Газета
 02 июня 2008, 13:20   1013

Не в сказку, а за опытом

Не в сказку, а за опытом
Глава Перми Игорь Шубин уверен, что наработки по ведению городского хозяйства в бразильской Куритибе можно эффективно использовать в Прикамье. Особенно это касается транспортной отрасли.
Автор: Кирилл Перов
Глава Перми Игорь Шубин уверен, что наработки по ведению городского хозяйства в бразильской Куритибе можно эффективно использовать в Прикамье. Особенно это касается транспортной отрасли.

В мае глава Перми Игорь Шубин в составе делегации Пермского края посетил бразильский город Куритибу. Этот населенный пункт стал известен благодаря мэру – Хайме Лернеру. Градоначальник за годы правления (а его трижды избирали мэром и дважды губернатором штата Парана, столицей которого является Куритиба) буквально изменил лицо города, сделав его комфортным для проживания. Пермяки, побывав в Куритибе, решили, что идеи Лернера вполне могут быть реализованы в столице Западного Урала.
Игорь Николаевич, решение каких городских проблем в Куритибе Вам показалось наиболее интересным?
– Властям города удалось добиться серьезного прогресса по трем направлениям, можно сказать, что здесь они совершили настоящую революцию. Это городской транспорт, уборка и переработка мусора и организация паркового хозяйства.
Общественный транспорт представлен в Куритибе автобусами, они здесь работают по принципу метро. Под автобусы выделена отдельная полоса движения, они передвигаются с очень небольшим интервалом, продуманное устройство остановочных комплексов позволяет свести к минимуму время посадки и высадки пассажиров, за счет этого все происходит быстро и слаженно. Кстати, время между прибытием автобуса зависит еще и от пассажирского трафика: в часы, когда он минимален, число машин, находящихся в рейсе, снижается. Можно сказать, что система работает как часы.
Всего в городе 4 типа автобусов. Одни пересекают всю Куритибу по 4 направлениям, есть также кольцевые, радиальные маршруты. Сеть общественного транспорта продумана и составлена грамотно.
Насколько этот опыт может быть использован в Перми?
– Фактически во время визита в Куритибу мы убедились, что идем в правильном направлении. Мэру города удалось сделать общественный транспорт привлекательным, и люди осознанно делают выбор в пользу использования автобусов, оставляя личные автомобили в гаражах. Там даже специальная наглядная агитация разработана: улыбающийся автобус соседствует со злой легковушкой. Ключевой момент – создание для общественного транспорта особых условий. Выделяя под него отдельную полосу, мы в значительной степени эту задачу решаем. Но по всему городу такие условия мы обеспечить не сможем. Однако в Перми это можно сделать за счет другого вида транспорта – трамваев. Во многих случаях они уже сегодня имеют выделенную для движения линию, как, например, на улице Коммунистической. А в остальных частях города будем четко отделять трамвайные пути сплошными линиями, чтобы их пересечение наказывалось сотрудниками ГИБДД.
Это вполне укладывается в концепцию развития именно трамвайного направления общественного транспорта, о которой было объявлено некоторое время назад?
– Совершенно верно. Мы заку-паем подвижной состав, инвестируем в эту отрасль, стремимся создать нормальные условия для пассажиров. Транспорт должен быть комфортным, безопасным и скоростным. Трамвай этим критериям после проведенной нами работы будет соответствовать. Уверен, что реально решить задачу и сделать трамвай транспортом номер один в Перми.
В решении вопросов утилизации мусора также увидели новации, которые можно применить в Перми?
– Тема очень непростая, в ней надо серьезно разбираться. В Куритибе есть отлаженная система, когда мусор разделяется на две части самими жителями. Первая – органические отходы, вторая – то, что можно переработать (бумага, полиэтилен и т. п.). Горожане соответственно фильтруют отходы, а специальные организации вывозят их по очереди: день – один тип, день – другой. Соответственно упрощается работа по утилизации и переработке, поскольку мусор идет либо на свалку, либо на перерабатывающий завод. Насколько подобный опыт применим в Перми? Пока ответа на этот вопрос нет, мы договорились о проведении совещаний по  теме мусора, будем обсуждать.
Что касается паркового хозяйства…
– Здесь, безусловно, у Куритибы тоже есть своя специфика. Бразилия – это тропические дожди, и, создавая парки и искусственные водоемы, власти города «убивали двух зайцев»: решали проблему дренажа, одновременно организовывая рекреационные зоны. Понятно, что для Перми тропические ливни нехарактерны, однако тому, как в Куритибе используют возможности ландшафта, можно и нужно учиться. Например, местный театр расположен в каменоломне.
Визит в Бразилию, конечно, запомнился многим. Очень понравилось, что проекты не лежат на полке многие месяцы, погибая под гнетом бюрократических процедур, а получают «зеленую улицу». Поэтому и эффект есть.
Запомнилась идея по развитию малого бизнеса. Здесь на огромной территории в 5 тысяч гектаров (бывшая промзона) создали своего рода технопарк для предпринимателей. Около 500 предприятий получили на льготных условиях в аренду помещения и работают.
Хочу обратить внимание на принципиальный момент: мы не относились к визиту в Бразилию как к какой-то экскурсии в сказку, мы ездили изучать опыт, который можно использовать на благо Перми. Куритиба ведь тоже не по мановению волшебной палочки все это получила, город шел к сегодняшнему положению вещей 30 лет. Выросло целое поколение людей, которые любят свой город, дорожат им. И понятно, что они испытывают такие чувства именно потому, что им комфортно здесь жить и работать.
Как будет выглядеть продолжение сотрудничества с Куритибой?
– Мы довели до руководства администрации города тот опыт, который есть в Бразилии. Наметим те направления, где эти наработки могут быть реализованы в Перми. Возможно, в июле в Пермь приедет Хайме Лернер, обсуждение проблем нашего города на пермской земле также даст положительный эффект.

Справка «bc»
Куритиба – город на юге Бразилии, в 60 км от Атлантического океана. Административный центр штата Парана. По данным на 2007 год, население составляет 1 797 408 человек. Занимает площадь 434, 967 км2.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний