Газета
 26 мая 2008, 13:20   1580

Приближаясь к стагнации

Приближаясь к стагнации
В 2008 году интерес к автомобильному рынку Пермского края проявили столичные инвестиционные корпорации. Они готовы приобретать местных игроков.
Автор: Кирилл Перов
В 2008 году интерес к автомобильному рынку Пермского края проявили столичные инвестиционные корпорации. Они готовы приобретать местных игроков.

Уже в течение нескольких лет автомобильный рынок Перми и Пермского края продолжает активно расти и развиваться. Несмотря на то что темпы прироста постепенно снижаются, впереди сферу продаж новых автомобилей ждет только рост объемов продаж. По прогнозам экспертов, своего насыщения автомобильный рынок Пермского края может достигнуть не ранее чем в 2011 году. Тогда, говорит директор по маркетингу автохолдинга «Машинный двор» Алексей Разорвин, уровень развития отрасли региона и страны в целом приблизится к уровню развития автомобильного рынка европейских стран. «В Германии автомобильный рынок достиг пика своего развития, и темпы его прироста либо незначительно (1–2 % в год) увеличиваются, либо снижаются», – объясняет Алексей Разорвин.
Однако эксперты отрасли не исключают и иного, более оптимистичного варианта развития событий. Согласно этому сценарию Россия к 2014 году станет лидером на мировом рынке по объемам продаж. Но вероятность такого развития событий, говорят специалисты, будет зависеть от целого комплекса макроэкономических факторов, таких как общий рост экономики и благосостояния населения страны.
Кроме того, в 2008 году внимание к автомобильному рынку региона проявляют столичные инвестиционные холдинги, заинтересованные в покупке пермских предприятий. Это, считают аналитики, в будущем может привести
к смене расстановки сил в отрасли.
Лидеры по разным показателям. По данным аналитиков компании «Машинный двор», в I квартале 2008 года в Пермском крае было продано 10548 новых иномарок, тогда как за аналогичный период 2007 года – 5577. Таким образом, темпы прироста в первые месяцы 2008 года составили 89 %. Несмотря на это, эксперты говорят о снижении интенсивности развития отрасли, приводя показатели предыдущих лет. Как сообщают в «Машинном дворе», в I квартале 2007 года рынок вырос на 126 % по отношению к I кварталу 2006-го.
Факторы, обеспечивающие стабильный рост, остаются неизменными на протяжении последних нескольких лет: это в первую очередь рост уровня доходов населения и увеличение объема кредитных предложений.
В настоящее время в Пермском крае представлены все ведущие мировые бренды в совершенно различных ценовых сегментах: от бюджетных малолитражек китайского производства до автомобилей премиум-класса от ведущих европейских производителей. По данным аналитического отдела компании «УРАЛАВТОИМПОРТ», региональный рынок развивается в основном за счет роста сегмента В (в него входят такие модели, как Ford Fusion, Hyundai Gets, Daewoo Matiz и др.) и сегмента С (Renault Logan, Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Hyundai Accent, Mitsubishi Lancer, Mazda3 и др.).
Среди моделей в тройку лидеров по объемам продаж в I квартале 2008 года входят Renault Logan (продано 604 автомобиля), Ford Fusion (422) и Ford Focus (398).
Однако рейтинг ведущих производителей, присутствующих в Пермском крае, который составили в «Машинном дворе», существенно отличается от списка самых продаваемых моделей составом участников. Так, по данным аналитиков, первое место с долей в 13,84 % занимает Chevrolet, на втором месте идет Hyundai (9,58 %), а на третьем – Toyota (9,36 %). По этим показателям Пермский край несколько отличается от России, где Toyota занимает лишь пятую позицию, уступая Ford и Nissan. Такое различие эксперты объясняют традиционно сильными позициями Toyota в Перми, которые она смогла занять за счет более раннего, в отличие от конкурентов, появления на рынке и сильной маркетинговой кампании дилера.
Впрочем, не все участники рынка согласны со статистикой аналитиков «Машинного двора». По словам управляющего автоцентром «Сильвер моторс» (официальный дилер Hyundai) Рината Гатауллина, безусловным лидером по продажам иномарок в Пермском крае является Hyundai. «Сейчас, по моей информации, у Chevrolet наблюдаются перебои с поставкой машин. Подобная проблема была и у Hyundai в прошлом году из-за забастовки работников корейских заводов, однако на данный момент она исчерпана. И сейчас, по имеющейся у нас информации, можно сказать, что первое место в Пермском крае занимает Hyundai», – заявил Ринат Гатауллин. К слову, очереди на автомобили, которые еще 1,5–2 года назад почти не прекращались, в настоящее время приобретают статус временного явления и возникают как следствие внутренних проблем производителя, а не недостаточного уровня предложения.
Одним из существенных показателей, на которые опираются аналитики, является динамика продаж иномарок. Многие из производителей, не попавшие в топ-список лидеров продаж, возглавляют рейтинги по темпам прироста. По данным одного из источников «bc», первое место по показателям прироста в Пермском крае на текущий момент занимает Mazda, динамика роста которой по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составила 788 %, что связано с открытием официального представительства марки в Перми. Далее следует Honda, уровень продаж которой в I квартале 2008 года увеличился на 241 % в сравнении с прошлым годом. Третье и четвертое места делят Opel и Nissan – 150 % и 120 % соответственно. Также, по словам Андрея Черткова, начальника отдела продаж официального дилера Volkswagen компании ООО «Экскурс-автомобили», немецкий производитель показывает стабильно высокие темпы прироста – до 110 % ежегодно.
Переговоры с москвичами. Уже несколько лет подряд расстановка сил на региональном рынке новых иномарок остается неизменной. Безусловный лидер – компания «УРАЛАВТОИМПОРТ» (марки Hyundai, Mitsubishi, Ford, Nissan, Mazda, Jaguar), по данным «bc», контролирует около 26 % рынка. Второе место занимает «Верра Моторс» (марки Toyota, Honda, Peugeot, BMW, Porsche), которая осуществляет около 14 % продаж новых иномарок в регионе. «Машинный двор» (марки Chevrolet, Opel, Hummer, Cadillac, Saab), занимая второе место по Уралу, в Пермском крае находится на третьей позиции, продавая около 13 % автомобилей. Четвертым в регионе является «Сатурн-Р» (марки Renault, Subaru, Suzuki), которому принадлежит 11 % рынка Пермского края. Таким образом, на сегодняшний момент около 64 % рынка контролируется четырьмя крупными холдингами, часть из которых работает в других регионах страны. К примеру, «Машинный двор» открыл дилерские центры в Тюмени, Набережных Челнах, Челябинске, Нижнем Тагиле, Ноябрьске и Стерлитамаке, а «УРАЛАВТОИМПОРТ» ведет подготовительную работу для появления в Барнауле, Омске, Красноярске. Накануне «Верра-Групп» зашла в Тюмень, скупив 60 % местного автодилера «Восток-Моторс». Остальные игроки продают по одной либо по нескольку марок машин и не занимают существенных долей. Это такие компании, как «Экскурс-Автомобили» (Volkswagen), «Телта-МБ» (Mercedes), «Автопрестиж» (Samand, Daewoo) и другие.
В последние 2–3 года автомобильный рынок Пермского края развивается не только в количественном, но и в качественном отношении, поскольку производители автомобилей предъявляют своим дилерам все более жесткие требования, направленные на повышение качества обслуживания потребителей. Соответствовать таким стандартам могут только компании с мощными ресурсами, способными финансировать строительство современных дилерских центров, приобретение качественного оборудования по ремонту и обслуживанию автомобилей, постоянное обучение персонала. В результате этого у небольших компаний остается меньше возможностей для существования на рынке. По мнению экспертов, тенденция к укрупнению рынка, начатая его лидерами, вышедшими в другие регионы и сосредоточившими в своем управлении сразу несколько дилерских центров, будет продолжаться в дальнейшем, однако место для небольших игроков останется.
Алексей Разорвин, директор по маркетингу автохолдинга «Машинный двор»:
– Нельзя сказать, что в скором времени рынок будет состоять из мультибрендовых холдингов, так как любая структура, обладающая серьезными средствами, вполне может стать дилером какой-либо марки. Да и в целом владение дилерскими правами на несколько марок дает фору – если у одного из производителей проблемы, перебои с поставками, то дилер всегда может компенсировать это увеличением продаж других марок.
Одним из существенных изменений, произошедших на автомобильном рынке региона в 2007–2008 годах, стало внимание к нему со стороны крупных столичных дилеров.
Как сообщили «bc» в компании «УРАЛАВТОИМПОРТ», крупные инвестиционные компании, в том числе иностранные, проявляют существенный интерес к выходу на пермский рынок.
«В начале года с ведущими автохолдингами Перми были проведены переговоры по финансированию инвестиционных программ пермских дилерских компаний с возможностью покупки пакетов акций этих компаний», – заявила финансовый директор компании «УРАЛАВТОИМПОРТ» Оксана Зайцева. Тем не менее в настоящее время результаты переговоров, равно как и сам факт их проведения, большинством дилеров Перми не оглашаются. Однако «bc» стало известно, что интерес к Пермскому краю проявил холдинг «Независимость», являющийся партнером британской компании Inchcape. Как сообщил один из собеседников издания, работающий на автомобильном рынке региона, «Независимость» весной 2008 года сделала предложение нескольким пермским автопродавцам. Но в самой «Независимости» эту информацию не подтвердили.
Также интерес к региону проявляет Volga River One Capital Partners (VROCP), который, по данным газеты «КоммерсантЪ», заинтересован в покупке пермской «Верра Групп», владеющей «Верра Моторс». «КоммерсантЪ» со ссылкой на различные источники сообщает, что в настоящее время в этом направлении ведутся переговоры. Кроме того, накануне стало известно, что в число акционеров «Верра Групп» вошел фонд «Ренессанс Прямые Инвестиции», входящий в «Ренессанс Групп».
По словам Оксаны Зайцевой, выросший в 2008 году спрос на дилерские компании со стороны инвестиционных холдингов увеличивает риски повышения сроков окупаемости сделок.
Оксана Зайцева:
– Со стабилизацией темпов роста рынка и с усилением конкуренции может проявиться тенденция снижения рентабельности бизнеса. Сейчас, с учетом роста рынка и дефицита автомобилей, она составляет 2–4 % в год. А в Европе, которая уже прошла этот путь развития, она находится на уровне 1 %. Поэтому можно считать 2008 год удобным для поглощений, так как еще есть возможность окупить часть вложений до наступления стабилизации. Но в силу того, что все это понимают, высок спрос и высока цена, которую предлагают дилеры. Тем не менее интерес к покупкам дилерских компаний есть, в том числе по завышенным ценам, что обостряет риски увеличения сроков окупаемости.
В результате увеличения спроса на дилерские компании, некоторые эксперты склонны считать, что на данный момент гораздо большую выгоду может принести не столько покупка дилерской компании, сколько ее продажа. Это, уверены участники автомобильного рынка, может привести к возникновению спекулятивных сделок (покупка компаний для последующей их продажи).
Китайская угроза. Более, чем приход крупных столичных структур, многих пермских дилеров беспокоит экспансия китайских производителей, которые озвучивают довольно амбициозные планы по освоению российского рынка. Автомобили китайского производства ниже по стоимости на 20–30 % аналогичных марок других производителей, что является существенным конкурентным преимуществом.
Крупнейшим дилером китайских автомобилей в Перми является компания «Демидыч», которая продает машины таких марок, как Chery, Geely, Lifan, Zx-auto, Derways jmc. В настоящее время на долю этих автомобилей приходится довольно незначительный объем рынка. Во многом, говорят дилеры мировых брендов, это связано с двумя факторами: невысоким уровнем качества продаваемых автомобилей и низкой осведомленностью пермяков о возможностях китайского автопрома, – жители региона предпочитают делать выбор в пользу уже известных и зарекомендовавших себя производителей.
«Впечатления от китайских автомобилей на данный момент неоднозначные. С одной стороны, это автомобили более низкие по цене, с другой – по уровню качества они еще уступают аналогам», – говорит Ринат Гатауллин.
«Китайцы могут выйти на один уровень с мировыми лидерами, но для этого необходимо определенное количество времени. Мировая автомобильная индустрия развивалась около ста лет, а в Китае она намного моложе.
И несмотря на то, что дешевизна является сильным конкурентным преимуществом, можно сказать, что автомобиль – это не тот товар, при покупке которого цена является определяющим фактором», – добавляет Алексей Разорвин.
Несмотря на заявления о неспособности китайцев составить полноценную конкуренцию мировым брендам, автодилеры признают, что экспансия азиатов может в будущем оказать существенное влияние на развитие как российского, так и пермского автомобильного рынка. В качестве подтверждения этого многие называют корейский Hyundai, который еще несколько лет назад находился примерно в таком же положении, в каком находятся многие китайские марки сейчас, а в настоящее время занимает лидирующие позиции.
Эксперты уверены: пермский рынок обладает потенциалом, достаточным для того, чтобы расти в количественном отношении еще несколько лет. При этом в ближайшее время в нем могут произойти существенные изменения, связанные с экспансией столичных структур либо китайского автопрома.
А в условиях прогнозируемой стабилизации рынка, считают аналитики «УРАЛАВТОИМПОРТА», изменится структура доходов дилерских компаний: сократится доля прибыли от продаж автомобилей и увеличится доля доходов от сервиса. Еще один оптимистичный прогноз, который дают эксперты, касается повышения общей рентабельности бизнеса, связанного со сменой стратегии в связи с наступлением этапа стагнации. В этом случае, объясняют собеседники издания, дилеры уйдут от политики увеличения доли рынка в сторону достижения максимизации прибыли.

Приближаясь к стагнации

Приближаясь к стагнации
Приближаясь к стагнации
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний