Газета
 24 марта 2008, 00:00   1609

Доставка по требованию

Доставка по требованию
Рынок междугородних автотранспортных грузоперевозок является одним из самых высокодоходных видов бизнеса. Причем барьеры входа на рынок очень низкие – вкладывать какие-либо средства новым игрокам порой не обязательно.

Рынок междугородних автотранспортных грузоперевозок является одним из самых высокодоходных видов бизнеса. Причем барьеры входа на рынок очень низкие – вкладывать какие-либо средства новым игрокам порой не обязательно.

Как утверждают специалисты, сегодня на рынке автотранспортных междугородних перевозок Перми работает около 200 предприятий. При этом приход на рынок новых игроков по-прежнему возможен, считают эксперты.
Структура рынка. По словам руководителя одной из пермских транспортно-экспедиционных компаний Олега Пухлякова, точно оценить количество предприятий, работающих в этом сегменте пермского рынка, сложно, так как среди его игроков большой процент предприятий-однодневок, открытых бывшими работниками крупных фирм-перевозчиков. По словам эксперта, «фирм со штатом сотрудников до 10 человек в Перми существует около 200, в крае же их количество достигает тысячи». В то же время крупных игроков, имеющих большой штат сотрудников и предоставляющих помимо транспортных и экспедиторских услуг еще и услуги ремонта и переоборудования автомобилей, по мнению эксперта, в городе не более десяти.
По словам генерального директора ООО «Дальнобойщик» Светланы Трапезниковой, заметными игроками рынка грузоперевозок являются компании «Берн», «Прайд», «Уралтранссервис», ИЦТ, а также московские фирмы «Зост-Майер», «Мейджер-Карго», «Жилдорэкспедиция», «Грузовозофф». Олег Пухляков выделяет на пермском рынке также предприятия «Автотэкс», «Авалон» и РЛС.
По мнению Елены Бычковой, диспетчера пермской экспедиторской фирмы ООО «Валлен», на рынке грузоперевозок в Перми нет явных лидеров, он достаточно конкурентный. Стихийность рынка автотранспортных грузоперевозок признают и представители других компаний. По словам Олега Пухлякова, занять положение основного игрока в этой сфере достаточно сложно: «Необходимы огромные финансовые вложения, чтобы приобрести свой транспорт: новые фуры стоят 1–2 млн рублей, подержанные — около 500 тысяч». Для того чтобы занять лидирующее положение на рынке, нужен свой парк машин, транспортно-экспедиционная служба, которая предполагает наличие целого штата сотрудников. По мнению специалиста, монополизации рынка не способствует российское законодательство.
Светлана Трапезникова считает, что в настоящее время рынок автомобильных перевозок Перми и Пермского края можно сегментировать по двум позициям: видам транспорта и услугам, предоставляемым участниками рынка.
По видам транспорта, считает эксперт, рынок можно разделить на три основные части. «1) Малый и средний коммерческий транспорт (грузоподъемность от 500 кг до 10 тонн, объем груза от 5 куб. м до 40 куб. м), этот транспорт используют в основном при доставке грузов по городу. 2) Большегрузный коммерческий транспорт (грузоподъемность от 10 тонн и выше, объем от 40 куб. м), данный вид транспорта используется в основном при межрегиональных перевозках. 3) Спецтехника, применяемая для перевозки негабаритных грузов». Перевозками с использованием спецтехники, по словам Олега Пухлякова, занимаются преимущественно строительные организации. Он считает, специфика края, как местности с хорошо развитой крупной промышленностью и активно развивающимся строительным рынком, такова, что здесь спрос на перевозки негабаритных грузов достаточно велик.
По видам предоставляемых участниками рынка услуг пермский рынок автомобильных грузоперевозок, по мнению Светланы Трапезниковой, можно сегментировать так: 1) коммерческие организации, которые в свою очередь подразделяются на небольшие компании, не имеющие собственного транспорта (они осуществляют роль посредников между перевозчиками и заказчиками), и автотранспортные предприятия (организации, осуществляющие грузоперевозки, используя собственный транспорт); 2) частные перевозчики (в большинстве своем это физические лица, имеющие одну-две единицы транспорта). По словам эксперта, большую долю рынка грузоперевозок занимают именно диспетчерские организации и частные перевозчики.
По мнению Олега Пухлякова, сегментирование по виду деятельности, разделяющее компании на транспортные и экспедиционные, достаточно условное: «Эти категории трудно выделять, так как организации, оказывающие автоуслуги, то и дело берут на себя экспедиторские функции, а экспедиторы — функции перевозчиков». По мнению специалиста, более правильным было бы сегментировать организации в зависимости от географии перевозок: внутригородские, областные, российские, а также по отдельным направлениям — Москва, Санкт-Петербург, Краснодар и т. д.
Тенденции развития. По словам Олега Пухлякова, пермский рынок грузоперевозок развит достаточно хорошо, в частности, благодаря удачному местоположению: через город проходит федеральная дорога. Тем не менее, по мнению эксперта, уровень развития рынка не настолько высок, как в Екатеринбурге. При этом одним из важнейших критериев развитости рынка эксперт считает уровень обслуживания клиента: «Сегодня компетентность должен проявлять как менеджер, который подбирает машину под определенный груз, заключает договор и обязан уметь проанализировать ситуацию в том числе и с точки зрения безопасности, так и водитель, функции которого теперь расширились до экспедиторских, он должен уметь работать с документами, оформлять накладные. Если кто-то из них выпустит одно звено, пропадет и машина и груз».
По словам Светланы Трапезниковой, по объему грузоперевозок Пермь находится примерно на одном уровне с Екатеринбургом. «В Перми достаточно много предприятий, отгружающих пиломатериалы, минудобрения, стиральные порошки, металл, кабельную продукцию, и нельзя сказать, что мы отстаем от Екатеринбурга по объемам перевозок», — говорит она.
Информацию об активном развитии рынка подтверждают и данные Росстата. Согласно статистике грузооборот автомобильного транспорта в крае увеличился с 861 млн тонно-километров (2004 год) до 2293 млн тонно-километров в 2006 году. Таким образом, рост составил 266,3 %. (Данные приводятся по специализированным автопредприятиям с учетом оценки объемов работы, выполненной предпринимателями (физлицами), занимающимися коммерческими грузовыми перевозками). По сравнению с 2000 годом вырос объем перевозок и грузооборот автомобильного транспорта: 2000 год — 82,7 млн тонн, 2006 год — 136,0 млн тонн. Рост составил 163 %.
Структура грузоперевозок также меняется год от года. С 2000 года серьезно сократились перевозки вскрышных пород (если в 2000 году они составляли 46,4 % от общего объема перевозок в крае, то в 2006 году этот процент сократился до 14,2). При этом существенно вырос процент перевозки строительных материалов и цемента — с 22, 2 в 2000 году до 45,6 в 2006 году. Процент перевозки лесных грузов сократился за тот же период с 3,8 до 0,2 от общего объема перевозок (статистика Росстата приводится за 2006 год, так как более свежих данных нет). Пермские эксперты отмечают, что наименования грузов, вывозимых и ввозимых в Пермь, сильно отличаются: если из Перми везут в основном металл, лес, стройматериалы, то те же самые фуры на обратном пути могут быть загружены продуктами, товарами народного потребления и т. п.
О тенденциях развития пермского рынка грузоперевозок трудно говорить, не упоминая о присутствии на нем иногородних игроков. По словам Олега Пухлякова, на рынке есть как московские, так и екатеринбургские, новосибирские, омские, санкт-петербургские компании. Основным грузообразующим городом считается Москва, а самым популярным направлением — именно московское. По словам Олега Пухлякова, присутствие москвичей в сегменте экспедиторов Пермского края составляет порядка 30–40 %, среди перевозчиков же этот процент совсем незначителен.
Москвичи берут на себя экспедиторские функции, причем, как правило, работают напрямую с крупными предприятиями уровня «Вим-Билль-Данн», «Нестле», «Интербрю», чего не могут себе позволить пермские экспедиторы из-за привязки к региону.
Разброс цен. Среди тенденций рынка практически все специалисты отмечают растущие в последнее время цены на топливо и, соответственно, на услуги перевозчиков. Эксперты подчеркивают, что стоимость грузоперевозок напрямую связана с ценами на нефть. Так, по оценке Олега Пухлякова, за последние полгода стоимость услуг перевозчиков выросла не менее чем на 20 %. Это подтверждает и Елена Бычкова, диспетчер ООО «Валлен». При этом цена на литр бензина, по ее словам, выросла также на 20 %. По словам Пухлякова, для заказчиков, заключающих договоры напрямую с перевозчиками, рост цен не так заметен, как для посредников. По мнению эксперта, заработки посреднических организаций в последнее время несколько сократились. Вообще же специалист подмечает, что цены на грузоперевозки традиционно меняются в зависимости от сезона. «Ежегодно происходит их взлет в декабре. Затем, в январе, как правило, происходит спад. Однако в этом году эти показатели не вернулись на прежние позиции, так как выросли цены на нефть», — сообщает эксперт.
В ООО «Валлен» сообщили «bc», что на сегодняшний день расценки на перевозки в их компании таковы: «Газель» — 300 рублей в час, «ЗИЛ» (3 тонны) — 500 рублей в час, минимальное время эксплуатации — 3 часа. Перевозки на 10-тонной машине — 750 рублей за час, время работы — минимум 4 часа.
По словам г-на Пухлякова, оплата работы водителя негабаритного транспортного средства составляет порядка 100 рублей за километр. Стоимость работы спецтехники с сопровождением достигает по некоторым видам перевозок 5 тысяч за час.
Вообще, как сообщает Олег Пухляков, «сегодня большинство перевозок договорные и зависят от конкретных условий. Ставка за перевозку одного и того же товара по одному маршруту может отличаться на 10–15 тысяч». В целом, по словам эксперта, средняя стоимость рейса от Перми до Москвы — 14 тысяч рублей, стоимость кругового рейса — 62–63 тысячи, обратный же рейс из Москвы до Перми — около 50 тысяч (это только услуги водителя). Для крупных клиентов уровня гипермаркетов, осуществляющих поставки через посредников, стоимость перево-зок будет значительно дороже».
Светлана Трапезникова отмечает: «Сегодня на ценообразование на рынке автоперевозок влияют как объективные факторы (стоимость ГСМ, амортизация а/т средств, налоги и т. п.), так и субъективные, обусловленные наличием теневого бизнеса и присутствием на рынке посредников между заказчиком и перевозчиком, то есть диспетчерских организаций, а также отсутствием профсоюзов, контролирующих уровень оплаты услуг перевозчиков». По словам эксперта, рынок грузоперевозок специфичен в том смысле, что стоимость услуги определяется направлением.
Тот факт, что рейсы из Москвы оплачиваются значительно выше, чем рейсы из Перми, специалисты объясняют тем, что спрос на вывоз грузов из Москвы значительно выше, чем из Перми. «Если раньше стоимость перевозок считалась только по километражу, то сейчас рынок сформировался таким образом, что стали возможны так называемые попутные перевозки с оплатой по ставке, то есть из Перми в Москву груз везут за 15 тысяч рублей (20-тонная машина), из Москвы та же самая машина вернется за 48 тысяч», – поясняет Олег Пухляков. По словам эксперта, стоимость перевозок зависит от многих факторов: от грузопотока, местности, в которой происходит загрузка, индивидуальных параметров груза — от кубатуры, веса. Например, перевозка евровагонки стоит дороже, чем просто досок.
Окупаемость вложений. Эксперты считают этот рынок высокодоходным. Более того, по мнению Олега Пухлякова, для того чтобы зарабатывать 50–100 тысяч в месяц, в экспедиторском бизнесе нужны минимальные вложения — на канцтовары и оплату телефона. «Нельзя говорить об окупаемости, так как инвестиций практически нет, есть только доход, — сообщает эксперт. — Для того чтобы открыть фирму, нужно только зарегистрировать ООО, положить 10 тысяч рублей на счет и начинать работать».
Иначе ситуация складывается в фирмах, предоставляющих автоуслуги. Этот вид бизнеса значительно более затратный. Вложения необходимы и на покупку машин, и на их последующую эксплуатацию. «На рейс до Москвы, за который перевозчик получит 50–60 тысяч рублей, затраты на ГСМ, «откаты» сотрудникам ГАИ и стоянки составят около 30 тысяч», – говорит Олег Пухляков. По словам эксперта, прибыль для владельцев собственных транспортных средств будет особенно мала, если используемая машина подержанная и требует постоянных затрат на ремонт. В случае если транспортное средство новое и находится на гарантии, бизнес будет более прибыльным. Тем не менее, несмотря на больший объем инвестиций по сравнению с экспедиторским сегментом, эксперт считает оказание автоуслуг также достаточно выгодным видом бизнеса, при условии что работать на нем будут специалисты, знакомые со спецификой рынка.

Поделиться:
Все новости компаний