Газета
 07 апреля 2008, 00:00   1380

Основной принцип группы «ВИТУС» – не стоять на месте

Генеральный директор инвестиционной группы «ВИТУС» А. А.Чернов подвел итоги 2007 года и поделился планами на 2008 год.
– Алексей Анатольевич, подводя экономические итоги ушедшего 2007 года, скажите, каким он был для инвестиционной группы «ВИТУС»? Каких успехов удалось достичь и что сделать не успели? Оправдались ли ваши прогнозы?
Алексей Чернов: – Я думаю, что прошлый, 2007 год был для всех участников финансового рынка одним из самых сложных после кризиса 1997–1998 годов. Фондовые индексы РТС и ММВБ в 2007 году показали весьма небольшие значения. Рост РТС за 2007 год – порядка 19,2 %, индекс ММВБ вырос на 11,5 %.
 При планировании деятельности инвестиционной группы на 2007 год были оптимистичные ожидания на доходность рынка от 25 до 30 %. Но, несмотря на то что наши надежды не оправдались, рентабельность собственного капитала – основной показатель деятельности группы «ВИТУС» – значительно превышает рост индексов РТС и ММВБ и составляет около 30 %.
 Группа добилась данного показателя за счет реализации в течение года части пакетов акций по весьма высоким ценам, во-вторых, высокий доход был получен от ведения клиентских бизнесов. По итогам 2007 года операционная прибыль от клиентских бизнесов выросла на 36 % по сравнению с 2006 годом, несмотря на то что рыночная ситуация в прошлом году была значительно хуже. И, наконец, третий фактор – это диверсификация капитала, операции на рынке недвижимости, где доходность по проектам группы «ВИТУС» составила минимум 40 % годовых. Земельные инвестиции показали еще большую доходность, порядка 70–80 %.
 Активное привлечение клиентов на брокерское обслуживание, внедрение новой услуги экспресс-займов позволили нам привлекать клиентов на падающем и вялом рынке и обеспечивать им доходность, а нам в свою очередь прибыльность. Основной принцип группы – не стоять на месте, искать альтернативные источники получения доходов и новые услуги и предлагать их своим клиентам.
 Какие планы и цели вы ставите в 2008 году? Какие новые интересные проекты запланированы в «ВИТУСЕ» на этот год? Что могут ожидать от вас ваши клиенты?
 – В 2008 году основными для нас будут интеграционные процессы в группе. Мы будем придерживаться идеологии пакетного предложения. Это когда клиенту предлагают не одну услугу или один продукт, а целый пакет. Можно быть неконкурентоспособным по какой-то позиции, например проигрывать по цене. Но при пакетном предложении наш клиент будет получать дополнительную выгоду, эффект синергии, потому что в одном окне ему будет предлагаться вся гамма продуктов «ВИТУСА», в том числе услуги ОАО АКБ «Перминвестбанка». Это гораздо выгоднее, нежели по отдельности выбирать услуги разных компаний.
 До 2007 года мы существовали в некой децентрализованной системе, когда клиенту предлагались отдельно брокерское обслуживание, паевые фонды, депозиты банка. А сейчас мы говорим своему клиенту, что «ВИТУС» специализируется на услуге – управление капиталом. Наш клиент выбирает не столько какую-то конкретную услугу, он выбирает инструмент для сохранения и приумножения своих сбережений. Мы говорим: «У вас есть определенная сумма денег, наша задача предложить вам оптимальное размещение этого капитала, исходя из вашей готовности к риску и вашего горизонта планирования». У нас для этого все есть. Брокерское обслуживание и паи инвестиционных фондов – для клиентов, склонных к риску. Банковские депозиты – для менее рисковых клиентов. Таким образом, приходя в группу «ВИТУС» и приобретая одну услугу, человек получает доступ к целому пакету услуг и может получить выгоду через систему скидок и различных бонусных программ, покупая другие услуги нашей группы.
 Первый шаг в этом направлении – это программа «ВИТУС-Эксклюзив». Она ориентирована на более обеспеченный слой населения. Это наши VIP-клиенты. Но такая же идеология будет распространяться и на другие сегменты клиентов.
 Другими словами, идея финансового супермаркета, о которой все говорят, но которую очень сложно реализовать, если компании не объединены одной идеологией управления, будет реализована в «ВИТУСЕ». Очень часто компания заявляет, что она является финансовым супермаркетом, хотя, по сути дела, реализует некую агентскую схему. Человек обращается в «одно окно», а его просто отсылают по какому-то адресу. Финансовый супермаркет, по моему убеждению, это когда компании объединены одним собственником, что мы и наблюдаем в «ВИТУСЕ» – это во-первых. Во-вторых, в группе применяется единый стандарт управления. И, наконец, третье – интеграция на уровне IT-платформ, потому что финансовый бизнес – это на 80 % информационные технологии. Поэтому ключевой задачей для «ВИТУСА» на 2008 год будет интеграция IT-платформ.
 На сегодняшний день в «ВИТУСЕ» активно внедряются единые стандарты управления бизнесом. Сейчас находится в проработке стратегия развития группы на ближайшие три года. Бизнес-модель включает в себя два основных рынка, на которых работает группа, – это финансовый рынок и рынок недвижимости. В соответствии с этим утверждена структура группы, состоящая из головной компании ООО «ИГ «ВИТУС»» и двух блоков: «ВИТУС Финанс» – ООО «ИК «ВИТУС»», ООО «УК «ВИТУС»», банк и ООО «ВИТУС» и блок недвижимости: ООО «Центр управления недвижимостью», ООО «ВИТУС-Девелопмент» и закрытые фонды недвижимости под управлением ООО «УК «ВИТУС»».
 В конце прошлого, 2007 года «ВИТУС» открыл очередной филиал, и на этот раз в Москве. Чем обосновано это решение?
 – В первую очередь принципиальной разницей емкости московского и регионального рынков. Когда мы определяли свою конкурентную политику, то прекрасно понимали, что на Пермь и прилегающие регионы работает бренд «ВИТУСА». За счет этого барьер входа на ближайший рынок весьма низок. Понятно, что при заходе в другой регион имя «ВИТУСА» работает мало, естественно, что мы должны предложить какие-то конкурентные продукты. Как только начинает работать конкурентный продукт, первичной является емкость рынка. Если посмотреть, как распределяются финансовые потоки в нашей стране, станет понятно, что 80 % всех денег находится в Москве и 20 % – это вся остальная Россия. Поэтому гораздо интересней попытаться получить часть от 80 %, нежели войти в какой-то регион и получить долю от 1 %.
  Далее мы учитывали специфику работы московских компаний. Мы видим, что есть 8–10 компаний, которые работают с клиентом, капитал которого составляет несколько десятков миллионов долларов и выше. И есть основная масса московских компаний, которым «ВИТУС» со своими продуктами и услугами может составить достойную конкуренцию в своей нише. Мы всегда славились своим индивидуальным подходом к клиенту. В Москве, на мой взгляд, несколько формализованный подход. Если клиент принесет 1 млн рублей, то 80 % компаний он будет малоинтересен. Мы считаем такого клиента целевым. Инвестиционная группа приходит в Москву со своей идеологией и своими порогами вхождения в услугу. За свои деньги клиент получит целый спектр услуг, потому что если мы сделаем ставку на одну услугу, то, безусловно, мы не выдержим конкуренции даже в Перми. По идее человек будет приходить не на конкретную услугу или в конкретную компанию, он будет приходить за целым комплексом услуг на финансовом рынке в группу «ВИТУС», чтобы сохранить свои средства и приумножить капитал.  Конечно, филиальная политика будет учитывать особенности регионов. С большой долей вероятности можно сказать, что следующий филиал в 2008 году будет открыт в Екатеринбурге. Решающее значение при открытии филиалов будут иметь принципы географической близости, развитость региона, уровень дохода населения и емкость рынка.
 Сегодняшнее состояние мировой экономики не назовешь стабильным. Трудно представить, что все это никак не отражается на «ВИТУСЕ», основной доход которого обеспечивает фондовый рынок. Какие меры вы предпринимаете, чтобы обезопасить позиции инвестиционной группы и ее клиентов?
 – Для того чтобы обезопасить себя и клиентов, «ВИТУС» практикует диверсификацию вложений в разные классы активов. Сегодня собственный капитал группы диверсифицирован. Капитал клиентов размещается не только на фондовом рынке, но и в закрытых фондах на рынке недвижимости.
 Во-вторых, мы используем менее рисковые стратегии и продукты. Значительная часть активов наших клиентов размещена под фиксированный доход в Перминвестбанке на депозитах. Наши клиенты не любят, когда деньги лежат без дела, но при опасной ситуации лучше «отсидеться» в деньгах или на депозите, чем на фондовом рынке. Безусловно, доходность сейчас хуже, чем в прошлом году. Мы находимся в рыночной ситуации, и наша задача – минимизировать риски и потери от критической ситуации на фондовом рынке.
 Но даже в такой ситуации есть свои плюсы. На сегодняшний день мы все-таки заложники внешнего, а не внутреннего фактора. И как только внешние факторы уйдут, наш рынок будет как сжатая пружина, которая разожмется. Внутренних причин в России, как макро-, так и микроэкономических, нет никаких для того, чтобы рынок падал. Сегодня падение обусловлено больше психологическими, нежели экономическими факторами.
 Как вы оцениваете инвестиционный климат в стране? Какие, на ваш взгляд, основные задачи в экономике нужно решить в 2008 году?
 – На сегодня климат умеренный. Частично ушел политический риск, который ставили разные финансовые американские компании, выводившие на первый план риск выборов президента. Но основные принципиальные решения по пересмотру лимитов на Россию западные финансовые институты будут принимать не раньше мая-июня первого полугодия, когда заработает связка президент – премьер.
 2008 год будет тяжелым для финансового рынка. Если какие-то улучшения пойдут, то не раньше второго полугодия, но я бы не драматизировал ситуацию. Списания, которые сейчас производятся американскими банками, являются значительными, но я все-таки верю в то, что система подвержена самовыздоровлению. Это жизнь. Худшие уходят, лучшие остаются. Финансовый мир очень долго находился в эйфории. Почти 5 лет мы жили в эпоху дешевых денег на восходящем тренде. И этот кризис показал, что понятие «риск – доходность» – это не пустые слова. Весь американский «крупняк» заигрался на ипотечных облигациях. Если у человека нет ничего: нет дохода, нет имущества, нет активов, а ему дается ипотечный кредит без обеспечения под смешную ставку, то это очень рискованная игра. Если в Америке объем ипотечного рынка оценивается примерно в 70 % от объема ВВП, то в России мы не подошли и к 1 %. В нашей экономике все иначе. Крушение ипотечных компаний у них может привести к экономическому кризису. Такие риски существуют. Но я думаю, что в сегодняшнем американском кризисе есть и доля политики. Не надо забывать о выборах президента 2 ноября 2008 года. Сегодня видно, что экономические проблемы активно эксплуатируются в политической борьбе.
 Для нас ипотечный кризис играет незначительную роль, для нас ипотека не стала тем инструментом, на котором основывается экономика. По моему мнению, единственный фактор, который может оказать негативное влияние, – это рефинансирование долгов наших крупных государственных корпораций и финансовых институтов. Я думаю, что проблем здесь тоже не будет. На 2–3 % деньги достанутся подороже – это не принципиально для компаний с хорошей рентабельностью. В случае чего, государство им поможет.
 От общего – к частному. Алексей Анатольевич, какие советы и рекомендации вы можете дать клиентам «ВИТУСА», настоящим и будущим?
 – Основные пожелания нашим клиентам – заходить на рынок надо надолго. Самое худшее на фондовом рынке – дергаться и суетиться! Необходимо быть профессиональным инвестором, который понимает все риски, чтобы зафиксироваться с убытком. Это действие должно быть осознанным и совершаться для того, чтобы разместиться в каком-то другом активе, который принесет прибыль. Таких клиентов мало.
 Нередко частные инвесторы начинают поддаваться общей панике. И, скорее всего, совершают ошибку. Главный принцип инвестирования – чем дольше, тем лучше. Я на своем примере несколько раз убеждался, что главное – не торопиться и не паниковать. Я держу портфель, который начал формироваться в 1996 году. Моя политика – 80 % операций на покупку и 20 % на продажу. Иногда смотришь на свои активы и видишь, что портфель «просел». Конечно, это не доставляет положительных эмоций, но в инвестировании главный принцип – умение абстрагироваться. За любым падением начинается рост – это неминуемо. Это как жизненный цикл. Ниже упал – выше поднялся. Но и не бывает ситуаций, когда акции только растут. Надо помнить, что деревья не растут до небес. За любым ростом следует падение. Есть высказывание Марка Мебиуса: «Акции надо покупать там, где льется кровь», другими словами, когда рынок совсем плох и кажется, что он никогда не восстановится.
 Сейчас самая нормальная позиция – смотреть, что творится с рынком, и делать правильные выводы.
  На правах рекламы
Поделиться:
Все новости компаний