Газета
 19 мая 2008, 13:20   1165

Молодой рынок

Молодой рынок
Емкость рынка факторинга ежегодно увеличивается в два раза. При этом 80 % его объема делят между собой пять игроков.
Емкость рынка факторинга ежегодно увеличивается в два раза. При этом 80 % его объема делят между собой пять игроков.

Эксперты «bc» единодушно оценивают перспективы развития рынка факторинга как существенные. По словам Ильи Старкова, управляющего по развитию бизнеса представительства ЗАО «МФК «ТРАСТ»» в г. Перми, в последние пять лет объем российского рынка факторинга увеличивается на 100–300 % в год, а в 2007 году, по оценке РА «Эксперт», прирост рынка составил 84 %. Впрочем, в значительной степени здесь играет свою роль эффект низкой базы: по мнению Антона Добрынина, директора ООО «Акмонитал», факторинговая услуга до сих пор мало распространена в России, особенно в сравнении с практикой европейских стран. По мнению эксперта, это прежде всего связано с молодостью рынка и низким уровнем финансовой грамотности бизнеса.
Три в одном. Суть услуги факторинга заключается в следующем. Факторинговая компания приобретает у клиента право на взыскание долгов, за что сразу в существенном объеме выплачивает большую часть этих долгов. Остальная часть долга за вычетом процентов (стоимость факторинговой услуги) возвращается клиентам после погашения долга должником.
Таким образом, подытоживает Антон Добрынин, услуга факторинга прежде всего представляет собой получение финансирования с отсрочкой платежа. Илья Старков уточняет, что факторинг объединяет в себе три услуги: финансирование, страхование, управление дебиторской задолженностью.
В настоящее время в России факторинговая деятельность не подлежит лицензированию.
По мнению Ильи Старкова, наибольший интерес у потребителей факторинговых услуг на российском рынке проявляется к открытому безрегрессному факторингу, и в этом смысле Пермский рынок не является исключением. Безрегрессный факторинг характеризуется полной передачей факторинговой компании всех рисков, связанных с погашением дебиторской задолженности. Понятие «открытый» означает, что наличие факторинговой компании не держится в секрете от должника, напротив, поставщик уведомляет своего дебитора о том, что платежи в погашение долга должны производиться фактору.
Услуги факторинга оказывают как специализированные факторинговые компании, так и банки. По мнению экспертов «bc», основными игроками являются «Еврокоммерц», «МФК «ТРАСТ»», ОАО «Промсвязьбанк», ЗАО «НФК» и ОАО «Банк «Петрокоммерц»». По данным Ильи Волкова, управляющего директора ФК «Еврокоммерц», совокупная доля этих компаний на российском рынке составляет порядка 80 %. Согласно оценкам рейтингового агентства «Эксперт», на долю лидера рынка, которым в течение нескольких лет является ФК «Еврокоммерц», в 2007 году пришлось 23,4 % рыночной доли по объему уступленных денежных средств, 30,3 % – по размеру портфеля, 41,5 % – по количеству клиентов. Таким образом, российский рынок факторинга характеризуется высокой степенью концентрации.
Что касается клиентов факторинговых компаний, то, по словам Ильи Старкова, ими становятся предприятия самого различного уровня. Однако на Западе, как правило, факторингом не пользуются очень большие фирмы, поскольку они обладают известными преимуществами в управлении дебиторской задолженностью, недоступными малому и среднему бизнесу. «Многие западные компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу и работающие в отраслях, где действует множество мелких производителей и розничных продавцов, не связанных между собой длительными устойчивыми связями, предпочитают пользоваться услугами факторинговых компаний: в Европе клиентами факторов преимущественно являются компании среднего и малого бизнеса, их количество составляет порядка 80 %, а оборот факторинговых операций, приходящийся на компании серднего и малого бизнеса, превышает 50 % объема европейского рынка факторинга», – рассказывает Илья Старков.
Илья Волков отмечает, что в последнее время наблюдается увеличение доли региональных компаний, пользующихся услугами факторинга, тогда как еще несколько лет назад эта услуга развивалась в основном в столичном регионе. Специалисты прогнозируют, что в ближайшие годы основной прирост потребителей услуг факторинга будет происходить в основном за счет регионов РФ.
Финансовый вопрос. Ресурсы факторинговых компаний формируются за счет банковских кредитных линий, а также за счет собственных ресурсов. По словам Ильи Старкова, в случае со специализированными факторами основным видом ресурсов выступают заемные средства. «Источники могут быть различные – средства материнского банка, кредиты банков, привлечение внешнего капитала за счет размещения на рынке ценных бумаг», – отмечает эксперт «bc».
«Процент долга, сразу же выплачиваемый клиенту от общего объема дебиторской задолженности, зависит от многих параметров, в том числе и методики расчетов, принятой в конкретной компании, а также стоимости используемых ею ресурсов, – отмечает Антон Добрынин. – Однако в среднем по рынку этот показатель колеблется в пределах 85–95 %». Илья Старков же называет несколько иные границы.
Илья Старков:
– Ставка выплат колеблется на рынке от 50 до 90 %. В некоторых случаях этот процент зависит от количества дебиторов у одного клиента: чем больше дебиторов, тем выше процент. У других факторов эта ставка не зависит от количества дебиторов и составляет примерно 80–90 %.
По словам Татьяны Липченко, заместителя директора филиала банка «СЕВЕРНАЯ КАЗНА» в Перми, банк «СЕВЕРНАЯ КАЗНА» предоставляет поставщику первую часть финансирования в размере от 70 до 95 % от суммы отгрузки за вычетом банковского вознаграждения.
Кредит или факторинг? Для покрытия кассового разрыва вместо факторинга может быть использован и банковский кредит, причем эксперты «bc» признают, что он обойдется даже дешевле. «Обычно комиссия за факторинговые услуги на один-два процентных пункта выше, чем ставка по кредиту», – уточняет Илья Старков. Однако, по его мнению, эта разница вполне оправданна: переплачивая за факторинг, компания перекладывает на фактора контроль над платежами покупателей, а возможно, и проблемы с просроченными долгами.
Татьяна Липченко отмечает, что при оказании услуги факторинга отсутствует необходимость оформления залога, зачастую являющегося препятствием при получении кредита. Кроме того, продолжает Татьяна Липченко, кредит выдается на заранее определенный договором срок, а в рамках факторинга срок финансирования регулируется взаимоотношениями поставщика и покупателя и соответствует сроку договора поставки, то есть фактически срок определяется исходя из возможностей обеих сторон.
Кроме того, Илья Старков называет такие преимущества факторинга перед кредитом, как: оптимальная организация денежных потоков, возможность быстро увеличивать объемы финансирования, возможность улучшить показатели ликвидности и оборачиваемости, в том числе по данным официальной бухгалтерской отчетности, получение квалифицированной оценки дебиторов компании действующих и потенциальных, а также коллекторские услуги, которые предоставляет факторинговая компания.
Татьяна Липченко отмечает также, что факторинг дает возможность увеличивать масштабы деятельности, поскольку при использовании схемы факторинга поставщик получает денежные средства практически сразу после отгрузки, деньги снова работают, а не расходуются на погашение процентов и основного долга по кредиту.
Эксперты отмечают вероятность того, что мировой кризис ликвидности скажется на стоимости факторинговых услуг так же, как он уже сказался на ставках по кредитам. «Если компания-фактор питается банковскими ресурсами, то удорожание ее услуг может произойти с учетом роста банковских процентных ставок. Но и в иных случаях даже при независимости от банковских ресурсов дать гарантии, что ставки не поднимутся, никто не может, поскольку любой привлеченный финансовый ресурс имеет на рынке свою динамику стоимости», – считает Антон Добрынин.
Однако, несмотря на возможное удорожание, все эксперты «bc» отмечают рост спроса на услуги факторинга и делают вывод о перспективности этой сферы финансовых услуг. По информации Ильи Старкова, средний годовой оборот на одного клиента фактор-компаний в России составляет порядка 1,8 млн евро, тогда как в Германии – 10 млн евро, Великобритании – 5 млн евро.
Поделиться:
Все новости компаний