Газета
 11 марта 2008, 00:00   1361

Кредиты на иномарку

Кредиты на иномарку
Страхование КАСКО уже в течение нескольких лет показывает высокие темпы развития. Главными индикаторами роста выступают увеличение количества иномарок и бум автокредитования.
Страхование КАСКО уже в течение нескольких лет показывает высокие темпы развития. Главными индикаторами роста выступают увеличение количества иномарок и бум автокредитования.

Страхование АвтоКАСКО является одним из самых востребованных и распространенных видов добровольного страхования. Но в то же время — это один из самых проблемных секторов страхования. Тем не менее, по мнению Игоря Лузана, директора Пермского филиала OOO СК «Цюрих. Ритейл», КАСКО является самым динамичным и массовым сегментом на сегодняшний день: этот рынок будет и дальше расти быстрыми темпами. По словам Германа Столбова, руководителя отдела урегулирования убытков Пермского филиала «Национальной страховой группы», сегмент КАСКО, как и любой другой вид страхования, привлекателен прежде всего возможностью дальнейшей работы с клиентами в целях комплексного страхования по другим видам. Хотя в целом, признают страховщики, это довольно убыточный вид страхования, что наглядно чувствуют на себе компании с большими объемами страхования новых, преимущественно кредитных транспортных средств.
Двигатели развития. По словам Александра Дичева, прирост премий по КАСКО в России за 2006 год составил около 100 %. «В 2007 году российские темпы роста снизились до 35 %, однако, несмотря на это, объем премий по рынку КАСКО достиг 135–140 млрд рублей, что почти вдвое больше сборов по ОСАГО (75 млрд рублей)», — отмечает эксперт. Что касается объемов пермского рынка добровольного автострахования, то большинство экспертов «Финансы b.c.» затруднились его оценить, однако, по словам Романа Захаревича, андерайтера Уральской дирекции ОАО «АльфаСтрахование», в 2007 году было собрано около 3 млрд рублей брутто-премии.
Татьяна Качкина, начальник отдела автострахования Пермского филиала страховой компании «Росгосстрах», главной причиной динамичного развития КАСКО считает рост благосостояния граждан, который в свою очередь ведет к обновлению автопарка. «Количество транспортных средств неуклонно растет, а, как известно, ОСАГО не защищает собственный автомобиль автовладельца, поэтому КАСКО пользуется все большим спросом, — отмечает специалист. — 2007 год ознаменовался не только значительным приростом российского автопарка, но и его обновлением. В частности, рынок новых иномарок вырос на 70 % и прирост продаж иномарок обогнал прирост автомобилей отечественного производства». Естественно, что автовладельцы, которые имеют в собственности новые дорогостоящие автомобили, больше оберегают их, — резюмирует г-жа Качкина.
Как отмечают участники страхового рынка, основным двигателем развития автомобильного автострахования является кредитование.
Роман Захаревич:
– В условиях бума потребительского кредитования, страхование, как форма снижения кредитного риска, является весьма востребованной услугой у банков. Вместе с тем растет число тех застрахованных, которые самостоятельно приняли решение о страховании своих автомобилей.
Разделяют такую точку зрения и в «Росгосстрахе». «Рынок автострахования за последнее время вырос преимущественно благодаря активному росту автокредитования, — говорит Татьяна Качкина. — Сегодня почти 40 % автомобилей продается в кредит, а в большинстве банков при выдаче кредита требование к заемщику застраховать автомобиль является обязательным».
Татьяна Качкина:
– Банки расширяют набор автокредитных программ, смягчают кредитные условия, делая таким образом кредиты доступнее для разных категорий автовладельцев и увеличивая не только свою клиентскую базу, но и базу страховщиков. Например, в прошлом году наступил бум сотрудничества страховщиков с банками, когда последние стали одним из важнейших и очень эффективных каналов продаж КАСКО и ОСАГО.
Кроме того, одной из тенденций последних лет страховщики называют усиление роли посредников при продаже страховых услуг. По словам Романа Захаревича, центр влияния на решение страхователей перемещается из банка в автосалон. Так, по их мнению, сегодня самой главной проблемой как для страховщиков, так и для банков явилась зависимость от автосалонов. «Для страховщика автосалон представляет большой интерес с точки зрения привлечения клиентов. Поэтому сегодня остро стоит вопрос конкуренции между страховщиками за сотрудничество с автосалонами. Многие страховые компании платят за сотрудничество автосалонам высокие ставки комиссионного вознаграждения, что увеличивает убыточность вида и подрывает финансовую устойчивость, особенно это актуально для небольших компаний. Кроме того, существует ряд автодилеров, которые предлагают клиентам сомнительных страховщиков, не задумываясь, получит ли автовладелец в будущем выплату при наступлении страхового события», — утверждает Татьяна Качкина.
Расширение и удержание. На сегодняшний день на рынке автострахования Прикамья работает порядка 100 страховых компаний, но, по словам некоторых экспертов «Финансы b.c.», действительно уверенно на российском рыке автострахования могут себя чувствовать преимущественно крупные игроки федерального масштаба. В Пермском крае среди лидеров по добровольному автострахованию можно выделить такие компании, как «Росгосстрах», «РЕСО Гарантия», «Ингосстрах» и «УралСиб».
По словам Татьяны Качкиной, по мере концентрации рынка автострахования конкурентная борьба между страховщиками все больше приобретает неценовой характер.
Татьяна Качкина:
– Конкуренция разворачивается вокруг разнообразия страховых продуктов, рассчитанных на самые различные категории потребителей и, самое главное, на качество обслуживания. Разнообразие предложений достигается за счет вариаций страхового покрытия и дополнительных сервисных услуг.
Солидарен с коллегой и Александр Дичев, первый заместитель генерального директора страховой компании «Урал-АИЛ». По его словам, конкуренция на рынке автострахования становится более жесткой, поскольку лидеры рынка продолжают работы по расширению страхового поля и удержанию ключевых клиентов. Также г-н Дичев уверен, что основными методами конкуренции по-прежнему будут оставаться установление обоснованных, конкурентоспособных цен и полноценное развитие сервисной составляющей. «Конкуренция в отрасли носит характер улучшения сервиса для клиентов и расширения набора дополнительных сервисных услуг, таких как дисконтные карты, круглосуточные диспетчерские пункты и call-центры, бесплатные юридические услуги и техническая поддержка, аварийные комиссары и прочее», — поясняет собеседник «Финансы b.c.».
Однако отнюдь не все страховщики считают, что конкуренция между страховыми компаниями в секторе КАСКО уже приобрела неценовый характер. В частности, Роман Захаревич уверен в том, что основными инструментами конкуренции между страховыми компаниями на рынке страхования физических лиц по-прежнему являются цена страховой услуги, а также та часть страховой премии, которую компания готова отдать страховому посреднику в качестве вознаграждения. «Полнота и качество страховой услуги пока еще имеют второстепенное значение», — отмечает г-н Захаревич.
Тарифная политика. Как утверждает Роман Захаревич, в условиях роста убыточности бизнеса по автострахованию в целом, на рынке в ряде сегментов наблюдается рост тарифов. «Но в то же время, — говорит он, — присутствуют такие компании, которые с целью захвата рынка работают с тарифами ниже среднерыночных на 20–30 %».
Татьяна Качкина также не отрицает того, что на рынке КАСКО наблюдаются случаи демпинга. «Сравнительно небольшие компании при завоевании рынка нередко необоснованно занижают тарифы на страхование, при этом цена зачастую оказывается ниже себестоимости, поэтому компания работает в ущерб себе, что впоследствии может привести к ее финансовой неустойчивости и, следовательно, к трудностям при осуществлении выплат», — поясняет собеседник «Финансы b.c.». — Поэтому тарифы намного ниже рыночных показателей должны вызывать у страхователей сомнения в надежности страховщика».
Обычно же при определении тарифа на АвтоКАСКО в расчет берется марка автомобиля, срок его эксплуатации, наличие противоугонных систем на автомобиле, а также возраст и стаж водителя, количество лиц, допущенных к управлению автомобилем, и многое другое. На сегодняшний день тарифная политика ведущих страховщиков по КАСКО имеет много общего и разница в тарифах в основном обусловлена наполнением полиса сервисными услугами или страховым покрытием.
Александр Дичев:
– В минувшем году на пермском страховом рынке тариф для физических лиц по страхованию наземного транспорта составлял в среднем 9–10 %, юридических лиц — 8,5 %, при этом по сравнению с 2006 годом тарифы практически не изменились.
Все же одной из основных проблем для страховщиков остается убыточность АвтоКАСКО, ведь этот вид страхования является одним из самых рисковых и низкодоходных. «Убыточность КАСКО у разных страховщиков колеблется от 50 до 80 %, в зависимости от различных факторов. Например, Пермский край особенно выделяется среди других регионов дороговизной расценок на ремонтные работы и запчасти. Расценки у нас почти такие же, как в Москве, поскольку рост количества сервисных станций у нас пока отстает от роста числа точек, торгующих автомобилями», — говорит г-жа Качкина.
Герман Столбов солидарен с коллегой. Он также указывает на то, что оплата ущерба при страховых случаях производится по ценам официальных дилеров, которые имеют тенденцию к росту.
Герман Столбов:
— Аварийности способствуют и такие факторы, как пропускная способность дорог, качество дорожного покрытия, проблемы с парковками. Кроме того, недостаточный опыт и низкая культура поведения многих водителей не способствуют безаварийной эксплуатации транспорта.
К тому же и по аварийности на дорогах Пермский край находится в пятерке лидеров по России. Нельзя не учитывать и состояние дорог, и погодные условия (гололед, дожди). Все это причины того, что Пермский край один самых убыточных с точки зрения КАСКО среди других регионов.
Вытекающей из убыточности является и проблема сроков выплат. Как считает Игорь Лузан, все резервы для сокращения сроков выплат лежат в двух плоскостях.
Игорь Лузан:
– Во-первых, это операционная эффективность страховщика, то есть то каким образом внутри страховой компании работают все бизнес-процессы по организации рассмотрения выплатных дел: насколько быстро работают сотрудники, насколько автоматизирован и стандартизирован процесс принятия решения о выплате. С другой стороны, скорость выплат во многом зависит и от культуры клиентов страховых компаний. Клиент должен четко понимать объем услуги, которую покупает, — это основное условие для того, чтобы не было взаимных разочарований. В правилах страхования есть много тонкостей — это сложная услуга, детали которой порой принципиальны для признания события страховым случаем, и правильное поведение клиента зачастую может существенно сократить сроки рассмотрения его вопроса.
Спад не ожидается. Но все же, несмотря на существующие сложности и противоречия КАСКО, абсолютно все представители страхового бизнеса уверены в том, что перспективы у добровольного автострахования есть. По оценке Александра Дичева, в ближайшие три года темпы роста АвтоКАСКО спадать не будут в связи с ростом автомобилизации, удорожанием автопарка, расширением объемов автокредитования и, как следствие, повышением уровня охвата автомобилей страхованием.
Александр Дичев:
– Сегодня порядка 30 % портфеля по автострахованию физических лиц — это автомобили, купленные в кредит, и в дальнейшем оснований ожидать уменьшения их доли нет. Несмотря на то что данный сегмент составляет пока 12 % автовладельцев, здесь наблюдается самый высокий уровень пользования КАСКО (41 %), что связано с обязательностью этого вида страхования при покупке автомобиля в кредит.
По мнению эксперта «Финансы b.c.», рынок автокредитования России будет иметь ежегодный прирост в 60–80 %, что позволит к 2010 году достичь показателя в 33 млрд долларов, при этом основной акцент автокредитования сместится из центра в регионы, что окажет соответствующее влияние и на развитие автострахования.
Специалисты «Росгосстраха» солидарны с мнением коллеги. «Во многом определяющими факторами, влияющими на рост добровольного автострахования, являются активные продажи автомобилей в кредит и лизинг», — считает Татьяна Качкина.
Татьяна Качкина:
– По оценкам экспертов, к 2010 году автопарк России пополнится еще 3 млн новых иномарок. А такие машины страхуются своими владельцами чаще российских автомобилей: во-первых, они значительно дороже, а во-вторых, их обладатели более платежеспособны. Поэтому существует определенная зависимость между числом иномарок в России и объемом рынка автострахования.
Роман Захаревич, подводя итог, говорит, что до тех пор, пока автомобильный рынок растет темпами 30–40 % в год, работа в нем по-прежнему будет оставаться перспективной для страховых компаний и выступать в качестве одного из источников роста на страховом рынке. По словам аналитиков рынка, ожидается, что в среднесрочной перспективе страхование КАСКО будет одним из самых быстрорастущих сегментов страхового бизнеса как в розничном, так и в коммерческом секторах.
Поделиться:
Все новости компаний