Газета
 11 февраля 2008, 00:00   2466

Кошер и халяль

Мусульмане и иудеи края сами создают для себя возможность потреблять предусмотренные религией продукты. Пермские производители заявляют о готовности пойти навстречу.
Мусульмане и иудеи края сами создают для себя возможность потреблять предусмотренные религией продукты. Пермские производители заявляют о готовности пойти навстречу.

В конце января главный раввин Ижевска Михоэль Урин и председатель еврейской общины «Маген Давид» побывали на Верещагинском комбинате хлебопродуктов с целью проверки данного комбината на пригодность для производства кошерной продукции.
В ходе проверки раввином складских, крупяных и мукомольных цехов никаких проблем, препятствующих изготовлению кошерной продукции, не было обнаружено. В сотрудничестве с еврейской общиной планируется производство кошерной муки, всевозможных круп.
Строгие проверки. Как пояснил «bc» раввин Центральной Пермской синагоги и Пермского края Шмуэль Корень, иудейская община Перми также заинтересована в получении кошерных продуктов, доступных верующим на территории Прикамья. По словам раввина, сегодня технологии производства продовольственных товаров достаточно сильно усложнились, что не дает гарантий кошерности пищи без надлежащей проверки. «Предприниматели и руководители предприятий часто идут навстречу иудейским общинам по поводу определения кошерности продуктов, — говорит раввин. — Кроме того, ко мне поступают предложения о присвоении тому или иному продукту знака кошерности, однако это сопряжено с рядом трудностей».
По словам господина Корня, к нему поступило предложение от одного из пермских предприятий проверить на кошерность шоколад с целью присвоения значка кашрута. «Однако проверка на кошерность — очень сложная процедура, которая предусматривает анализ происхождения и состава всех ингредиентов, которые присутствуют в продукте, — говорит раввин. — Для этой цели необходимо приглашать специального человека из-за границы, а это нерационально и очень дорого». Проверка на соответствие кашруту во многом более строгая, нежели проверка СЭС, считает Шмуэль Корень, что делает саму проверку более дорогостоящей и сложной.
«Согласно действующему законодательству производитель может не указывать ингредиент, если его содержание в продукте не превышает 2 % от общего объема, — говорит раввин. — В проверке на кошерность учитывается даже расположение продуктов в печи, хлеб, изготовленный по кашруту (в рецептуру которого входят лишь соль, вода и закваска), но испеченный в одной печи с трефным (то есть с добавками, например с маргарином), не является кошерным продуктом». Однако контакты иудейской общины Перми с производителями носят спорадический характер. К примеру, несколько лет назад проверялась продукция хлебозавода № 1 и была сочтена кошерной. Но с тех пор контакты с производителем не возобновлялись и повторных проверок не было.
«Мы прекрасно понимаем, что в нашем крае есть различные народы и религиозные общины со своими традициями потребления пищи, — говорит генеральный директор ООО «Первый хлеб» Надежда Боровикова. — Наше предприятие начинало работать в этом направлении, однако что-то не заладилось». По словам руководителя, несмотря на неудачный первый опыт работы с продукцией, ориентированной на неправославных (католиков, мусульман, иудеев и других), предприятию это интересно. «Пермский край многонационален и многоконфессионален, и отворачиваться от этого нельзя», — резюмирует Надежда Боровикова.
Также не очень успешный опыт работы, ориентированной на верующих самой массовой из конфессий региона — православных, имели и в ООО «Шоколадная долина». «В прошлом году у нас был опыт выпуска постных тортов во время Великого поста, однако особенной популярностью они не пользовались, — говорит PR-менеджер предприятия Владимир Березин. — Однако в этом году мы продолжим эту работу с надеждой на лучшие результаты».
Со списком по жизни. «У нас существует список продуктов, которые являются кошерными, и его мы предоставляем всем членам общины для ознакомления, — говорит Шмуэль Корень. — Подобный список существует как для территории России (создан Департаментом кашрута Главного раввината России), так и, более актуализированный, для пермяков». По словам раввина, большинство продуктов в нем не имеют знака кошерности, то есть кошерны «по факту»».
Определенную проблему для иудейской общины представляет необходимость поставок кошерного мяса. Не очень большая численность еврейского населения в Перми — около 3 тысяч человек — делает производство кошерного мяса в городе практически нерентабельным. Мясо определенными объемами завозится из Москвы и потом продается членам общины по себестоимости, говорит раввин.
Аналогичную работу проводит и вторая по величине после православной — мусульманская община края. По словам исполнительного секретаря представительства Центрального Духовного управления мусульман по Пермскому краю Радика Гарипова, в Перми действует 2 киоска, торгующих продуктами, ориентированными на мусульман (халяль).
С 2005 года кондитерская фаб-рика «Пермская» вывела на рынок три вида халяльных конфет с разной помадной начинкой: с малиновым вкусом, сливочным и с добавлением орехов. Конфеты «Айгуль», «Гузель», «Лейсан» готовятся по-особому: из рецепта исключены животные жиры и алкоголь, перед каждым изготовлением конфет цех специально готовят, и представитель муфтия совершает молитву. Впрочем, с виду халяльные конфеты ничем не отличаются от обычных, шоколадных. Тот факт, что конфеты изготовлены по правилам шариата, подтверждает специальное свидетельство совета муфтиев.
«Все мясо, которое есть в продаже в халяльных киосках, производится на территории края, халяльная курица — с Пермской птицефабрики, часть колбас и других продуктов (сладости, консервы) завозится из соседних регионов, — говорит господин Гарипов. — Спрос на халяльную еду очень высок — в пятницу у киосков огромные очереди, причем покупают не только мусульмане». По словам исполнительного секретаря, многие его знакомые, христиане, также покупают халяль, считая, что это гарантия качества и натуральности продукта.
По мнению раввина Шмуэля Корня, по подобным же причинам в мире растет интерес к кошерной пище среди неевреев. Его слова подтверждает статистика. Согласно данным журналa Кosher Today, среди 11 миллионов американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы, адвентисты седьмого дня, мусульмане, люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.


Справка «bc»
Кошерный ( с иврита —
Поделиться:
Все новости компаний