Газета
 07 апреля 2008, 00:00   1448

Философия города

Философия города
Лилия Ширяева, заместитель главы администрации города: «Нам нужно перестать вариться в собственном соку».

Заканчивается четвертый месяц вашей работы в городской администрации, как себя ощущаете в новой должности, с какими проблемами уже пришлось столкнуться?

– Работа очень интересная, это скажет, наверное, любой из занимавших этот пост. Тем для размышлений для того, чтобы определяться и принимать решения - неимоверное количество. И начинается все с глобального, т.е. с видения города в целом.

Если говорить о сложностях, то, признаюсь, объем работы здесь огромный, очень много обращений жителей, представителей бизнеса, текущих вопросов, которые должны решаться автоматически, но решаются не так оперативно, как хотелось бы. Эта проблема очень многогранна. Причины – и в неповоротливости самой системы, определенной законодательством, и в огромной нагрузке на работников департамента планирования и развития и департамента земельных отношений. Стараемся грамотно управлять ресурсами, в этом году внесли изменения в структуру департаментов, думаю, что после этого будет легче и работникам, и заявителям. Кроме того, несовершенна система документооборота, начиная с компьютерной программы, которой мы пользуемся.  Поэтому в этом году мы переходим на новое программное обеспечение, это позволит решить многие сложности. Прежняя программа содержит ограниченное количество возможностей, например, к ней нельзя привязать всю ту информацию, которая есть в ДПИРе и Департаменте земельных отношений.

 Практически одновременно с тем, как вы заняли пост заместителя главы администрации Перми, были внесены существенные изменения в работу градостроительного совета. Как вы оцениваете новые возможности этого органа и то, как он вписан в систему управления городом?

– Игорь Николаевич Шубин создал очень интересную систему управления направлением градостроительной деятельности. Глава города поменял подход к роли Градсовета. Теперь во главе стоит не управленческое решение на уровне администрации, а высокая идея. Роль градсовета – рассмотреть проект с точки зрения соответствия градостроительному и  архитектурному облику Перми, соответствия планировке. В состав этого органа входят специалисты очень высокого уровня, и зачастую бывает так, что они видят такие нюансы, которые исполнители в администрации заметить не могут. После их рекомендаций - а это именно рекомендации - администрация принимает на себя роль своеобразного «буфера». Она обязана обеспечить выполнение решения Градсовета. Застройщик, инвестор также должен им следовать. Другого пути у нас нет, поскольку  в противном случае в городе не будет единой градостроительной идеологии.

 Начиная с этого года все проекты планировки территорий и важные с точки зрения архитектурного облика Перми объекты строительства должны в обязательном порядке быть представленными на Градсовете. В противном случае решение о выдаче разрешения на строительство в администрации принято не будет. Моя функция  здесь управленческая. Я не смогу вникнуть во все нюансы, требующие специальных знаний, которые существуют в сфере архитектуры, планировки территории. Это очевидно.

 Моя роль – формировать и выносить идеи на Градсовет, чтобы профессиональное сообщество их осмысляло, давало рекомендации, а администрация города их исполняла.

Считаю, что подобная  конструкция должна себя оправдать. Дополнительно к Градсовету, на мой взгляд, необходимо будет создать ряд экспертных советов, членами которых стали бы эксперты из разных областей. Например, разрабатываем мы проект Камской долины, начинать нужно с тех самых расчетных показателей, определяющих, что может располагаться на этой территории с точки зрения развития города в целом и с учетом возможностей этой территории. Когда появятся первые наработки, их необходимо будет обсудить. Администрации внутри себя будет непросто принять решение, нужны экспертные оценки профессионалов отрасли для того, чтобы понять, как дальше приложить полученные данные.

 НФ «Градостроительные реформы» обязался до конца года разработать  стратегию территориального развития города. Есть ли уже  какие-то  наработки?

– В соответствии с муниципальным контрактом, срок выполнения работ - конец этого года. В июне у нас запланировано заседание коллегии при главе города по обсуждению первых наработок стратегии. Думаю, что это будет первый шаг, перед тем как выносить проект на широкое обсуждение.

 Подразумевается ли, что стратегия территориального развития будет взаимосвязана со стратегией социально-экономического развития Перми?

– Стратегия территориального развития должна быть увязана со стратегией социально-экономического развития города. В феврале прошло совещание у главы администрации Перми Аркадия Борисовича Каца, где мы смотрели, как совместить все проекты: стратегию социально-экономического, территориального развития города, создание комплексной транспортной схемы, схему строительства нового моста и т.д. Тем много. Чтобы их объединить целесообразно создание единого координационного совета, в котором предполагается участие не только работников администрации Перми, но и представителей краевой власти. Пермь - краевой центр и не может «вариться в собственном соку». Наше мнение совпадает с позицией экспертов. Например, генеральный директор фонда «Градостроительные реформы» Александр Высоковский, работая над стратегией пространственного развития, постоянно отмечает, что самостоятельно решить задачи, которые стоят перед городом, мы не сможем, потому что все глобальные проекты «завязаны» либо на краевые, либо на федеральные органы власти.

Понятно, что заключить в одну схему все, что делается в городе, не получится, придется идти в рамках координации крупных проектов, при этом параллельно пойдут другие проекты, которые требуют безотлагательного рассмотрения и принятия решений. Тем не менее, мы будем стараться, чтобы противоречия не возникали или в крайнем случае не были неразрешимыми.

 Представители администрации часто заявляют о том, что хотят сделать свою работу прозрачной, каким образом планируется добиться этого?

– Для того чтобы население было в курсе нашей работы и планов на будущее, чтобы понимало, как и зачем работает администрация, мы эту информацию раскрываем через интернет, печатные СМИ, совместную работу с экспертными группами и общественностью.  Сейчас городское сообщество выходит на более высокий уровень, все большее число жителей хочет понимать, чем живет город.

Задача, которая стоит перед администрацией – это открытость деятельности. И мы уже меняем  ситуацию, мы перестали «варится в собственном соку». Здесь опять же можно вспомнить работу Градсовета.

Понимаем, нужно привлекать общественность, многие люди в городе открыты для контакта, хотят  делиться идеями, помогать власти. Конечно, бывает, что приходят письма с абсолютно неподражаемыми предложениями, например, по переименованию города. Но есть очень интересные и вполне реализуемые предложения, в частности, по вопросам изменения зонирования. В ближайшее время  у нас начнет работать комиссия по землепользованию и застройке. Мы надеемся уже в первом полугодии вынести на публичные слушания проект изменений территориального зонирования. Там обязательно будут учтены предложения, поступившие от жителей города, строительных, проектных организаций и наши наработки.

 У вас столько идей и проектов, не боитесь, что костная и неповоротливая по определению бюрократическая система не позволит их реализовать? 

– Проектов много, причем  эти начинания не всегда и не только мои. В администрации действительно сформировалась команда единомышленников, совместно решающих общегородские задачи.  Мои идеи, в основном, организационного плана и касаются реформирования внутри департамента и правовых вопросов. Рутина в нашей работе тоже есть. Идеи и текущие дела, исполнение документов в срок - это две стороны одной медали, которая называется управлением. Пока разочароваться не боюсь, вообще по жизни оптимист, надеюсь, что у нас все получится, вижу, что желание менять ситуацию есть не только у меня, но и у моих коллег.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний