Газета
 03 марта 2008, 13:20   2591

Второй раз в первый класс

Второй раз в первый класс
Сектор бизнес-образования в Прикамье развивается и растет, а основные игроки соответствуют не только российским, но и мировым стандартам качества. Тем не менее эксперты «bc» признают, что в бизнес-школах ощутим разрыв между теорией и практикой.
Автор: Кирилл Перов
Сектор бизнес-образования в Прикамье развивается и растет, а основные игроки соответствуют не только российским, но и мировым стандартам качества. Тем не менее эксперты «bc» признают, что в бизнес-школах ощутим разрыв между теорией и практикой.

Сегмент бизнес-образования Пермского края на сегодняшний день значительно уступает сегменту бизнес-образования ряда регионов, в том числе и Свердловской области, в которой насчитывается порядка полутора сотен бизнес-школ. Однако, несмотря на это, ряд экспертов полагает, что рынок уже сформирован и новому игроку будет сложно составить конкуренцию уже имеющимся.
Здоровый характер. Лидера бизнес-образования можно выявить по таким критериям, как известность, открытость, наличие истории, подтверждающей успешность выпускников, и наличие аккредитации. «При этом нужно понимать, что бизнес-образование является очень сложным интеллектуально-информационным бизнесом, — утверждает Николай Акатов, декан факультета МВА ИПК РМЦПК и президент Межрегиональной ассоциации преподавателей МВА. — Поэтому существовать и лидировать в этом бизнесе могут только сильнейшие».
Результаты исследования Западно-Уральского информационного центра, в ходе которого были опрошены руководители кадровых отделов и служб по персоналу 55 предприятий крупного и среднего бизнеса в Перми и Пермском крае, показали, что главным фактором выбора того или иного учреждения для обучения является «качество предлагаемых программ» (58,18 %). Приблизительно одинаковое число экспертов отметили варианты «партнерство с учреждением» и «стоимость обучения» — 36,36 % и 34,55 % соответственно. Треть руководителей кадровых отделов обращают внимание на «наличие соответствующей тематики программ» (29,09 %).
Требования к бизнес-школам постоянно повышаются. Так, например, многие школы Москвы и Санкт-Петербурга имеют ту или иную зарубежную аккредитацию: AMBA, EFMD, CEEMAN, AASCB, ECBE, EQUIS, Middle State Association of Colleges and Schools. А некоторые программы МВА имеют по 2 и даже по 3 аккредитации.
Дополняет коллегу Николай Акатов. «Бизнес-школы подтверждают свою деловую репутацию аккредитацией и участием в рейтингах как на российском, так и на международном уровне. В частности, совершенно новым и перспективным явлением становится участие образовательных учреждений в европейском рейтинге EFQM», – поясняет эксперт.
Собеседники «bc» едины во мнении, что конкуренция на рынке бизнес-образования имеет место. Юлия Аходадзе, директор учебного центра «Успех», уверена в том, что конкуренция среди учебных центров носит здоровый характер. Как утверждает Марина Казанцева, у каждой бизнес-школы есть свои преимущества и достоинства. По словам Николая Акатова, конкуренция уже превысила свой средний уровень и с каждым днем нарастает.
Николай Акатов:
– Конкуренция происходит на фоне того, что школы думают, что они знают, как нужно реализовывать бизнес-образование, а слушатели думают, что они знают, что им совершенно необходимо. Выиграют же те школы, которые сумеют обосновать и убедить (желательно на своем примере), что они работают с самой правильной целевой картиной и именно их подходы и процессы гарантируют достижение этих целей.
Спрос и предложение. Оценивая состояние рынка бизнес-образования, собеседники «bc» говорят о том, что у него есть ярко выраженная тенденция к расширению.
Марина Казанцева:
– На сегодняшний день заметно пробуждается интерес к бизнес-образованию, как следствие, увеличивается количество людей, получающих его. Для сравнения: если в 2002 году на пермской ярмарке, посвященной образованию, к нашему стенду подходили 5–10 человек, то в 2007 году их стало порядка 100 человек. Если раньше мы набирали в регионах по одной группе, то сегодня уже по две.
Пермский рынок бизнес-образования идет в том же направлении, что и общероссийский. Он в свою очередь демонстрирует уверенный рост спроса, в основе которого можно выделить три ключевых фактора. Как говорит Николай Акатов, это общий подъем экономики, дефицит профессиональных кадров (специалистов и управленцев) и динамичное освоение бизнесом новых подходов и методов ведения дел.
Так как есть спрос, то есть и предложение — самое разнообразное по форме, содержанию и качеству. Практически каждая школа предлагает целый спектр программ, наиболее часто встречаются программы по менеджменту финансов.
Николай Акатов:
– Распространены программы по маркетингу, стратегическому менеджменту, управлению проектами, процессами, человеческими ресурсами, информационному менеджменту, предпринимательству. К активно развивающимся программам можно отнести программы по глобальному бизнесу, инновационному менеджменту, логистике, управлению стоимостью и рисками, системному менеджменту. Представляется, что данный спектр программ будет определять облик школ в ближайшем будущем.
Марина Казанцева в свою очередь считает, что такие специальности, как «финансовый менеджмент», «управление производством» и «стратегический менеджмент и предпринимательство», являются тремя китами, которые будут востребованы любым заказчиком.
Что касается стоимости обучения, то, по информации собеседников «bc», в регионе она незначительно ниже, чем в Москве. «В этом году в Москве обучение в среднем стоит 300 тысяч рублей за два года, в Перми — 250 тысяч рублей. При этом стоимость обучения с каждым годом растет — известно, что в Москве в следующем году стоимость обучения будет равна 360 тысячам рублей. Стоимость зависит от выбранной специализации и формы обучения», — поясняет г-жа Казанцева.
Николай Акатов отмечает, что цена значительно выросла за последние 10 лет и эта тенденция будет сохраняться. «Пока цены на российском рынке значительно ниже, чем на зарубежные программы. Такие тенденции характерны не только для программы МВА, но и для всех направлений бизнес-образования», — говорит эксперт.
Кроме того, собеседники «bc» уверены в том, что тенденция к росту рынка образования сохранится, а конкуренция среди основных игроков усилится.
Николай Акатов:
– Работа над получением международного признания и рейтингов станет цивилизованной формой подтверждения своей деловой репутации. Владение проектными технологиями обучения будет рассматриваться как важнейший критерий состоятельности школы бизнеса. Другим важным критерием станет наличие в школе бизнеса работающих механизмов сопровождения профессионального развития.
Также, по его словам, можно ждать изменения ролей преподавателей и слушателей, движения от позиции «мы учим, вы учитесь» к позиции «мы вместе учимся и делаем наши бизнесы успешными». «Будут более строго сформулированы требования к поступающим и выпускникам в части конкретизации образовательного результата, то, что пока имеет не строго формализованное определение «компетентностный подход»», — говорит эксперт.
Факторы учебы. Учениками бизнес-школ в основном являются предприниматели, финансовые директора, специалисты по кадрам. По словам Николая Акатова, в основном слушателями бизнес-школ являются люди, имеющие реальный опыт в выбранной ими сфере бизнеса.
По данным исследования, проведенного ЗУИЦ, основным фактором, оказывающим влияние на направление сотрудника для получения дополнительного образования, является «производственная необходимость» (67,27 %). Половина экспертов основным мотивом называют «нехватку ранее полученных знаний для работы» (49,09 %). Треть респондентов отметили необходимость «повышения статуса работника» (29,09 %), чуть меньшее количество указали на «требования контролирующих органов» (21,73 %). Кроме того, экспертами были названы такие мотивы, как «плановое повышение квалификации кадров» (12,73 %), «личное желание сотрудника» и «кадровый резерв» (по 5,45 % опрошенных).
Система оплаты обучения в бизнес-школах является различной. Как рассказал «bc» Николай Акатов, на сегодняшний день представлены две основных формы оплаты: значительная часть (примерно половина) оплачивает обучение самостоятельно, в основном по соображениям сохранения за собой автономности по отношению к имеющемуся месту работы; сохраняется и форма оплаты обучения предприятиями, особенно это характерно для корпоративных программ обучения.
«Вместе с тем имеют место и комбинированные формы оплаты, когда оплата проводится по первой и второй схеме. Встречаются схемы с многоканальными вариантами оплаты. Имеются отдельные случаи кредитования под бизнес-образование. Представляется, что совершенствование системы оплаты будет проходить в направлении многоканальных схем и кредитования», — прогнозирует специалист.
Нередко случается так, что слушатели бизнес-школ жалуются на несоответствие теории и практики, когда полученные знания не всегда применимы на практике.
Сами представители школ не отрицают этого факта. «Действительно, наши предприятия еще не могут переориентироваться, они должны видеть перспективы развития в бизнес-образовании персонала», — говорит Марина Казанцева.
Николай Акатов:
– То, что изучается в бизнес-школе, не всегда применимо на предприятии. Возникает известная проблема разрыва теории и практики. Хотя, думается, проблема не в разрыве теории с практикой, а в позиции тех, кто идет учиться, и тех, кто собственно учит. Если остановиться на последних, то существует много подходов, как минимизировать данные разрывы.
Решение проблемы, по мнению г-на Акатова, лежит в плоскости более тесного взаимодействия между бизнес-школой и работодателем. «Мы считаем, что наиболее сильной стороной современной бизнес-школы является ее способность управлять ориентацией на интересы работодателя. Так, например, в арсенал данных подходов можно включить проектный метод обучения на примере конкретной компании. Если проект, который рассматривается в ходе обучения, встроен в портфель проектов развития предприятия, а сфера ответственности слушателя строго определена, то эффективность обучения значительно возрастает. Все это только малая доля возможных подходов, позволяющих минимизировать то, что называется «разрывом теории и практики»», — считает Николай Акатов.

Мотивы выбора того или иного образовательного учреждения для обучения
Второй раз в первый класс

Мотивы для получения бизнес-образования
Второй раз в первый класс
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний