Газета
 11 марта 2008, 00:00   863

Контроль изнутри

Контроль изнутри
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина – о сотрудничестве органов власти и общественных организаций, о созыве городского Гражданского собрания и о «скорой помощи» для детей.
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина – о сотрудничестве органов власти и общественных организаций, о созыве городского Гражданского собрания и о «скорой помощи» для детей.

Татьяна Ивановна, в Пермском крае встал вопрос запуска такого механизма, как гражданский контроль. В чем заключается необходимость его возникновения и как он будет действовать?
– Сама тема и проблема гражданского контроля одновременно оказалась востребованной как с точки зрения правозащитников, так и с точки зрения государственной власти. Выстроив в регионе работу по проектному планированию достижения результатов, определив показатели и целевые задания, настроив на это весь аппарат, власть ощутила потребность не только во внутренней информации, но и в информации от собственно получателей муниципальных услуг. В таком варианте организации и управления, какой действует сейчас, можно иметь прекрасные результаты, констатируемые управленцами, и совершенно иную оценку, иногда полярную, от потребителей услуг. В системе организации работы бюджетных учреждений очень важен голос населения Пермского края, дополнительная информация для власти: каково качество услуг, срабатывает ли система управления?
Год назад, обсуждая данный вопрос с губернатором края, я убедилась, что это действительно нужно. Позднее ряд муниципальных образований заявили о своем желании участвовать в эксперименте по отработке технологии гражданского контроля.
Сама инициатива гражданского контроля идет от правозащитников и общественных организаций. В частности, это Пермская гражданская палата, Пермское краевое отделение международного общества «Мемориал», Пермское региональное отделение Всероссийской организации инвалидов, Пермский правозащитный центр. Именно в эти организации поступает много обращений граждан об отношении должностных лиц, об организации регламентов приема посетителей, о наличии унизительных очередей, о невнимательном, формальном отношении тех или иных чиновников, а также о качестве услуги.
Конечно, нельзя недооценивать действующую систему государственного контроля. Сегодня трудно найти ту сферу, которая оказалась бы без госнадзора в тех или иных аспектах. У нас есть прокуратура, жилищная инспекция, медицинский, экологический, социальный контроль, контроль за соблюдением прав человека в сфере трудовых отношений и прочее. Но нам также важно, чтобы ряд учреждений, особенно закрытого и так называемого полузакрытого типа, чувствовали регулярное внимание к проблемам обращающихся в них людей. Контроль не только государства, но и общества в закрытых и полузакрытых учреждениях сегодня является необходимостью.

Что понимается под закрытыми и полузакрытыми учреждениями?
– Закрытые – это места принудительного содержания, куда направляются люди по действующему законодательству. Это изоляторы временного содержания, специальные приемники для содержания административно задержанных лиц, колонии. К полузакрытым (это условное название) относятся государственные учреждения, в которых люди находятся длительное время или всю жизнь. Прежде всего, это различного рода интернатные учреждения – психоневрологические интернаты, Дома для пожилых, детские дома.
Объектами внимания гражданского контроля, кроме того, могут быть лечебные и образовательные учреждения, а также так называемые присутственные места – это конторы, учреждения, управления, куда люди тоже приходят за услугой, например, за различными социальными справками или в ходе регистрационных процедур.

Каким образом будет осуществляться гражданский контроль?
– В обязанности общественных инспекторов не будет входить проверка документации. Он будет основываться только на таком методе, как наблюдение, – например, как организованы прием к тому или иному специалисту или питание больных людей. В результате общественные контролеры должны будут увидеть, что их сигнал принят руководством либо учредителем организации и меры по устранению нарушения принимаются. Но если в целом по отрасли никакой реакции нет, тогда должен работать тандем общественников и госнадзора всеми имеющимися средствами, в том числе публичными, когда это становится предметом гласности и общественного порицания.
Самое интересное, что сегодня в нашей стране общественным контролером может выступать каждый гражданин – получатель бюджетных услуг. Но большинство этим правом не пользуются. Гражданский контроль отличается тем, что люди идут проверять учреждения не за себя, решают не свои личные интересы, а в целом общества, то есть гражданские интересы.

17 марта открывается Гражданское собрание. Какие цели и задачи стоят перед ним?
– После обсуждения вопроса о необходимости общественного надзора на «круглом столе» была создана рабочая группа под моим руководством по подготовке и проведению гражданского контроля как эксперимента, который идет при политической поддержке губернатора. В рабочую группу вошли представители общественных организаций, Правительства, администрации губернатора, Законодательного собрания. Мы очень надеемся, что, отработав подобные технологии взаимодействия, мы выйдем на региональный закон о гражданском контроле.
В то же время возникает вопрос: кто будет контролировать все это громадное бюджетное поле? Поэтому Гражданское собрание должно стать местом сбора активных граждан, которые хотели бы поучаствовать в подобном эксперименте. Мы сделали рассылку по адресам всех общественных организаций и надеемся, что придут и отдельные инициативные горожане, для которых такой формат гражданской деятельности интересен. Им предложат пройти систему специального бесплатного обучения по владению таким инструментом, как права человека. Обучение будет проходить в форме семинаров, которые взялись провести все наши общественные организации, а также аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. В семинарах примут участие представители муниципальных образований. В конце курса каждый получит сертификат общественного инспектора.
В ходе обучения будут уточняться и объекты для проверки. Уполномоченный по правам человека, общественные организации и представители власти будут называть те учреждения, которые, на их взгляд, требуют дополнительного внимания. Причем если на первоначальном этапе в этот список войдут плановые объекты, требующие постоянного контроля, то в дальнейшем, благодаря появлению информации в СМИ, пойдут сигналы от населения о том или ином нарушении – появится возможность оперативного реагирования.
Таким образом, первое собрание должно будет определить участников и объекты проверок.

Какие наиболее серьезные проблемы в сфере соблюдения прав человека вы бы выделили в Пермском крае?
– Я подготовила традиционный ежегодный доклад о выявленных нарушениях прав человека в Пермском крае в 2007 году. В нем обозначены наиболее острые и серьезные проблемы в регионе, которые требуют незамедлительного вмешательства.
Среди них, например, такой факт. В связи с передачей функций социальной защиты с местного уровня на региональный ухудшилось положение категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, – это, в частности, люди, которые по разным причинам оказались без крыши над головой (погорельцы, выселенные по суду, дети-сироты). Сегодня недостаточно инфраструктуры, финансовой поддержки для оказания помощи этим людям. В регионе их защиты как системы просто не существует.
Еще одна проблема, которая в декабре прошлого года была обозначена мною в Законодательном собрании, – это попрание жилищных прав человека, самое нарушаемое право сегодня. Естественно, это не относится к кредитоспособным людям, обладающим возможностями участия в национальных и краевых проектах. Сформированные очереди на получение социального жилья могут оказаться «долгостоем», если не будет специальных программ строительства социального жилья. Фактически отсутствует в регионе маневренный фонд. Очень медленно двигается очередь на получение жилья федеральными льготниками. В их числе – переселенцы с Крайнего Севера (в Пермском крае таковых всего 142 человека), чернобыльцы, ветераны войны.
В течение двух лет мы анализировали обращения к нам людей по таким фактам нарушения прав, как незаконное применение физической силы и пытки в местах принудительного содержания. Это серьезная проблема, которая требует изменения отношения к подозреваемым, подследственным, осужденным частью сотрудников правоохранительных органов.
По этим и другим вопросам на минувшей неделе я встречалась с прокурором края, мы договорились о совместных действиях и о мерах, которые предпримет прокуратура по фактам, указанным в ежегодном докладе Уполномоченного. Такую же встречу я проведу с руководством Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю. С этим вопросом выхожу на Законодательное собрание. Важно, чтобы по всем выявленным проблемам были определены системные меры.

Законодательное собрание впервые согласовало кандидатуру Уполномоченного по правам ребенка, которым стал Павел Миков. Что будет входить в сферу его деятельности?
– В законе об Уполномоченном по правам человека прописано серьезное обязательство – создать региональную систему защиты прав ребенка, соответствующую международным стандартам. Это очень амбициозная задача, но она под силу Пермскому краю. Сегодня вопросы детства, проблемы с соблюдением прав ребенка, экспертиза принимаемых решений на уровне региона или органов местной власти на предмет соблюдения или несоблюдения детских прав – это то, что станет предметом деятельности Павла Микова.
Мы будем проводить постоянный мониторинг соблюдения и защиты прав детей, причем исходить он должен от мнения самих детей: чувствуют ли они себя защищенными, знают ли куда обращаться в случае возникновения проблем. Безусловно, очень важно, чтобы их первыми защитниками были родители, но мониторинг, который проводился в Перми, показал, что детей, чувствующих защиту со стороны семьи, в городе только 63–67 %. Остальные нуждаются в опеке. Специальный канал получения «детской» информации будет создан с помощью форума на сайте, доступной и демократичной детской приемной, а также телефона экстренной помощи, который предполагает не только консультации, но и в случае необходимости выезды на места.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний