Газета
 11 марта 2008, 00:00   1164

Жажда потопа

Жажда потопа
В театре «У Моста» – яркая премьера. Новый спектакль отличает динамичный сюжет, философский смысл, яркая игра актеров и великолепная режиссерская работа.
Автор: Кирилл Перов
В театре «У Моста» – яркая премьера. Новый спектакль отличает динамичный сюжет, философский смысл, яркая игра актеров и великолепная режиссерская работа.

3 марта на сцене пермского театра «У Моста» состоялась долгожданная премьера спектакля с интригующим названием «Схватка (иливодомания)» по пьесе немецкого драматурга Фрица Катера. Фриц Катер — псевдоним одного из ведущих режиссеров Германии Армина Петраса. Возглавляя один из крупнейших берлинских театров — Театр им. Максима Горького, он занимается синтезом многогранного современного и классического драматического искусства. В Европе критики в один голос называют Петраса свежим ветром театральной сцены. В России работа этого автора ставится впервые.
Несколько лет назад театр «У Моста» уже проводил подобный эксперимент: тогда для постановки был выбран сценарий, никому в нашей стране в то время еще не известного ирландского драматурга Мартина Мак-Донаха. Сегодня пьесы молодого автора, открытого для России Сергеем Федотовым, с успехом идут более чем в 30 городах и продолжают ставиться во всех уголках нашей необъятной Родины, привлекая внимание самых именитых режиссеров и пользуясь невероятной популярностью у зрителей.
Трудно предсказать, станет ли Фриц Катер вторым Мак-Донахом, будет ли путь экстравагантного немца в России таким же звездным, или его творчество так и останется представленным в единственном спектакле… Но есть одно, что мы можем уже сейчас утверждать без всякого сомнения: оригинальная постановка, воплощенная театром «У Моста», является прорывом, шагом вперед как для современной режиссуры, так и для драматического направления в целом.
В чем же секрет уникальности театрального действия, о котором идет речь?
Полтора месяца непрерывной напряженной работы, закрытые и индивидуальные репетиции не могли не дать своих плодов. Достаточно устойчивая манера игры актеров, приводящая обычно к кружению перед глазами тысячи ранее увиденных на сцене образов (чем, признаться, грешит пермский театр), в этом спектакле оказалась наконец сломленной. Несомненно, это — заслуга режиссера Ио-Анны Хаманн, выпускницы Петербургской театральной академии, приглашенной Сергеем Федотовым совместно со сценографом из Чехии Патрицией Толацко для работы над пьесой. Но спектакль оказывает на зрителя необыкновенное эмоциональное воздействие не только из-за великолепной игры актеров — дело здесь именно в необычном режиссерском решении, женской интерпретации мужской глубинно-серьезной пьесы.
Итак, действие спектакля начинается с психологически тонкого монолога девушки, держащей в руках плюшевую обезьянку и обращающейся к залу с рассказом о времени, «когда Он хотел исчезнуть». Казалось бы стандартное, почти чеховское вступление… И вдруг встает Он. Он — это главный герой, бывший боксер Стив. Встает? Да, встает с обычного места в зале и выходит на сцену. Зачем? Потому что «Схватка. Удары в угаре. Но необходимо подняться и биться дальше. Это работа на износ. А потом уход, и опять поиск дома. Так начинается история».
Так зритель попадает в иное пространство — пространство текста, постепенно начиная осознавать, где он находится. Бедная немецкая провинция, наши дни. Стив после долгих лет скитаний возвращается в родной городок. Однако на родине его не принимают, люди стали совсем чужими, неузнаваемыми. Его тренер (Иван Маленьких) работает теперь в вагоне-ресторане официантом, лучший друг Франк (Витя Владимиров), как и его мать Шарлотта (Марина Шилова), медленно спивается. Девушка Франка — Роза (Мария Сигаль) — изменяет ему с малолетним хулиганом Майком (Василий Скиданов). Бывшая возлюбленная героя Лейла (Екатерина Павлова), с которой Стив встречается в связи с полученными травмами при нападении на него банды бритоголовых (Лейла работает врачом), собирается в Ганновер с каким-то американцем. Но, как отметила Ио-Анна Хаманн, «несмотря на то что люди в этом городе жестокие, грубые, эгоистичные, Катер так их описывает, что невольно начинаешь любить их, сочувствовать им». Почему? Да лишь потому, что узнаешь в них себя!
На самом деле вся пьеса — это вариации столкновения человека с непреодолимым для него препятствием: будь то травма, из-за которой Роза покинула спорт, или смерть мужа, как у Шарлотты, или поражение в решающем бою на ринге, — итог у всего один: человек перестает жить и отдается в лапы порокам. Кто-то, признав свое поражение, идет топиться, как это сделал тренер, кто-то сходит с ума, как Франк, другие предпочитают медленно гнить: кто в тюрьме, как Майк, кто на воле… Мертвые люди, павшие в великой схватке — в схватке с жизнью. Они не смогли подняться, забыв, что «некоторые вещи нужно пытаться делать снова и снова, даже если они тебя прикончат», и умерли задолго до своей кончины. Семь героев, семь смертных грехов и Великий потоп, избавляющий землю от блуждающих по ней трупов.
Увлекательный динамичный сюжет, философский смысл, яркая игра актеров, великолепная режиссерская работа, при которой сценическое пространство постоянно смешивается со зрительской аудиторией; удивительная роль деталей, таких как метла, преобразующаяся из коня в скрипку, или пластиковые кофейные чашки, изображающие то гармонь, то руль, то фаллический символ; оригинальное музыкальное оформление — все это представил театр «У Моста» в своей новой постановке.
На премьере в зале был аншлаг, раздавались бурные аплодисменты даже во время действия, и, несмотря на длительность спектакля более 3 часов, никто не покинул своего места. А после представления в театре еще долго раздавались восхищенные вздохи делящихся своим впечатлением зрителей. В конце пьесы герой говорит: «Я за то, чтобы от всего оставалось немножко, даже если наступит потоп». После спектакля «Схватка (иливодомания)» у каждого, кто его посмотрел, «немножко» остается…
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний