Газета
 18 февраля 2008, 00:00   873

Самостоятельный заказ

Самостоятельный заказ
В 2008 году городские власти планируют продолжать эксперимент по децентрализации размещения заказа. Однако руководители муниципальных учреждений считают, что новая система не будет успешной.
Автор: Кирилл Перов
В 2008 году городские власти планируют продолжать эксперимент по децентрализации размещения заказа. Однако руководители муниципальных учреждений считают, что новая система не будет успешной.

В начале февраля администрация Перми объявила о том, что по итогам размещения заказа в 2007 году в городском бюджете было сэкономлено 617 млн рублей. Такие данные были обнародованы департаментом внутреннего аудита и отраслей экономики муниципального хозяйства администрации Перми в ходе подведения итогов бюджетной политики городских властей в области размещения муниципального заказа в 2007 году.
По словам Романа Чепкасова, заместителя начальника департамента внутреннего аудита и экономики отраслей муниципального хозяйства администрации Перми, в минувшем году экономия городского бюджета, полученная при размещении муниципального заказа в абсолютном выражении, выросла значительно.
Роман Чепкасов:
— Если в 2006 году экономия составила порядка 180 млн рублей, то в 2007 — более 600 млн рублей. Впрочем, одновременно значительно возросла и сама сумма размещенного муниципального заказа. Так, в 2006 году она не достигала и 4 млрд рублей, а в минувшем году составила более 7 млрд рублей. Поэтому в относительном выражении экономия выросла не так значительно, как в абсолютном.
В независимом рейтинге прозрачности закупок в муниципалитетах (подробнее см. материал «Бюджет «на заказ»» в «bc» № 5 от 11 февраля 2008 года) Пермь и Пермский край занимают 37-е и 11-е место соответственно. «При этом по такому показателю, как отклонение закупочных цен от реальных рыночных, город Пермь находится в числе лидеров», — отмечает г-н Чепкасов. — По независимой оценке специалистов, этот показатель в Перми равен 1 %. Для сравнения: средняя цифра по муниципалитетам равна 8 %, а нулевое отклонение отмечено только у трех городов России».
Говоря о планах в наступившем году, г-н Чепкасов утверждает, что доля закупок в городском бюджете также останется неизменной и составит порядка одной трети от общей суммы расходов. Что касается структуры заказа, то порядка 80 % составляют услуги, а оставшиеся 20 % — товары. «В 2008 году эта структура существенно не изменится, так как потребности города достаточно стабильны: что покупали, то и будем покупать», — поясняет чиновник.
Тем не менее в 2007 году произошли определенные изменения в системе муниципального заказа. В частности, администрацией было принято важное управленческое решение о децентрализации размещения заказа. По словам Романа Чепкасова, муниципальное учреждение, будь то больница или школа, должно являться центром ответственности за качество оказания муниципальных услуг, поэтому ему должны принадлежать полномочия по осуществлению закупок. «Необходимо подчеркнуть и то, что у муниципальных учреждений есть право отказаться от самостоятельного проведения процедур размещения заказа. В этом случае размещать заказ для своих подведомственных учреждений будут соответствующие главные распорядители бюджетных средств из администрации города», — говорит чиновник.
Роман Чепкасов:
— Что касается конкретных результатов децентрализации, то пока говорить о них сложно. 2007 год стал переходным периодом, когда мы запустили этот процесс, и объективно он начался только во второй половине минувшего года. Но и в течение этого промежутка времени самостоятельным размещением заказа начали заниматься уже десятки муниципальных учреждений.
Сами организации действительно позитивно относятся к решению администрации Перми о децентрализации размещения заказа.
Владимир Грязнов, главный врач Пермской городской клинической больницы № 2 им. Ф. Х. Граля:
— Мы уже приступили к проведению аукционов собственными силами. Основным преимуществом таких аукционов является то, что больница может более оперативно удовлетворить возникающие потребности, — конечно, при наличии определенных финансовых средств.
Хотя есть и другая точка зрения. Некоторые учреждения муниципалитета приняли решение отказаться от самостоятельного проведения аукционов по размещению заказа и сдержанно относятся к самой идее децентрализации. По словам заведующей детским садом Перми, пожелавшей давать комментарии только на условиях анонимности, подобная схема размещения заказа имеет как плюсы, так и минусы. «Новая система не устраняет недостатки старой: коррупция никуда не исчезнет, и по-прежнему главным критерием при выборе победителя аукциона останется цена, а не качество, — поясняет собеседник «bc». — Что касается коррупции, то число возможностей нарушения закона даже увеличится, ведь вырастет число исполнителей». Также заведующая полагает, что рано или поздно децентрализация коснется всех муниципальных субъектов в обязательном порядке.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний