнеса в последнее полугодие не столь высока из-за влияния ряда факторов. «В сравнении с другими отраслями производства, представленными в Пермском крае, доходность хлебного бизнеса ниже. Рентабельность в среднем составляет около 8 %. В последнее время происходил резкий рост цен на все элементы себестоимости, влияющие на конечную стоимость продукта. Мука в течение последнего года подорожала вдвое, увеличились затраты на электро-энергию, подорожал бензин, что вызвало рост транспортных расходов, доля которых весьма значительна в расходной части бизнеса», – заявил господин Котельников.
При этом, по словам эксперта, высокая социальная значимость хлеба (который является важным продуктом для низкодоходных слоев населения) вызывает к нему пристальное внимание властей. Последние препятствуют активному росту стоимости хлеба, который компенсировал бы уровень инфляции, в результате чего рентабельность бизнеса снижается. «В какой-то момент бизнес может стать и убыточным», – заявил Олег Котельников.
Составляющие успеха. Одной из отличительных черт хлебного бизнеса является его локальность. Производители не могут экспортировать товар в другие страны и регионы: во-первых, транспортные расходы приведут к удорожанию товара в разы, во-вторых, товар является скоропортящимся, в результате чего во время длительной транспортировки, скорее всего, потеряет основное свое конкурентное преимущество – свежесть.
Однако, по мнению экспертов, все же существует два варианта осуществления экспансии в другой регион: это либо скупка местных производств, либо экспорт нескоропортящейся продукции высокой ценовой категории.
Изменения на рынке могут быть вызваны только сменой технологии хлебопечения. Как сообщил владелец сети «Норман-Виват» Вадим Юсупов, в настоящее время в европейских странах развита система продаж замороженного хлеба. Тесто со сроком годности около полугода может лежать на складах, и размораживается оно перед самой продажей. Такая технология, говорит господин Юсупов, позволяет сократить логистические расходы, а также увеличить дальность экспорта товара. «Я уверен, что примерно через пять лет больший объем хлеба в регионе будет продаваться именно по такой технологии», – заявил эксперт. Развитие подобной технологии в Перми, считают специалисты, сможет содействовать выходу местных игроков на внешний рынок.
Но в настоящее время экспансия пермских игроков в другие регионы выражается в экспорте сушек («Первый хлеб» и «Покровский хлеб») и сдобных сухарей («Покровский хлеб»). При этом, по словам Елены Каревой, с каждым месяцем отмечается рост объемов поставок пермской продукции на федеральный рынок.
Отсутствие серьезного интереса к рынкам сбыта других регионов, которое также является одной из особенностей хлебного бизнеса, сводит к минимуму вероятность прихода в Пермь крупных иногородних структур. Подобные процессы, сопровождающиеся поглощением пермских предприятий, произошли во многих отраслях производства. К примеру, Камскую кондитерскую фабрику приобрела компания «Нестле фуд», Пермский пивоваренный завод – ОАО «Сан Ин Бев», а предприятие «Пермалко» перешло под контроль SPI Group. В хлебной отрасли, уверены специалисты, подобные процессы маловероятны, и в первую очередь из-за отсутствия игроков, способных собрать несколько предприятий под единый бренд.
Также собеседники издания уверены, что процесс внутренних слияний и поглощений на пермском рынке после апрельской сделки завершился – крупные игроки заявляют об отсутствии интереса к небольшим пекарням. «Сейчас мы полностью поглощены реконструкцией, после которой намерены нарастить производственную мощность, а также сделать более высокими стандарты обслуживания клиентов», – заявила Елена Карева. С ней солидарен и Олег Котельников, который считает, что укрупнение рынка уже произошло.
Тем не менее новые маленькие пекарни время от времени появляются в Перми, но их активность, по информации издания, постепенно снижается. По мнению Елены Каревой, это связано с трудностями в определении продуктовой ниши. «Можно привести пример небольшой пекарни в деревне Нестюково Пермского района. Она открылась год назад, было куплено здание, в котором проведен ремонт, приобретены специальные печи, прописан бизнес-план, под который собственники взяли кредит. Однако бизнес, что называется, не пошел – его владельцы не смогли найти свою нишу. Поэтому можно говорить о нескольких составляющих успеха в хлебном бизнесе: качестве продукции, ассортименте, правильно выбранной ценовой политике», – говорит Елена Карева.
Спасение – в поиске. Рынок сбыта хлебной продукции, производимой в Перми, специалисты разделяют на две составляющие: крупные продуктовые сети, такие как «Семья», «Виват» или «Пятерочка», и небольшие магазины, расположенные в основном в спальных районах. Политика крупных игроков в отношении сбыта разнится. Если «Покровский хлеб» сбывает большую часть продукции сетевым игрокам, то структуры «РИАЛа» рассчитывают на сотрудничество с небольшими магазинами, конкурируя с хлебопекарнями. При этом сетевые ритейлеры сами имеют небольшие производства хлеба, однако большинство собеседников издания сходятся во мнении, что они вряд ли будут расширять эту сферу деятельности. Основная причина такой уверенности – долгие сроки окупаемости бизнеса. Если возведение небольшой пекарни требует сравнительно маленького объема инвестиций (по подсчетам экспертов «bc», это около 3 млн рублей, в случае уже имеющейся недвижимости), то возведение хлебозавода обойдется в десятки или даже в сотни раз дороже. При низкой рентабельности бизнеса окупаемость таких проектов составит довольно длительный срок (около 7 лет).
Большая доля продукции, говорят специалисты, сбывается в спальных районах. Там люди покупают в основном формовой хлеб, чтобы поужинать. В центре, по словам Елены Каревой, большей популярностью пользуются булочные изделия, которые приобретаются потребителями во время обеда.
Между тем уровень потребления формового хлеба в Перми ежегодно снижается, причем падение показателей опережает общероссийские. Как говорят участники пермского рынка, если в среднем по России уровень потребления падает на 5–6 %, то в Перми – на 7–9 %. Однако, по данным Пермьстата, ежегодное падение производства хлеба и хлебобулочных изделий в Перми не превышает 6 %.
Снижение уровня потребления хлеба, говорят специалисты, является результатом роста уровня благосостояния населения. Благодаря более высоким доходам потребители делают выбор в сторону либо дорогих сортов, либо замещают хлеб другими категориями товаров. Подобную ситуацию, по мнению собеседников «bc», может изменить либо очередной дефолт (участники рынка говорят о том, что самый высокий доход получали после 1997 года, когда хлеб занял одну из важнейших ролей в потребительской корзине населения), либо вмешательство государства. Второе происходит в европейских странах, где на государственном уровне ведется пропаганда хлеба как здорового и полезного продукта.
Однако, несмотря на снижение объемов потребления формового хлеба, представители бизнеса говорят о том, что показатели продаж с течением времени не снижаются: происходит компенсация за счет внедрения нового ассортимента. Поэтому специалисты уверены, что единственным способом избежать падения рентабельности бизнеса на данный момент является поиск новых ниш и разработка товара более высокой ценовой категории, такого как «здоровый хлеб», обогащенный  полезными минералами и различными витаминами.

Социальный продукт
Поделиться: