Газета
 18 февраля 2008, 00:00   903

Три вечера — три пьесы

«Новая Драма» продолжает проект «Винтовая лестница». На этот раз театр представляет вниманию пермской публики читку трех пьес Мартина Мак-Донаха.
Автор: Кирилл Перов
«Новая Драма» продолжает проект «Винтовая лестница». На этот раз театр представляет вниманию пермской публики читку трех пьес Мартина Мак-Донаха.

В понедельник, 11 февраля, на сцене театра «Новая Драма» вновь стартовал проект «Винтовая лестница». Что такое театр «Новая Драма»? Это что-то близкое и понятное каждому? Нет! Скорее это нечто ультрасовременное, порой шокирующее, временами мистическое, но всегда оставляющее глубокое впечатление. Проект театра, представленный в феврале, являет собой читки пьес современных авторов. В 2007 году проект знакомил зрителя с творчеством пермских драматургов, а на этот раз объектом внимания стали пьесы популярного сценариста Мартина Мак-Донаха.
Несколько лет назад этот автор произвел в Европе настоящий фурор. 37-летний выходец из Ирландии всю жизнь провел в Лондоне. В 16 лет он бросил учебу и долгое время вел абсолютно брутальное существование: лежа на диване и поглощая чипсы, молодой человек часами пялился в экран телевизора. Но в один прекрасный день, устав то ли от безделья, то ли от вечной критики в свой адрес, Мартин решил взять пример со старшего брата — и сел писать. На удивление этот процесс пошел у него с необычайной легкостью, и вскоре на свет появилось множество рукописей, заметок и сценариев. Правда, все труды никому не казались интересным материалом, но безамбициозного молодого автора это задевало мало, и он продолжал работать.
Так могло бы продолжаться до бесконечности, но у любой «звездной истории» есть свое «вдруг»: этим переломным моментом в жизни Мак-Донаха стала постановка в 1996 году его небольшой пьесы «Королева красоты». На следующее утро, как водится, он проснулся знаменитостью. Сейчас Мартин Мак-Донах является не только знаковым драматургом эпохи (кстати, с театром автор «попрощался» в 2003 году, написав свою седьмую драму и переехав в Голливуд), но и обладателем премии «Оскар» за лучший короткометражный фильм. Скандальный сценарист работает над фильмами культового режиссера Гая Ричи, а через месяц на широкий экран выйдет фильм «В Брюгге» — первая полнометражная лента, в которой Мартин выступает в роли режиссера-постановщика…
Таким образом, становится очевидным, почему выбор организаторов проекта «Винтовая лестница» пал на освещение творчества ирландского новатора — оно не может не привлекать образованных любителей современной драматургии. Справедливости ради стоит отметить, что пермяки давно имеют возможность познакомиться с тремя пьесами Мак-Донаха, идущими в театре «У Моста»: «Красавица из Линэна» (в оригинале «Королева красоты»), «Сиротливый запад» и «Череп из Коннемары». Кроме того, постановка Сергеем Федотовым пьес знаменитого ирландца признана в театральной среде открытием Мак-Донаха не только для пермской аудитории, но и для всей России в целом. Однако не стоит умалять заслуги театра «Новая Драма»: он не просто представляет на читках 3 новых пьесы нашумевшего сценариста, но и открывает публике абсолютно иные грани его творчества. Здесь необходимо добавить, что жанр читки вообще очень интересное театральное явление, — это не спектакль, но и не обычное чтение.
Здесь нет героев, но есть роли; нет игры актеров, но есть актерское мастерство голоса; нет декораций и костюмов, но есть свет и сценическое пространство. Читка, пожалуй, самое демократичное представление пьесы, наиболее точно сохраняющее ее концепцию. Итак «Новая Драма» представляет три вечера — три пьесы: 11 февраля — «Калека с острова Инишмаан», 13 февраля — «Лейтенант с острова Инишмор», 15 февраля — «Человек-подушка».
Что представляют собой эти пьесы? Кто их герои? В любой своей драме Мак-Донах разворачивает действие на фоне ирландских реалий, его герои — маргиналы, жители островов, мечтающие вырваться за пределы их скромного замкнутого мира. Казалось бы, все так классически реалистично, — а нет! Миры, в которых обитают герои, лишены нравственности, каких-либо правил, они скорее напоминают фантастическую действительность фильмов Квентина Тарантино, концентрированную и залитую издевательской, «черной» пародией на все американские боевики. Здесь «вражда — это хорошо», все новости такие, «что даже дохлая пчела сдохла бы от скуки», за святое здесь принято считать кошек, а вот «Иисус — это вообще самодовольный тип». Как сказал главный герой пьесы «Калека с острова Инишмаан», «здесь полно таких же калек, как и я, только я снаружи, а они внутри». Но при этом все здесь борются за свободу Ирландии и считают ее «не такой уж дырой, раз туда едут цветные и плывут акулы…».
Вот в таком мире Мартина Мак-Донаха предложил побывать всем желающим театр «Новая Драма». Зачем? Хотя бы для того, чтобы, выдержав удар по нравственности и нервам, от души посмеяться, если и не над пьесой (хотя в тексте действительно множество очень смешных моментов и находок), так над абсурдностью бытия, ведь все, что представлено на сцене, — это про нас. К тому же теплая атмосфера в зале и горячий чай с сушками во время антрактов смогли растопить сердца даже самых требовательных зрителей, а обсуждения, комментарии и выступления инициаторов проекта: М. Оленевой (художественного руководителя театра «Новая Драма»), писателя В. Виниченко, театрального критика Т. Тихоновец и московского переводчика из Центра имени Мейерхольда П. Руднева — содержали большой объем полезной информации и стали прекрасной почвой для интеллектуальной деятельности всех ценителей современного искусства.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний