Газета
 14 апреля 2008, 00:00   826

Последняя надежда

Последняя надежда
Пользователям социальных интернет-сетей следует опасаться интереса к их личным страничкам со стороны коллекторов.
Автор: Кирилл Перов
Пользователям социальных интернет-сетей следует опасаться интереса к их личным страничкам со стороны коллекторов.

Одной из наиболее серьезных проблем развития банковского сектора является высокая доля невозвратов по кредитам. По данным ГУ Банка России по Пермскому краю, на 1 января 2008 года доля просроченной задолженности по кредитам физлицам в общем объеме последних составляла порядка 1 %, однако эксперты «bc» из числа банкиров утверждают, что в действительности этот показатель в разы выше. Прогнозы пессимистичны: в 2007 году темпы роста просроченной задолженности по розничным кредитам превышали темпы роста объема выданных займов.
С целью снижения объемов просрочки банки используют возможности как собственных служб экономической безопасности, так и коллекторских агентств, специализирующихся на возврате долгов. И в том и в другом случае для поиска информации о заемщике применяются различные источники, одним из которых в последнее время все чаще становятся социальные сети, переживающие в России пик популярности. Страница пользователя в таких сетях содержит информацию о возрасте, местах учебы, работы и военной службы человека, его семейном положении, а также фото, адрес, электронный адрес, список «друзей».
Большинство руководителей коллекторских агентств, опрошенных «bc», подтвердили, что они действительно пользуются информацией с таких сайтов. В агентстве юридической безопасности ООО «Интеллект-С», оказывающем коллекторские услуги, пояснили, что большинство должников – это молодые люди, которые чаще всего регистрируются на подобных сайтах, поэтому данный источник информации является достаточно результативным.
Руслан Исмагилов, руководитель ООО «Интеллект-С»:
– У нас есть начальная информация о должнике, и если мы не можем получить дополнительные сведения из других источников, ищем его по этим сетям.
Таким же образом поступает коллекторское агентство ООО «Урал». У долгового агентства «Пристав» своя точка зрения.
Сергей Шпетер, директор по развитию бизнеса:
– Такие методы больше подходят для детективных агентств, но, на наш взгляд, это не совсем корректно. Мы пользуемся другими базами данных, которых существует огромное множество.
 Эксперты «bc» отметили, что наиболее ценными являются самые массовые сайты: «Одноклассники.ру», «В контакте», «Мой мир».
С юридической точки зрения использование информации, содержащейся в социальных интернет-сетях, является законным. По мнению Даниила Бычина, члена коллегии юристов «Правое дело», «люди, регистрируясь на сайтах социальных сетей, сознательно оставляют информацию о себе. И коллекторы могут использовать эту информацию по своему усмотрению: сам способ ее получения является законным».
Относительно того, эффективно ли использовать информацию с этих сайтов, мнения экспертов «bc» разделились. Так, Евгений Вильховецкий, председатель Совета директоров ОАО «Каури», уверен, что ценность данного источника существенно снижается за счет того, что он может содержать недостоверную информацию. Анатолий Вакуленко, эксперт инвестиционного холдинга «ФИНАМ», приводит свой аргумент. «Люди, скрывающиеся от коллекторов, как правило, не склонны расширять объем размещаемой на сайте информации. То есть для коллекторов эти данные делятся на те, которые им и так не сложно получить, и на те, которые им не очень полезны», – считает эксперт.
Сами эксперты «bc» из числа сотрудников коллекторских агентств оценили эффективность поиска информации о должниках через сайты социальных сетей в 20 %. И называют социальные сети своей «последней надеждой» – этот метод чаще всего используется тогда, когда все остальные возможности исчерпаны.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний