Газета
  1. Газета
 18 марта 2008, 00:00  

Жизнь без государства

Жизнь без государства
Сектор негосударственного образования по-прежнему содержит в себе массу противоречий. Однако собеседники «bc» с оптимизмом смотрят на его дальнейшее развитие.

Сектор негосударственного образования по-прежнему содержит в себе массу противоречий. Однако собеседники «bc» с оптимизмом смотрят на его дальнейшее развитие.

Количество студентов в негосударственных высших учебных заведениях за последние 10 лет увеличилось практически в 10 раз. Однако негативное отношение к сектору негосударственного образования имеет место. Так, работодатели при приеме на работу выпускника по-прежнему ориентируются на государственные вузы, несмотря на заявления представителей негосударственных вузов о том, что уровень и качество образования везде одинаковы.

Конкурентные методы. Сегодня в негосударственных вузах Прикамья обучается порядка 5–10 % от всех пермских студентов. Все работающие в Пермском крае негосударственные образовательные учреждения можно условно разделить на самостоятельные вузы и филиалы московских и санкт-петербургских институтов. При этом численность студентов в самостоятельных пермских негосударственных вузах, по данным Пермьстата, за последние годы значительно увеличилась. Если в 1995 году в трех вузах училось 859 человек, то в 2006 году на пять высших учебных заведений приходится 10451 человек, из них подавляющее большинство — 8259 человек — проходит обучение на заочном отделении. Растет и прием студентов в высшие учебные заведения: в 1995 году в негосударственные вузы было принято 383 человека, тогда как в 2006 — 3615. Что касается выпуска специалистов, то в 2006 году негосударственные вузы подготовили 1448 специалистов (для сравнения: в 1995 году — 58).
По словам Светланы Баклушиной, заместителя директора филиала Евразийского открытого института в Перми, сегодня между вузами наблюдается острая борьба за абитуриента.
Маргарита Ридняк:
– Конкуренция всегда была, есть и будет, в том числе и между негосударственными вузами. При этом она выступает как двигатель прогресса, так как рождает стремление работать лучше других с тем, чтобы студенты могли применять знания, полученные в институте, спустя десять и более лет.
Наиболее категоричной точки придерживается ректор Западно-Уральского института экономики и права Нэлли Сирина. По ее мнению, основная проблема на образовательном рынке сводится не к наличию конкуренции как таковой, а к фактору недобросовестной конкуренции, когда некоторые негосударственные вузы упрощают процедуру поступления в высшее учебное заведение. «На фоне вузов, практикующих упрощение вступительных экзаменов, образовательные учреждения, применяющие принцип конкурсной состязательности при отборе, выглядят не очень привлекательно в глазах абитуриентов, — утверждает Нэлли Сирина. — Как следствие, происходит отток и перераспределение поступающих в пользу «гарантирующих» поступление».
Если же говорить о конкуренции между государственными и негосударственными вузами, то, по мнению собеседника «bc», пожелавшего остаться неизвестным, фактически ее между ними нет. «И те и другие имеют свои преимущества, которые и определяют выбор абитуриентов. Негосударственные учебные заведения имеют возможность привлекать более низкой стоимостью обучения (если речь идет о платном образовании), индивидуальным подходом к своим студентам, а также более низкой планкой приема», — считает эксперт.
О наличии серьезной ценовой конкуренции представители вузов не говорят. По их утверждению, средняя стоимость обучения в негосударственных учреждениях ниже, чем в государственных вузах, и колеблется от 25 до 35 тысяч в год. Что касается динамики, то стоимость обучения стабильно растет на 5–10 % в год. К наиболее популярным специальностям эксперты «bc» относят психологию, юриспруденцию, менеджмент, бухучет, анализ и аудит. Самой востребованной, по словам Светланы Баклушиной, является менеджмент, поскольку это многоплановая специальность, с которой можно легче трудоустроиться.
Гарантии качества.
Сектор негосударственного образования содержит в себе массу противоречий. Наиболее острый характер имеет проблема качества подготовки специалистов в негосударственных вузах.
Нэлли Сирина:
– Действительно, иногда негосударственные образовательные учреждения позволяют себе отступить от лицензионных нормативов, показателей аккредитации образовательных учреждений. Приемы в вуз без вступительных испытаний, неоправданное сокращение учебных часов, стремление сохранить контингент обучающихся путем снижения требований, предъявляемых к уровню знаний студентов, — все это приводит к формированию далеко не положительного имиджа в глазах работодателей, части абитуриентов и контролирующих органов системы высшего профессионального образования.
Тем не менее большинство собеседников «bc» уверены в том, что качество высшего образования в негосударственных вузах в целом не ниже, чем в государственных. Светлана Баклушина отмечает: «Качество образования фактически не отличается. В коммерческих вузах много преподавателей и из государственных учреждений, поэтому и уровень преподавания одинаков». Дополняет коллегу и Маргарита Ридняк. По ее словам, уровень образования в государственных и негосударственных вузах не должен отличаться, потому что в коммерческих вузах четко соблюдаются все государственные стандарты, они также проходят государственную аккредитацию.
Представители негосударственных вузов говорят и о том, что существуют гарантии качества. К их числу Григорий Травников, проректор по развитию и инновациям Пермского социального института, относит востребованность выпускников, как специалистов, работодателем, качественный состав абитуриентов, студентов и преподавательского состава, внедрение новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий, создание системы сервисного обслуживания.
Нэлли Сирина утверждает, что принципиального отличия между студентами негосударственных и государственных учреждений не наблюдается. «Хотя получение образования на платной основе нередко создает у студентов искаженное представление об учебной деятельности, когда внесение оплаты рассматривается как своеобразный гарант нахождения в вузе», — говорит собеседник «bc».
Также зачастую поступление в вуз на платной основе нивелирует значение реальной конкурсной состязательности. «Это приводит к тому, что главным критерием отбора становятся не способности и знания абитуриента, а его платежеспособность», — отмечает г-жа Сирина.
Ольга Бортникова, консультант-рекрутер ООО «Агентство кадровых технологий», сообщила «bc», что сегодня работодатель интересуется не только успеваемостью вчерашнего студента, но и условиями обучения (договорная или бюджетная основа). Немаловажную роль при выборе будущего работника играет и то, какое учебное заведение он закончил: государственное или нет.
Ольга Бортникова:
– Как правило, по тем специальностям, которые требуют фундаментальных теоретических знаний (юриспруденция, бухгалтерский учет), работодатель хочет видеть диплом государственного вуза, и желательно красный.
Реакция на запросы.
Собеседники «bc» утверждают, что негосударственное образование, несмотря на многие противоречия, все же имеет весомые преимущества перед государственным.
Нэлли Сирина:
– Негосударственные образовательные учреждения обладают большей мобильностью как в плане внутреннего структурного образования, так и в плане организации образовательной деятельности. Это в свою очередь обеспечивает оперативность и восприимчивость к внедрению инновационных технологий в образовательной деятельности. Кроме того, тот факт, что обязательные требования к государственным вузам носят для негосударственных рекомендательный характер, также позволяет расширить и разнообразить формы и методы деятельности.
По словам Маргариты Ридняк, определенным преимуществом негосударственных вузов является и то, что количество обучающихся студентов равняется приблизительно тысяче человек, тогда как в госвузе их порядка 10 тысяч. «Это, соответственно, дает возможность искать индивидуальный подход к студентам, к организации учебного процесса», — считает эксперт.
Основным же достоинством коммерческих образовательных учреждений выступает то, что они могут более оперативно реагировать на запросы экономики.
Григорий Травников:
– Бизнес и власть правильно сетуют на то, что вузы медленно реагируют на запросы экономики. Одна из причин — неподготовленность кад-ров и отсутствие государственного заказа. Запускаемые специальности на сегодняшний момент уже не соотносятся с требованиями экономики, наблюдается перепроизводство экономистов и психологов, зачастую молодые специалисты не могут устроиться на работу по специальности. Нужно также отметить, что и бизнес не всегда получает поддержку власти, поэтому в этом направлении необходимо работать всем. Однако негосударственное образование имеет возможность быстрее реагировать на запросы экономики и работать на взаимовыгодных условиях с предприятиями, поскольку вузы не зависят от бюджетного финансирования и имеют достаточную материальную базу и возможности.
Формы сотрудничества.
Собеседники «bc» оптимистичны в оценках будущего развития сектора негосударственного высшего образования.
Нэлли Сирина:
– Негосударственные вузы не только не должны снижать планку российского высшего образования, напротив, имея более мобильную структуру, ресурсные возможности, большую степень академической свободы, они могут выступать в качестве экспериментальной площадки для апробации государственной политики в сфере высшего профессионального образования.
Дальнейшее развитие негосударственного сектора в системе высшего профессионального образования РФ может быть связано непосредственно с приоритетностью качества подготовки специалистов, интегративным взаимодействием негосударственных вузов с профессиональным сообществом. «Возможно, следует искать пути сотрудничества между негосударственными и государственными образовательными учреждениями в вопросах развития вузовской науки, создания совместных научно-исследовательских проектов», — полагают эксперты.
Григорий Травников основные перспективы развития негосударственного образования связывает с постепенным переходом образовательных учреждений в образовательные автономные организации, подготовкой специалистов по заказу бизнеса и работодателей. Немаловажным фактором в развитии сектора, по его мнению, будет являться и отработка системы дополнительного образования, а также реализация новых моделей повышения квалификации и переподготовки кадров.

Все новости компаний