Газета
 03 марта 2008, 00:00   865

Вход заказан

Власти города предлагают строить торговые центры в районе восточной объездной дороги. Специалисты сомневаются, что девелоперам будут интересны предлагаемые площадки.
Власти города предлагают строить торговые центры в районе восточной объездной дороги. Специалисты сомневаются, что девелоперам будут интересны предлагаемые площадки.

В феврале мэр Перми Игорь Шубин заявил, что больше не позволит строить торговые центры в черте города. Ранее в разговоре с корреспондентом издания высокопоставленный чиновник из краевой администрации, попросивший не называть его имени, также обозначил точку зрения региональных властей на этот вопрос. По его словам, региональные власти планируют сделать район восточного обхода местом сосредоточения крупных торговых центров. Между тем эксперты «Building b.c.» считают, что при нынешних темпах развития города эту затею нельзя назвать самой удачной.
По словам специалистов международных консалтинговых компаний, в ближайшее время в Перми стоит ожидать роста девелоперской активности, реализации масштабных торговых проектов. По данным Colliers International, обеспеченность современными торговыми центрами в Перми составляет 115 квадратных метров на 1 тысячу жителей. «Сравнительно небольшой объем предложения современных торговых площадей при достаточно высоком потенциале потребительского рынка делает Пермь привлекательным городом для крупных девелоперов, работающих на российском рынке недвижимости», — отмечает Ольга Ясько, региональный директор департамента аналитики Colliers International.
Однако, по словам Ольги Ясько, сегодня уровень потенциального предложения крайне низок: многие девелоперы только анализируют этот рынок и присматриваются к предлагаемым для строительства участкам.
Аналогичный взгляд на ситуацию был высказан и аналитиками Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko. По мнению аналитика отдела исследований компании
Татьяны Дивиной, в плане развития бизнеса и реализации масштабных проектов в сфере недвижимости Пермь пока уступает другим административным центрам Урала — Екатеринбургу, Челябинску, Уфе, в которых уже были отмечены инвестиционные сделки с участием крупных компаний. «Выход на рынок новых ритейлеров увеличит инвестиционную привлекательность города. Наиболее интересным для крупных инвесторов в ближайшие годы останется сектор торговой недвижимости и многофункциональных комплексов», — отмечает эксперт «Building b.c.».
Однако представители пермского бизнес-сообщества полагают, что столь жесткая позиция властей в выборе приоритетных площадок может отпугнуть потенциальных инвесторов.
«Принятое властями решение не что иное, как лоббирование личных интересов бизнес-элиты города, — уверен Константин Окунев, совладелец группы предприятий «Добрыня». — Сегодня чиновники хотят лишить население и предпринимателей права выбора. Никто не против того, чтобы инвесторы размещали ТЦ за пределами городской черты, но решения эти должны приниматься с учетом мнения предпринимателей».
Однако специалисты сомневаются, что предлагаемые властями участки будут одобрены инвесторами, в планах которых строительство торговых центров в Перми. «Освоение этих площадок, конечно же, возможно. Кроме того, оно возможно уже в ближайшее время. Но надо отдавать себе отчет, какое целевое назначение этих участков будет наиболее оправдано с рыночной точки зрения, — поясняет Андрей Трофимов, директор департамента девелопмента земли корпорации «Перспектива». — Наиболее грамотным, с моей точки зрения, является размещение логистических комплексов достаточно крупного формата. Строительство на этой территории больших торговых объектов, наверное, маловероятно по причине значительной удаленности от жилых районов города». Как пояснил Андрей Трофимов, сегодня предлагаемые под застройку земли, расположенные в районе восточного обхода, имеют существенные минусы. По словам эксперта, в пользу этих участков говорят два основных аргумента: относительная простота застройки, поскольку земли не обременены существенными ограничениями, и доступность для большегрузного транспорта. Однако инженерная инфраструктура участков пока оставляет желать лучшего. «Конечно, участок участку рознь, есть территории, рядом с которыми проложены магистральные линии электропередач. Наверняка застройщикам удастся получить разрешение на подключение крупных торговых объектов к линии электропередач, но в то же время остальные сети на этих площадках зачастую полностью отсутствуют», — отмечает эксперт.
Однако есть и другой взгляд на эту проблему. Директор Пермского аналитического центра Сергей Седов соглашается, что сегодня строительство объектов в районе восточного обхода осложняется неразвитостью инженерной инфраструктуры земель в этих местах. Но вместе с тем аналитик уверен, что хорошая транспортная доступность даст толчок к развитию этих территорий. «Кроме того, — добавляет эксперт «Building b.c.», — несмотря на то что город вытянут по площади, в самой Перми мало земельных участков, пригодных для строительства крупных объектов. Так что, возможно, выгоднее будет уйти на незастроенные территории. Но федеральные компании этого практически не понимают».
Самим инвесторам земли в районе восточного обхода также не кажутся интересными. Об этом говорит уже тот факт, что данные площадки с завидным постоянством в 2007 предлагались компаниям, подыскивающим в Перми площадки для реализации своих проектов, однако предприниматели посчитали их инвестиционно непривлекательными.
Сами чиновники не поясняют, каким образом планируют добиваться своего. Скорее всего, предполагают эксперты издания, обеим сторонам придется искать компромисс.
Поделиться:
Все новости компаний