Газета
 24 марта 2008, 00:00   1073

На пути в село

На сегодняшний день на каждые 100 тысяч россиян приходится 10–15 банковских отделений. В устранении проблемы низкой доступности банковских услуг может помочь система передвижных банковских офисов.
На сегодняшний день на каждые 100 тысяч россиян приходится 10–15 банковских отделений. В устранении проблемы низкой доступности банковских услуг может помочь система передвижных банковских офисов.

В конце февраля Дмитрий Медведев, первый вице-премьер и будущий президент России, в беседе с журналистами Приволжского федерального округа заявил, что в каждом российском селе должен быть филиал банка или какая-либо другая возможность для совершения электронных платежей. Такую информацию передает ИТАР-ТАСС. «По-хорошему, на селе должны быть такие социально-культурные центры, которые включают в себя возможность отдох-нуть, а также место для общения и осуществления элементарных экономических операций, — приводит информационное агентство слова Дмитрия Медведева. — Система для электронного платежа должна быть в любом населенном пункте. Если не удается создать отделение банка, то хотя бы надо, чтобы можно было заплатить налоги, осуществить почтово-телеграфные операции».
Банкиры Прикамья оценивают подобную идею как здравую. Например, Любовь Юдина, заместитель директора филиала «Пермский» ОАО «Собинбанк», говорит о том, что согласно российской Конституции все граждане нашего государства обладают равными правами и свободами. Если исходить из этого, то жители сел обделены возможностью пользоваться банковскими услугами.
Любовь Юдина:
– Идея, озвученная Дмитрием Медведевым, имеет смысл. Однако здесь необходимо учитывать тот факт, что банки являются коммерческими структурами, поэтому в своей деятельности они исходят из принципа экономической выгоды и целесообразности. При несоблюдении этого критерия, банк просто не сможет открыть свое отделение, будь это филиал, представительство или дополнительный офис, поскольку бизнес окажется нерентабельным и не окупит затрат.
Проблема низкой доступности финансовых услуг для большинства граждан России обсуждается профессиональным сообществом уже давно. На конференции «Микрофинансирование в Пермском крае: построение всеохватывающей финансовой системы» Михаил Мамута, президент Российского микрофинансового центра (г. Мос-ква), заявил, что в России до сих пор сохраняется ситуация низкой доступности финансовых услуг, что во многом связано с территориальным разрывом в развитии банковской системы. «В Москве на сегодняшний день наблюдается сильнейшая переконцентрация банковских услуг: на 100 тысяч человек приходится 120 центров продаж банковских услуг, тогда как в России в целом на 100 тысяч человек приходится 3,2 точки, что является очень низкой цифрой и демонстрирует огромный разрыв между городом и селом», — подчеркивает г-н Мамута.
По официальным данным, сегодня на каждые 100 тысяч россиян приходится 10–15 банковских отделений, что в 5–6 раз меньше, чем в экономически развитых странах, и в 3–4 раза меньше, чем в государствах Центральной и Восточной Европы.
Одним из решений проблемы низкой доступности банковских услуг для граждан России, особенно в отдаленных поселениях, является создание передвижных банковских офисов.
По мнению Любови Юдиной, при создании передвижного банковского офиса необходимо наличие и сочетание трех важных факторов: желание Правительства, наличие нормативно-правовой базы и выделение дотаций. Только в этом случае система будет эффективна. Тем не менее не все банкиры склонны считать, что с помощью передвижных офисов исчезнет проблема низкой доступности банковских услуг. В частности, Александр Ситников, управляющий Пермским филиалом UniCreditBank, говорит о том, что система передвижных офисов уже сложилась в некоторых странах, например в государствах третьего мира. Однако у него возникают сомнения относительно востребованности передвижных пунктов кассовых операций банка, поскольку на сегодняшний день очень развитой и разветвленной филиальной сетью обладают Сбербанк и Почта России, при этом количество отделений Почты даже превышает аналогичный показатель Сбербанка.

Справка «bc»
По состоянию на 1 января 2008 года в Российской Федерации существовал 51 передвижной банковский офис, из них 50 принадлежат Сбербанку России и 1 принадлежит филиалу ОАО «АК БАРС» БАНК в Казани.


Комментарий

На пути в село
Владимир Белоусов, начальник Главного управления Банка России по Пермскому краю:
— Определяющим условием повышения доступности банковских услуг для населения России является расширение филиальной сети банков в регионах, особенно в средних и малых городах, а также сельских населенных пунктах. Однако требования к оснащению и обслуживанию зачастую делают работу банковских дополнительных офисов и филиалов нерентабельной. Низкая доходность и объемы операций, проводимых банками в отдаленных населенных пунктах, отсутствие современных коммуникаций, проблемы с финансовой грамотностью и отсутствием доверия к банкам со стороны муниципалитетов — все эти факторы останавливают банки на пути открытия дополнительного офиса или филиала в малонаселенном пункте. Один из способов решения этой задачи Главное управление Банка России по Пермскому краю видит в развитии системы передвижных банковских офисов. Нормативная база для этого существует. Так, первая редакция нормативного акта, регламентирующего работу передвижных банковских офисов, была подготовлена Банком России еще в 2005 году. В принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» определены цели, функции и полномочия передвижного пункта кассовых операций банка. Реализация концепции передвижных банковских офисов предоставила бы возможность кредитным организациям развивать и совершенствовать свою внутреннюю организационную структуру, гибко реагировать на изменение потребности населения в отдельных видах банковских услуг и максимально приблизить банковские услуги к потребителю.
Поделиться:
Все новости компаний