Газета
 21 апреля 2008, 00:00   967

Уход от классики

Уход от классики
Первый заместитель главного управляющего директора ООО «Новогор-Прикамье» Сергей Касаткин – об инвестициях, тарифах и перспективах.
Первый заместитель главного управляющего директора ООО «Новогор-Прикамье» Сергей Касаткин – об инвестициях, тарифах и перспективах.

Сергей Валерьевич, инвестиционная программа компании «Новогор-Прикамье» обсуждалась Пермской городской Думой довольно долго. В чем причина?
– Полгода обсуждения в нашей ситуации – срок нормальный. Инвестпрограмма просто не могла быть принята быстро. Мы в этом деле стали практически первопроходцами, потому что Федеральный закон № 210 вышел лишь два года назад и опыт разработки долгосрочных программ комплексного развития и инвестиционных программ в части водоснабжения и канализации в РФ только нарабатывается. Для появления четких и быстрых механизмов реализации нового законодательства, конечно, нужно время. Понятно и то, что не все чиновники и депутаты являются абсолютными специалистами в этой теме, и для более полного понимания процесса необходимо было выстроить конструктивный диалог и прийти к общему знаменателю. Диалог выстроили, к знаменателю пришли, программу приняли.
Можно ли теперь назвать принятую программу образцовым документом?
– Образцовым нельзя, к совершенству нам всем еще надо стремиться. Первым документом, который согласно ФЗ № 210 появился в Перми в части развития систем водоснабжения и канализации в конце 2006 года, стала программа комплексного развития. Она включила в себя перечень всех основных технических мероприятий, которые направлены на модернизацию, реконструкцию и новое строительство в рамках системы водоснабжения и канализации. Вслед за этой программой, согласно законодательству, должна была появиться инвестиционная программа, которая предлагала бы уже экономику процесса. Но в Перми сложилась такая специфика, когда программа комплексного развития явилась не только техническим документом, но и экономическим, где были приняты поэтапные сроки реализации и все основные затраты в ценах 2006 года. Таким образом, инвестпрограмма стала заложником программы комплексного развития, и в процессе ее разработки осталось только определиться с источниками финансирования и согласовать сроки. В результате мы пришли к выводу, что, несмотря на большое количество вопросов к самой программе комплексного развития, инвестпрограмму нужно скорее принимать, нежели не принимать, и двигаться к плате за подключение, которая должна стать более прозрачным механизмом в отличие от выдачи технических условий по сомнительным принципам. В итоге этапы пришлось изменить. Так, первый этап предлагалось реализовать в 2006–2009 годах, но поскольку инвестпрограмма была принята уже в начале 2008 года, мы должны были бы пройти его с точки зрения затрат за два года вместо четырех. Поэтому два первых этапа были объединены в один – с 2006-го по 2014 год. И тем самым удалось снизить финансовую нагрузку на пока еще только проецируемый тариф на подключение.
Каковы объемы, основные направления и источники инвестирования?
– Общие затраты в ценах 2006 года составляют около 15 млрд рублей. 50 %  этих средств должно идти на головные городские сооружения системы подачи и очистки воды. 35 %  предполагается направить на перекладку, обновление, модернизацию и реконструкцию уже существующих магистральных сетей. 15 %  – это в районе 2 млрд рублей – на строительство новых сетей.
Нынешние отличия программы от первоначального проекта только в сроках?
– Нет. Первоначально инвестпрограмма разрабатывалась в качестве продукта компании «Новогор-Прикамье». Но по решению депутатов Пермской гордумы от 29 января 2008 года она стала городской, а нам были отданы функции заказчика. Классическую схему ФЗ № 210, когда инвестором, заказчиком и получателем платы за подключение является организация коммунального комплекса, в Перми власти реализовать не решились. Плату за подключение будет получать МП «Пермводоканал». Получается более сложная конструкция, при которой нам теперь необходимо прописать функции всех сторон – администрации, «Пермводоканала», «Новогора» – и принять плату за подключение для МП.
Что тормозит принятие тарифа на подключение?
– Безусловно, его прогнозный размер. В ФЗ № 210 прописаны только три возможных источника финансирования инвестпрограммы. Это плата за подключение, бюджетное финансирование и инвестиционная надбавка к основному тарифу организации коммунального комплекса. Инвестнадбавка возможна только с 2010 года по соглашению с администрацией, и на самом деле я вижу туманные перспективы ее появления в рамках текущего регулирования цен и тарифов в РФ. Бюджетное финансирование, выделенное на инвестпрограмму, также минимальное. В таких условиях основная нагрузка падает на тариф на подключение. В этом сегодня видится главная проблема.
Насколько корректно реконструкцию и модернизацию головных сооружений вести на эти средства?
– Этот вопрос в настоящее время существует как у нас, заказчиков, так и у застройщиков.
Согласно ФЗ № 210 перед утверждением платы за подключение орган местного самоуправления должен определить доступность тарифа. Если он не влияет на рост себестоимости строительства – это один вариант, но если ведет к серьезному удорожанию квадратного метра, то возникает необходимость совместных консультаций. Процесс должен быть максимально прозрачным. И «Новогор-Прикамье», как заказчик, в этом напрямую заинтересован, потому что ситуация, когда каждый договор на подключение с такой ценой будет вызывать у застройщика отторжение, недопустима.
Как продвигается работа по заключению концессионного соглашения с городской администрацией?
– Общее мнение: на данном этапе соответствующее федеральное законодательство еще далеко не совершенно и подлежит изменению, поскольку те, кто оформлял аренду до закона о концессиях и продолжает выполнять свои обязательства по сей день, должны получить возможность перехода на концессию без конкурсов. Вокруг этого мнения сегодня идут оживленные беседы и в Госдуме, и в Правительстве РФ. И в случае появления подобных изменений мы уже должны быть готовы к переходу на новые отношения, поэтому наша задача – представить в администрацию весь пакет документов до 1 июля. Если все-таки законодательство не изменится, то все необходимые дополнения должны появиться в договоре аренды – с более четким перечнем обязательств и снижением рисков как со стороны муниципалитета, так и со стороны бизнеса.
Как вы относитесь к сотрудничеству с заводом «ТСТ» и к критике со стороны его руководства по поводу некорректной эксплуатации стеклопластиковых трубопроводов?
– Я с большим уважением отношусь к господину Прагеру, но не готов комментировать техническую политику компании с точки зрения использования только одного конкретного материала. Что касается критики, то я хорошо отношусь к критике в целом, важно только, чтобы она была конструктивной. Тем более что у наших специалистов есть что на нее ответить.
Сегодня существует огромный спектр мнений по поводу применения стеклопластиковых трубопроводов. Кто-то высказывается за предпочтительное использование чугуна, кто-то – полиэтилена и т. д. И нам сегодня важно сбалансировать все точки зрения. Для этого в ближайшее время, 25 апреля, мы организуем расширенное совещание по обсуждению технической политики компании в части водоснабжения и канализации. Будут приглашены ученые, эксперты, производители, в том числе и руководство завода «ТСТ». Этот «круглый стол» должен стать первым в целой серии консультационных программных встреч по этому вопросу.
Руководство компании в этом вопросе хочет добиться того, чтобы и «Новогор-Прикамье», и администрация города четко видели области применения того или иного материала, чтобы максимально выгодно использовать их в самых различных условиях, будь то расположение под дорожными полотнами или в чистом поле. Если экспертно мы будем понимать, что применение продукции местных производителей – и я имею в виду не только завод «ТСТ» – допускается в текущих условиях, мы, конечно, в первую очередь будем работать с ними. В этом плане я патриот.
Сегодня в Перми от некоторых представителей депутатского корпуса нередко приходится слышать сомнения в правильности передачи муниципального водоканала частному оператору. Как вы это прокомментируете?
– На самом деле это очень важный вопрос – любой шаг назад остановит развитие инфраструктуры города. Если Москва или Санкт-Петербург могут себе позволить колоссальные бюджетные инвестиции в свои водоканалы, то у остальных развивающихся городов такой возможности нет и в ближайшие годы не будет. Частный бизнес гораздо более гибко решает задачи. По сути та же программа развития системы водоснабжения и водоотведения Перми при всех вопросах к ней появилась усилиями частного бизнеса. Этот документ у города есть. Его можно править, менять, но он есть. Есть цифры, которые показывают, что за годы работы частного оператора сократилось число аварий, на порядок выросли объемы перекладки труб. Есть цифры конкретных инвестиций частника в муниципальную инфраструктуру.
В свое время в городе было принято решение двигаться в определенном направлении в части развития предприятия водоснабжения. Время показало, что решение было правильным. Сейчас надо вместе развиваться дальше. Вот вам пример: в Омске двумя годами позже, чем в Перми, водоканал был передан в управление частному оператору. Здесь сегодня также принята инвестпрограмма. Ее размер, при схожих сроках, на 3 млрд рублей больше, чем в Перми. При этом 6,5 млрд рублей, то есть треть программы, планируется закрыть за счет средств Инвестфонда РФ. СМИ пишут о высоких шансах на удовлетворение этой заявки, поскольку получение денег лоббирует не только бизнес, но и местная власть. Это пример государственно-частного партнерства, который мы можем реализовывать в Перми не хуже, чем в Омске. А может, и лучше. Просто не надо делать шаги назад и ставить под сомнение стратегические договоренности.
Что касается сомнений отдельных политиков, то, на мой взгляд, они связаны с тем, что коммунальная отрасль усилиями частного бизнеса начала развиваться и приносить доход. В свое время, когда ЖКХ считалось «черной дырой», отношения и правила игры не были выстроены, интереса к этой отрасли особенно не наблюдалось. Теперь, когда на Пермском водоканале начала работать эффективная бизнес-модель, мнение у людей меняется, появляется мысль о том, что неплохо таким бизнесом порулить. Это понятно. Здесь мы надеемся на мудрость власти. Сегодня надо совместными усилиями делать шаги вперед.
Поделиться:
Все новости компаний