Газета
 04 мая 2008, 13:20   986

Вид на жительство

Борис Егоров, директор «МИАН-Регионы», оценил возможности пермского рынка недвижимости, назвал основных конкурентов и дал прогноз по развитию ипотечного кредитования.
Борис Егоров, директор «МИАН-Регионы», оценил возможности пермского рынка недвижимости, назвал основных конкурентов и дал прогноз по развитию ипотечного кредитования.

Агентство недвижимости «МИАН» заявляло, что прежде, чем зайти на рынок Перми, провело серьезное аналитическое исследование. Как вы оцениваете пермский рынок недвижимости, какие сегменты вам кажутся наиболее перспективными?
– Пермский рынок мы оцениваем как очень перспективный. Не случайно Пермь попала в пул городов, в которых мы планируем занять свою нишу в 2008 году. Мы работаем во всех сегментах рынка, при этом в регионах развиваемся поэтапно, наращивая спектр предлагаемых услуг. Работу мы начали с рынка вторичного жилья, сейчас начали переговоры с пермскими застройщиками о возможности сотрудничества при реализации объектов первичной недвижимости. Также нам поступили предложения от застройщиков загородных поселков. Кроме того, агентство начинает работу в сфере коммерческой недвижимости. Если более подробно говорить о рынке вторичной недвижимости, нам интересны все секторы, но, конечно, выстраивая программу регионального развития, мы делаем ставку на средний класс.
Насколько ситуация на рынке недвижимости Перми отличается от соседних городов, например от Екатеринбурга?
– Отличается, но не очень серь-езно. Безусловно, объемы рынка меньше. В Екатеринбурге в 2007 году объем введенного жилья составил 900 тысяч квадратных метров, в Перми – 500 тысяч. Планы у Екатеринбурга на следующий год – превысить планку в 1 млн квадратных метров. Пермь, по имеющейся у нас информации, собирается построить 515 тысяч квадратных метров. Но, несмотря на то, что по объемам рынки отличаются, разница есть только на макроуровне. Мы проводили исследования по всей стране, от Санкт-Петербурга до Красноярска, и пришли к выводу, что существенные различия могут возникать между федеральными округами, но в рамках одного региона ситуация, как правило, очень похожа.
Кого из местных риэлторов вы считаете своими конкурентами и чью долю рынка планируете занять?
– Я бы разделил понятия «конкурент» и «сильный игрок рынка». Есть сильные игроки: «Перспектива», «Тимур», «Респект», это лидеры рынка. И есть наши конкуренты, те, за счет кого мы планируем получать нашу долю рынка. Мы не намерены делать это за счет компаний-лидеров, как и они не планируют наращивать свою долю за счет друг друга. Сейчас идет процесс консолидации, расширение сферы влияния лидирующих агентств за счет снижения доли рынка средних и мелких агентств недвижимости, а также за счет частичного вытеснения частных маклеров. По опыту других стран известно, что реальной конкуренции между лидерами рынка не наступает, пока на тройку-пятерку лидеров не приходится в совокупности 50 % рынка. Понимая, сколько каждый из игроков сейчас занимает на рынке, и то, на какую часть претендуем мы, мы приходим к выводу, что это перспектива многих лет.
По вашим оценкам, какая доля рынка сейчас приходится на лидеров?
– По нашим оценкам, на пятерку лидеров риэлторского рынка Перми приходится не более 30 % рынка.
Кто входит в их число?
– «Перспектива», «Тимур», «Респект», «Надежда», Пермское агентство недвижимости.
А «Хирш»?
– Если говорить о чисто франчайзинговых проектах, каким является «Хирш», получить конкретную информацию о их доле рынка в каждом регионе присутствия очень сложно, кроме тех случаев, когда франшизу на регион покупает одна компания. Озвучивая свои планы, компания-франчайзер говорила, что собирается открыть в городе 11 территориальных отделений. Сейчас, по-моему, открыто 6–7. Но это не одно агентство, купившее бренд, а несколько франчайзи-партнеров, доходы которых никак между собой не связаны, их объединяют всего две вещи – бренд и территориальное разделение. В случае с «Хирш» я бы не стал пока говорить о компании как о консолидированном моноигроке, долю которого стоит учитывать и смотреть. По имеющейся у нас информации, франшизу «Хирш» купили не очень крупные агентства. А мелкие риэлторские агентства отличаются от крупных более слабыми технологиями и меньшим объемом совершаемых сделок, поэтому о «Хирше» можно будет говорить чуть позже.
Насколько, по вашим оценкам, кризис банковской ликвидности, проблемы с ипотекой отразились на работе пермских агентств недвижимости?
– С нашей точки зрения, не отразились в какой-либо серьезной степени. Безусловно, подросли ставки по ипотечному кредиту, это сказалось на снижении количества совершаемых сделок, но надеюсь, что долгосрочного характера эти изменения не приобретут. Наш опыт общения и переговоры, которые мы ведем с федеральными банками, говорят о том, что интерес банков к ипотечным кредитам возобновился.
К осени мы, возможно, создадим с одним из федеральных банков отдельную программу, которая будет предлагать во всех регионах нашего присутствия пониженные ставки ипотечных кредитов, в случае если они заключают договор через агентство.
Поделиться:
Все новости компаний