Газета
 21 апреля 2008, 00:00   1489

Въезд и вылет

Въезд и вылет
На рынке внешнего туризма Пермского края лидируют столичные компании. Въездной туризм в регионе постепенно начинает развиваться, что, считают эксперты, также способно привести к экспансии крупных федеральных структур.
Автор: Кирилл Перов
На рынке внешнего туризма Пермского края лидируют столичные компании. Въездной туризм в регионе постепенно начинает развиваться, что, считают эксперты, также способно привести к экспансии крупных федеральных структур.

Туристический рынок Пермского края делится на два серьезно отличающихся друг от друга сегмента. Первый – наиболее развитый – это выездной туризм. В течение полутора десятков лет данная отрасль ежегодно дает стабильный прирост. Увеличивается количество пермяков и жителей края, пользующихся услугами турфирм и выезжающих на отдых за рубеж. По данным «bc», в марте-апреле 2008 года за рубеж отправилось на 30 % больше пермяков, чем за аналогичный период 2007 года.
Второй сегмент – это туризм въездной. В течение последних нескольких лет эксперты в области туристической деятельности говорят о большом, но нераскрытом потенциале Пермского края, заявляя, что привлечение инвестиций в развитие въездного туризма способно принести региону существенные дивиденды. Тем не менее, несмотря на массу подобных заявлений, существенных шагов в этом направлении до сегодняшнего момента не принималось.
В роли посредников. Рынок выездного туризма в последние два года претерпел существенные изменения. В Пермь пришли крупные федеральные туроператоры, такие как «Тез Тур», «Корэл Трэвэл», «Пегас Туристик», «Ривьера», «Натали Тур». Обладая мощными финансовыми возможностями, эти компании в течение 2005–2006 годов серьезно потеснили местных игроков, большинство из которых потеряли функции туроператора, превратившись в посредников.
Одним из основных козырей столичных организаций стала возможность выкупать чартерные рейсы в страны отдыха практически полностью. Местные игроки могли бронировать только часть посадочных мест и часто не обеспечивали полную загрузку воздушных судов. Это зачастую делало чартерные рейсы нерентабельными и снижало их количество. Столичные туроператоры, выкупая посадочные места в самолете полностью, стали обеспечивать авиакомпаниям гарантированную прибыль, что привело к расширению чартерных программ.
Местные туроператоры пытались, объединившись, противостоять конкуренции, однако финансовых возможностей пермяков все равно не хватает. Сейчас турагентства Перми работают по договорам с федеральными компаниями и выступают в роли посредника между потребителем и столичными туроператорами. Многие местные игроки говорят, что такая схема работы сократила их доходы. «На этом потеряли все, – считает финансовый директор ООО «Турфирма «Краснов»» Наталья Краснова. – Сейчас пермские компании работают за процент, получая от 7 до 14 % прибыли, которую приносят клиенты».
Однако некоторые участники рынка считают потерю самостоятельности благом, говоря о том, что уровень доходов от этого не сократился. По словам исполнительного директора туристического агентства «Планета» Екатерины Головченко, захват рынка москвичами сказался положительно и для потребителя.
Екатерина Головченко:
– Столичные компании, которые на данный момент присутствуют в Перми, не сотрудничают с физическими лицами при формировании туристического продукта. Заказывая гостиницу или оформляя тур, они подписывают соглашения с турагентствами, которые присутствуют в стране пребывания туристов. Это делает отдых более безопасным, исключая случаи, когда туристу, заплатившему за путевку, не предоставляют номер в отеле.
Потеря местными игроками самостоятельности не сказалась на развитии рынка. Вследствие прихода крупных туроператоров вырос объем предложения на рынке, что привело к удешевлению туристических услуг по ряду направлений. По данным «bc», средняя стоимость путевки в Турцию в 2008 году снизилась на 10–15 % в сравнении с 2007 годом. Кроме того, туроператоры стали предлагать для заказа путевок дополнительные возможности, снижающие стоимость услуг. К примеру, бронирование путевки за полгода вперед в различных агентствах снижает стоимость туров на 40–50 % .
В итоге в последние годы наблюдается активный рост сегмента туристических услуг. По данным Пермьстата, в январе-феврале 2008 года затраты населения Пермского края на туристические услуги достигли 119,2 млн рублей, что составило 363,1 % к аналогичному периоду 2005 года.
Банальная Барселона. Положительно на росте туристического рынка сказалось и развитие отрасли авиаперевозок. Рост количества чартеров, по мнению представителей турагентств, связан не только с приходом крупных туроператоров, увеличивших рентабельность рейсов, но и с появлением в Пермском крае новых авиакомпаний. Если несколько лет назад рейсы из Перми осуществляли только «Пермские авиалинии» (ПАЛ), то сейчас количество перевозчиков значительно выросло.
К примеру, помимо авиакомпании S7, которая на данный момент является флагманом пассажирских авиаперевозок региона, прямые рейсы из Перми в другие страны осуществляют «Уральские авиалинии», авиакомпания «Татарстан» и другие. Рейсы в Калининград, а потом в Европу совершает «КД-Авиа».
Расширение уровня предложения сказалось на предпочтениях потребителей. В последние два года, говорит Наталья Краснова, жители Перми стали предпочитать «классическим» Турции и Египту страны Европы, Америки и Азии.
Кроме того, говорит Екатерина Головченко, увеличивается количество пермяков, желающих провести отпуск в экзотических турах. «Пермяки все больше думают о Бали, Австралии, Мексике. Не только города Турции и Египта, но и Барселона уже стала обыденным вариантом. К тому же стоимость этих видов отдыха примерно равная. Хороший VIP-отель в Турции сравним по стоимости с экзотическим туром в страны Латинской Америки. Это около 5–7 тысяч долларов», – сообщила госпожа Головченко.
По словам Ольги Носовой, директора агентства «Киви-тур», заметно увеличивается спрос на туры с уровнем цен высоким и выше среднего. «Также более разнообразна становится география путешествий. Для некоторых пермяков актуальна проблема найти страну, в которой еще не был», – отмечает госпожа Носова.
Тем не менее пальму первенства в предпочтениях пермских туристов, как и 10 лет назад, держат Турция и Египет. Это связано во многом с простотой оформления путевок, а также с более низкой средней стоимостью туров в эти страны.
Туристические продукты, предлагаемые столичными туроператорами через пермские турагентства, в основной массе идентичны. Это приводит к обострению конкуренции среди пермских компаний. 2–3 года назад эксперты прогнозировали, что с течением времени основную массу посетителей и клиентов офисов туристических компаний будут составлять жители близлежащих районов. В настоящее время эта тенденция полностью подтвердилась, говорят участники рынка.
Это, по словам директора компании «Перминтур» Людмилы Фельд-ман, приводит к ориентированности турагентств на постоянных клиентов: «Около 90 % наших клиентов можно назвать постоянными. Остальные 10 %  – те, кто пришел по совету этих постоянных клиентов. Нельзя не признать, что в турбизнесе сарафанное радио играет важную роль, поэтому, чтобы существовать на рынке и выдерживать конкуренцию, необходимо большое внимание уделять качеству услуг».
Поток невелик. Въездной туризм в Пермском крае в настоящее время развит не так, как выездной. И во многом по показателям этой сферы бизнеса регион отстает от соседних субъектов РФ. Но борьба за туристские потоки еще впереди. Россияне, как показывают исследования, проведенные по заказу Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края, только еще присматриваются к существующему в родной стране туристскому продукту.
По данным Министерства, в 2007 году доход туристской отрасли региона составил 3,46 млрд рублей. Вместе с мультипликативным эффектом (который включает в себя расходы туристов, сопутствующие тратам на места проживания) – порядка 9 млрд. Доля в валовом региональном продукте туристической отрасли составила около 2,15 %. Всего в турбизнесе в 2007 году, по данным Минторга, было занято 8320 человек персонала.
Туристический поток в регион в 2007 году составил около 427 тысяч человек. Правда, в это число вошли и бизнес-туристы, то есть жители других регионов и стран, приезжающие в Прикамье в командировку.
Для сравнения: туристический поток в Татарстане в минувшем году превысил миллион человек, в Нижегородской области составил около 600 тысяч человек, в Свердловской области – около 700 тысяч человек, в Самарской области – около 500 тысяч.
Несмотря на то что Пермский край уступает по показателям привлечения туристов соседним регионам, многие эксперты говорят о большом потенциале Прикамья в этой сфере.

Среди объектов, которые в настоящее время наиболее активно привлекают туристов, специалисты называют Кунгурскую ледяную пещеру и музей политических репрессий «Пермь-36» – единственный в России музей ГУЛАГа. В 2008 году интерес к Кунгурской пещере значительно вырос во многом благодаря конкурсу «Семь чудес России», и в настоящее время руководство этого объекта повысило цены на посещение с 250 до 300 рублей. Кроме того, были открыты и дополнительные часы посещения, стоимость которых подняли до 400 рублей. В настоящее время практически все гостиницы в Кунгуре заняты, а поток туристов продолжает расти.
Музей политических репрессий «Пермь-36» (около г. Чусовой) пользуется особой популярностью среди иностранцев. По мнению директора турфирмы «Краснов» Михаила Краснова, этим музей обязан включению в сотню самых охраняемых памятников истории мира, где он находится наравне с такими творениями культуры, как египетские пирамиды или Великая Китайская стена.
«Множество иностранцев приезжают в регион только для того, чтобы побывать в музее «Пермь-36». Кстати, зарубежные гости на данный момент приносят основную часть прибыли внутреннему туризму. Иностранцев очень интересует не столько природа России, сколько история и культура страны. Мы очень отличаемся от большинства стран мира, и это вызывает интерес», – подчеркнул Михаил Краснов.
В 2007 году региональные власти обратили внимание на туристический потенциал Прикамья, результатом чего стала подготовка «Программы развития туризма в Пермском крае на 2008–2012 годы». В рамках программы планируется создание краевого туристского информационного центра по типу европейских центров для туристов с буквой i, привлечение инвестиций: на каждый бюджетный рубль – 4,5 рубля средств инвестора. Большое внимание в программе уделяется и созданию конкурентоспособных туристских продуктов, что означает их «упаковку» и продвижение.
«В рейтингах Пермский край входит в первую двадцатку регионов России по природному потенциалу. И перед нами стоит задача не только оказать содействие в продвижении внутреннего туризма, нам необходимо стимулировать приток инвестиций в отрасль, создать необходимые для этого условия, в частности обеспечить туристскую отрасль необходимой инфраструктурой», – сообщил руководитель проекта «Туризм» Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края Александр Котельников.
Появление программы развития туризма практически все собеседники издания оценивают как положительный момент, способный принести Пермскому краю существенные дивиденды. Кроме того, уверены специалисты, в дальнейшем столь существенных затрат, как предусмотренные программой 2 млрд, отрасль не потребует. Об этом говорит опыт Тюменской и Свердловской областей, где после капитальных вложений в обеспечение туристической сферы инфраструктурой расходы бюджета в отрасль составляют около 200 млн рублей в год. При этом, говорит Александр Котельников, траты компенсируются налогами, которые платит туристический бизнес.
Туристический рынок в Пермском крае будет продолжать свое развитие, считают эксперты. Внешний туризм растет во многом благодаря увеличению возможностей населения, которое позволяет расширять уровень предложения. Развитие въездного туризма многие связывают с содействием региональных властей. Однако для регионального бизнеса активное развитие въездного туризма может оказаться негативным фактором. Ведь одновременно с ростом интереса со стороны туристов к Пермскому краю регион привлечет внимание крупных инвесторов, которые, как и в случае с выездным туризмом, могут отобрать у менее сильного местного бизнеса значительную долю рынка.

см. таблицу "Перечень инвестиционных проектов"

Доход туристской отрасли
Въезд и вылет
Доля туризма в ВРП (с учетом мультипликатора – 2,86)
Въезд и вылет

Туристский поток
Въезд и вылет

Количество работающих в КСР
Въезд и вылет

Туристский поток (тыс. чел.)
Въезд и вылет

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний