Газета
 02 июня 2008, 13:20   1039

Холостой выстрел

Холостой выстрел
Госдума приняла поправки, которые призваны свести на нет игорный бизнес. Однако, по мнению отдельных экспертов, удар примут на себя рекламные агентства.
Госдума приняла поправки, которые призваны свести на нет игорный бизнес. Однако, по мнению отдельных экспертов, удар примут на себя рекламные агентства.

В апреле 2008 года Госдума приняла во втором чтении поправки в закон «О рекламе», запрещающие рекламу услуг, сопутствующих игорному бизнесу. Согласно документу, предприятия общественного питания, гостиницы и развлекательные центры не смогут рекламировать свою деятельность, если имеют название, идентичное предприятиям игорного бизнеса. В частности, поправка, вносимая в ст. 27 закона «О рекламе», устанавливает запрет на «рекламу сопутствующих азартным играм услуг и рекламу игорных заведений, в том числе рекламу мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг – гостиничных, общественного питания, в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий». Эта мера, казалось бы, должна окончательно «задавить» существующие казино. Однако, по мнению большинства экспертов, поправка эта напоминает скорее холостой выстрел, нежели меру, которая добьет игорный бизнес. Более того, по мнению отдельных специалистов, документ повлияет скорее на развитие рекламного бизнеса, нежели игорного. Так, московские эксперты высказывают мнение, что вследствие принятой поправки доходы рекламных агентств уменьшатся не более чем на 3 %.
Специалисты управления по развитию потребительского рынка администрации города Перми подтверждают информацию о том, что «поправка, вносимая в закон о рек-ламе, скажется в большей степени на размещении рекламы, в частности наружной рекламы, нежели на развитии игорного бизнеса».
Однако директор рекламной группы Lege Artis Антон Толмачев с этим утверждением не согласен, считая, что на рекламном бизнесе поправка не отразится: «В Перми есть лишь одна гостиница, в которой располагается казино, – New Star. В остальных встроенных казино нет, по крайней мере официально. Но даже если бы они и были, изменить имя не проблема».
По мнению эксперта, поправка никоим образом не скажется и на посещаемости игорных заведений: «Их наполняемость зависит не от рекламы, а от уровня заболеваемости пермяков игроманией», – считает Толмачев.
Большинство экспертов единодушны в том, что поправка не окажет существенного влияния на те сферы бизнеса, которые она, казалось бы, должна затронуть.
Так, директор Пермской ассоциации рекламных агентств (ПАРА) Александр Дубровский придерживается мнения, что на деятельности рекламных агентств поправка никак не скажется по той причине, что доля рекламы игорных заведений составляет сотые доли процента от общего числа заказов. «Наиболее прибыльные направления для рекламных агентств, – сообщает эксперт, – ритейл, бытовая и электротехника, автомобили. Игорные и развлекательные учреждения в этот список не входят. Рекламный рынок растет независимо от игорного бизнеса. Развивается экономика – развивается рекламный сектор». Эксперт согласен также с утверждением, что посещаемость игорных заведений не зависит от массовой рекламы.
Директор гостиницы New Star Леонид Сумин тоже считает, что на пермском игорном бизнесе поправка не отразится: «В Перми мне известны сейчас только два казино – «Миллениум» и Mega Star (при гостинице New Star), остальные, насколько мне известно, закрылись. Гостиницы с названием «Миллениум» не существует, а гостиница New Star называется иначе, чем казино (Mega Star). Поэтому на рекламу гостиницы New Star нововведения никак не повлияют. Для меня же как для директора гостиницы наличие казино непринципиально: если его не будет, мы ничего не потеряем».
По мнению экспертов, эта мера выглядит тем более условной, что в привычной ипостаси игорному бизнесу осталось существовать недолго.
Антон Толмачев:
– В 2009 году игорный бизнес в сегодняшнем виде прекратит свое существование.
Более того, по мнению эксперта, «игорный бизнес будет «задушен», так как игровые зоны к 2009 году созданы не будут». Как утверждает специалист, в местах, где игровые зоны предполагается строить (в чистом поле), сегодня отсутствует какая-либо инфраструктура. «На строительство подобного комплекса необходимо по крайней мере лет пять», – заявляет эксперт.
Относительно того, каков же смысл принятия поправки, которая должна добить «уже убитого медведя», депутат Государственной думы Юрий Борисовец предполагает: «Решение о создании игорных зон никто не отменял, однако, по моему мнению, некоторую роль здесь может играть срок действия лицензии игорных предприятий, возможно, часть из них доработает до конца действия лицензии, и тогда подобные нюансы будут иметь значение. Поправки могут иметь значение и в том случае, если игорные зоны не будут созданы (по мнению Борисовца, это вполне возможно, ведь в России еще не было подобной практики), или в том случае, если в них никто не поедет, например, из-за удаленности».
Юрий Борисовец не исключает и возможности того, что со временем депутаты внесут в законодательство и другие изменения, которые, например, разрешат строительство игровых заведений в черте города при условии, что они будут иметь достаточно большую площадь, например более тысячи квадратных метров. По мнению депутата, подобный вариант развития событий был бы правильным при условии ограничения доступа для малосостоятельных клиентов. «Я считаю, что закрывать игорные заведения полностью нет смысла, это спровоцирует появление подпольных казино», – считает г-н Борисовец.
Антон Толмачев в свою очередь уверен, что сформировавшееся сегодня правительство не допустит возрождения игорного бизнеса, и в этой ситуации принятые поправки эксперт рассматривает как «популистский шаг, который должен показать народу, что, несмотря на смену президента, жесткая политика государства в отношении игорного бизнеса останется прежней».
Поделиться: