Газета
 07 апреля 2008, 00:00   1859

Мал, да удал

Мал, да удал
Светлана Ярова, руководитель проектного отдела компании ASTERA, – об особенностях развития в Перми локальных торговых центров и перспективах этого сегмента рынка.
Автор: Кирилл Перов
Светлана Ярова, руководитель проектного отдела компании ASTERA, – об особенностях развития в Перми локальных торговых центров и перспективах этого сегмента рынка.

Насколько, по вашим оценкам, сегодня развито в Перми строительство локальных ТЦ и каковы перспективы развития этого сегмента рынка?
– По нашим оценкам, в Перми в 2007-м – начале 2008 года было введено в эксплуатацию более 60 тысяч квадратных метров торговых площадей. И в центре города практически не осталось свободных земельных участков, пригодных для реализации проектов крупных ТЦ и ТРК. В сложившейся ситуации девелоперы вынуждены искать альтернативные варианты, осваивая спальные и удаленные от центра районы. Наиболее востребован в данном случае формат так называемых торговых центров шаговой доступности – небольших по площади объектов, призванных удовлетворять ежедневные потребности жителей прилегающей территории.
В Перми сегодня действует 9 торговых центров шаговой доступности общей площадью 30 тысяч 620 квадратных метров. В 2008–2009 годах планируется сдать еще 13 объектов (77 500 кв. м). Однако этот сегмент рынка еще не исчерпан и возможностей для реализации девелоперских проектов предостаточно. В Перми насчитывается 26 густонаселенных микрорайонов, не имеющих качественных торговых площадей, жители этих микрорайонов способны поддержать покупательский поток для объектов шаговой доступности. На сегодняшний день, по отзывам пермяков, наиболее востребованы и посещаемы торговые центры в центральной части города, но ситуация изменится по мере формирования культуры шопинга в качественных торговых центрах, а также с ускорением ритма жизни динамично развивающегося города, каким Пермь на сегодняшний день является.
Какие пермские торговые центры можно считать локальными?
– Сегодня наиболее яркими примерами локальных пермских торговых центров являются два ТЦ: «КИТ», расположенный в микрорайоне Садовый (Мотовилихинский район), и «Парк-Авеню» на Парковом (Дзержинский район). В обоих случаях «якорем» является продуктовый ритейл («Берег» и «Семья» соответственно), а одним из крупных арендаторов – «Алендвик», представленный в этих ТЦ брендами Chicken, Viva La Pizza, «Суши Сан» и Coffe Expert. (Правда, в «Парк-Авеню» есть и второй «якорь» – сеть магазинов обуви «Монро».) Помимо этого, в торговых центрах представлены такие товарные группы повседневного спроса, как одежда, обувь, канцтовары и т. п., что характерно для классических ТЦ шаговой доступности.
Чем, кроме размеров, локальные торговые центры отличаются от городских?
– Суть ТЦ шаговой доступности заключается в обеспечении потребностей населения прилегающих зон жилой застройки в части товаров и услуг.
Такой торговый центр имеет площадь от 10 тысяч до 30 тысяч квадратных метров и зону охвата 10–20-минутной транспортной доступности. Этажность и площадь участка не являются определяющими факторами при проектировании такого торгового центра, основной критерий – удобство для посетителя.
Наряду с окружным ТЦ в районах с плотной жилой застройкой могут комфортно сосуществовать несколько небольших ТЦ площадью до 15 тысяч квадратных метров, которые часто заменяют зоны стихийной торговли, районные рынки и места скопления лотков и палаток.
В окружном ТЦ следует тщательнее подходить к вопросу подбора арендаторов: если в крупном комплексе посетитель обязательно найдет свой магазин, поскольку там присутствует больший разброс по товарным группам и ценовым категориям, то в относительно небольшой ТЦ посетитель идет заранее зная о конкретных товарах или об уровне цен в магазинах.
За редким исключением, окружной торговый центр по сравнению с более крупными форматами имеет большую этажность при меньшей площади (это продиктовано меньшей площадью участков застройки), поэтому девелоперам следует учитывать, что там сложнее сделать достаточно дистанцированные друг от друга зоны с товарами различной степени доступности. Кроме того, смешивание дорогих и дешевых магазинов приводит к отпугиванию аудиторий обоих типов, случается, что управляющие компании не всегда успевают вовремя избежать подобной ошибки.
Какие товарные группы должны быть обязательно представлены в локальных торговых центрах?
– Все потребительские запросы можно разделить на группы: товары повседневного спроса (продукты, бытовая химия, мультимедиа-продукция, подарки, лекарства, косметика), товары продолжительного использования (к ним относится большая часть одежды, обувь, бытовая техника и электроника, инструмент, посуда, спортивные товары), а также специализированные и сезонные покупки (например, товары для сада, отделочные и строительные материалы, авто- и мототехника). Отдельно стоит упомянуть о различных услугах, таких как изготовление ключей, ремонт обуви и т. п.
Следуя такой классификации, для посетителя торгового центра рассматриваемого типа наибольший интерес представляет микс первой и второй категории. Если мы рассматриваем ТЦ «у дома», то самыми популярными будут группа товаров повседневного спроса, которые предлагают небольшие продуктовые супермаркеты, drogery, а также группа бытовых услуг – различные виды ремонта, ателье.
В окружном торговом центре акцент, в отличие от локального, смещен в сторону товаров длительного потребления, а ассортимент большинства магазинов шире, чем в ТЦ микрорайона. Житель зоны влияния объекта посещает такой ТЦ 2–3 раза в месяц, но, в отличие от ТЦ микрорайона, окружной объект может рассчитывать не только на постоянных покупателей, но и на транзитные потоки.
Насколько доходным бизнесом является владение и управление локальными торговыми центрами?
– По доходности локальный ТЦ будет находиться на более высоком уровне, нежели окружной или суперокружной, так как объем строительства меньше, количество крупных якорных арендаторов относительно невелико (то есть сборы от аренды будут больше). В общем случае срок окупаемости подобного проекта будет меньше, чем у крупных.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний