Газета
 19 мая 2008, 13:20   822

Спланированная прозрачность

Спланированная прозрачность
Начальник департамента финансов администрации Перми Елена Чугарина – о сильных сторонах пермского бюджета, итогах его исполнения за I квартал 2008 года и о тяжелой, но любимой работе.
Начальник департамента финансов администрации Перми Елена Чугарина – о сильных сторонах пермского бюджета, итогах его исполнения за I квартал 2008 года и о тяжелой, но любимой работе.

Елена Александровна, изменились ли принципы формирования бюджета после того, как «автор» главного финансового документа города прошлых лет Наталья Катаева ушла работать в краевую администрацию?
– Принципы бюджета изменить сложно исходя уже из методики его формирования. После того как в ноябре прошлого года бюджет на 2008–2010 годы был принят, судьба его была надолго предопределена. Главный принцип, который был в него заложен, – это принцип «скользящей трехлетки», по которому первый год трехлетнего плана считается текущим периодом, а два последующих года – плановыми. По истечении года ближайший из двух плановых лет получает статус текущего, а параллельно идет работа над планом новой двухлетки. Другими словами, если все пойдет по графику, то в ноябре 2008 года мы будем принимать бюджет на 2009–2011 годы, в котором 2009 год станет текущим, а в статус плановых периодов перейдут 2010 и 2011 годы.
При этом бюджеты 2009 и 2010 годов не будут пересчитываться заново, их останется только немного скорректировать. В них отразятся изменения в области налоговой политики, сценарных условий функционирования экономики города, будут учтены уровни повышения заработной платы, инфляционные процессы, уточнение направлений деятельности администрации и т. д. Помимо уточнения этих параметров кардинальные изменения не предполагаются. Расчеты за 2011 год произведутся отдельно и затем будут включены в плановую двухлетку 2010–2011 годов. Таким образом, бюджет всегда будет спланирован на два года вперед, что обеспечит преемственность наших планов в долгосрочной перспективе. Эту стратегию сформулировал для нас глава Перми Игорь Николаевич Шубин.
Какие преимущества дает такое планирование?
– Описанные выше принципы бюджета – преемственность и предсказуемость – очень важны в первую очередь для бизнеса, который может видеть наши планы в перспективе и выстраивать исходя из этого свою деятельность. Нужно понимать, что бюджетный сектор сегодня вне рынка, вне экономики находиться не может, поскольку бюджетные учреждения размещают муниципальный заказ, постоянно работают с поставщиками и подрядчиками, то есть напрямую выстраивают отношения с бизнесом. Не менее важно соблюдение этих принципов и для банков: в условиях стабильности и предсказуемости они охотней пойдут на кредитование бюджетного дефицита.
Администрация часто говорит о прозрачности бюджета. Что подразумевает это понятие?
– Действительно, это совершенно новый формат, называемый также управленческим бюджетом. Впервые он был применен на уровне региона, его идеологом стал Аркадий Кац, который позже и воплотил эту идею в городе. Управленческий бюджет – это бюджет, который формируется на основе распределения средств между функциональными органами исходя из поставленных перед ними задач под достижение конкретных целей. Благодаря управленческому бюджету мы можем очень четко проследить движение средств с момента их распределения до появления конкретного результата. Это бюджет более стратегический, нежели тактический, где прописывается «кому, что, сколько». В условиях управленческого бюджета ставятся задачи, понятные для населения, – что нужно сделать, чего достичь и, самое главное, каков будет результат. Поэтому управленческий бюджет смело можно называть прозрачным.
Есть ли какие-то отличия пермского бюджета от бюджетов других городов-миллионников? И в чем они заключаются?
– Пермь в числе немногих муниципалитетов и даже регионов, которые зашли в формат трехлетнего бюджета. Мы проанализировали ситуацию в крупных близлежащих городах, которых считаем конкурентами Перми, – это Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Челябинск и Казань. Подобного формата там нет. По нашим данным, всего 8 регионов РФ приняли «трехлетку», причем Пермский край был в числе первых. Пока что ситуация развивается успешно.
Бюджет на 2008 год был принят в конце прошлого года, однако его уже дважды меняли – при распределении свободных остатков 2007 года и при пересмотре предполагаемого уровня доходов 2008 года. Будут ли еще вноситься изменения?
– Названные корректировки – это типовая, стандартная ситуация. В апреле мы произвели прогнозную оценку до конца года, попытались с учетом уже наметившихся темпов инфляции (а тот сценарий инфляционных процессов, который мы закладывали в момент формирования бюджета, будет явно превышен) скорректировать бюджет. В результате было принято решение увеличить доходную часть бюджета, а полученные дополнительные средства распределили по отраслям, чтобы у них было достаточно времени на освоение денежных ресурсов, на более эффективное и планомерное их использование.
Что касается возможных поправок, то на сегодняшний момент не предвидится никаких причин для серьезных изменений. Мы попытались максимально жестко сформировать бюджет 2008 года. И поэтому считаем, что до конца года уточнений собственных доходов и расходов быть не должно, если только дополнительные средства не будут переданы нам из края.
Повторю, что все подобные изменения носят чисто технический характер. Это внутреннее перераспределение, потому что в ходе исполнения бюджета, в ходе конкурсных процедур возникает экономия, которая, как правило, влечет за собой изменения в бюджете. Также автоматические изменения возможны в случае, если краевой бюджет поменяет свои параметры, связанные с передачей средств на обеспечение переданных государственных полномочий. В этом случае возникнет своего рода цепная реакция и изменения придется внести.
Бюджет 2008 года запланирован как дефицитный, однако несколько депутатов и независимых экспертов, анализируя уровень поступления доходов, прогнозируют профицит. Можете прокомментировать эту ситуацию?
– Профицит может возникнуть в двух случаях. Во-первых, как результат перевыполнения доходов, но если мы говорим о напряженности установленных плановых заданий по доходам, то это маловероятно. Второй вариант: если бюджетополучатели не справятся с тем объемом денежных средств, которые выделены им в распоряжение. Следствием этого могут оказаться остатки на счете местного бюджета, которые в конечном итоге выльются в профицит. 1 млрд рублей, который мы распределяли, например, в марте, был следствием как раз того, что не все средства на конец 2007 года были освоены. По плану его не должно быть. И если профицит возникнет, это уже будет результатом отклонения от заданной нормы.
В апреле администрация подвела итоги исполнения бюджета за I квартал 2008 года. Можете еще раз рассказать о результатах?
– По истечении каждого квартала мы проводим консультативный совет при главе администрации по теме «Итоги исполнения бюджета за очередной квартал». План I квартала доходной части бюджета Перми исполнен на 89,5 %, по расходной – на 78,3 %. Доходы составили 3,2 млрд руб-лей (это на 20 % больше показателя аналогичного периода прошлого года), расходы – 2,4 млрд рублей (рост на 10 % к уровню прошлого года). На 80 % больше поступило неналоговых доходов (это связано с активной деятельностью департамента имущественных отношений), налоговые доходы увеличились на 10 %. Помимо этого в 1,5 раза увеличились поступления от налога на доходы физических лиц, в 2 раза – от налога на имущество физических лиц.
Будет ли бюджет 2008 года исполнен так, как планируется? Каковы Ваши прогнозы?
– По крайней мере, все условия для этого созданы. Самое главное – принят максимально прозрачный бюджет на трехлетний период. На 2008 год каждому руководителю функционального органа главой администрации была поставлена задача – обеспечить достижение уровня исполнения не ниже 95 %. Мониторинг деятельности субъектов бюджетного планирования мы проводим ежемесячно.
Видно, что предстоящий бюджетный год будет напряженным. Вы успеваете отдыхать от работы?
– Честно скажу, что раньше у меня было больше свободного времени, сейчас его практически не осталось. И все-таки в моем случае нельзя говорить о сложной работе. Это муниципальная служба, и она требует серьезной отдачи. Несмотря на трудности, мне нравится дело, которым я занимаюсь, и ненормированный рабочий день компенсируется тем удовольствием, которое я получаю от работы.
Поделиться:
Все новости компаний