Газета
 11 февраля 2008, 00:00   940

Две темы джаза

Начало февраля оказалось очень удачным для пермяков – поклонников джаза. Им повезло стать свидетелями сразу двух отличных концертов.
Начало февраля оказалось очень удачным для пермяков – поклонников джаза. Им повезло стать свидетелями сразу двух отличных концертов.

Начало февраля в 2008 году ознаменовано джазовым «бумом» в Перми. Особенно интересно, что этот музыкальный стиль предстал перед жителями города во всем своем богатстве и разнообразии.
Одна из концертных программ позволила нам насладиться творчеством двух величайших музыкантов современности — Аркадия Шилклопера и Даниила Крамера. Даниил Крамер прекрасно известен любому образованному любителю джазовой музыки. Являясь заслуженным артистом России, лауреатом Европейской премии Густава Малера и множества международных джазовых фестивалей, будучи почетным членом Сиднейского профессионального джаз-клуба и джаз-клуба города Хаппаранда (Швеция), этот композитор и пианист играет практически во всех джазовых стилях — от классического и традиционного джаза до авангарда.
С Шилклопером, тяготеющим к экспериментальной музыке, Крамер выступал не впервые, но случается это достаточно редко. Их совместная деятельность удивительно тонко смогла продемонстрировать пермскому зрителю тенденции современного искусства, склонного к синтезу и комбинированию. Стараясь не идти по пути простых импровизаций на темы классической музыки, они создали на сцене свой особый, специальный язык, органически соединяющий в звучании альпийского рога, валторны и фортепиано как джазовые, так и классические обороты и формообразующие элементы.
Взаимодействие и соперничество двух виртуозов переводит их выступления из разряда чисто музыкального в театральный. Особенно впечатлил публику Шилклопер в своем сценическом образе, пританцовывая вокруг огромного горна. В конце выступления музыкантов одарили не только овациями, но и множеством цветов, а из зала люди выходили в состоянии легкой эйфории и душевной гармонии.
Но на этом тема джаза в Перми закрыта не была. 6 февраля Пермская филармония представила для жителей и гостей Перми джазовый спектакль «1900» по пьесе современного итальянского писателя и музыковеда Алессандро Барикко. Концерт как поединок актера с оркестром является режиссерской работой Джулиано Ди Капуа, который смог реализовать на сцене новый вид концептуального искусства, давший в свое время толчок для создания оскароносного фильма «Легенда о пианисте». В центре повествования — судьба гениального пианиста со странным именем 1900. Влюбленный в музыку и верящий в силу слова, он родился, вырос и умер на территории корабля, но его искусство покорило весь мир. История эта полна разных чувств, слов, нот и мотивов, но главный из них, конечно, джазовый. Все музыкальное сопровождение организовывал ансамбль под управлением народного артиста России Давида Голощёкина.
Нельзя не отметить удивительную игру и невероятную энергетику актера Арсения Иванковича, в которого влюбился на время спектакля весь зрительный зал, следя за каждым его движением и ловя любой изданный им звук. Все полуторачасовое действие практически без перерыва сопровождалось игрой четырех музыкантов. Эта постановка явилась своего рода антологией джаза и стала достойным окончанием «джазовой лихорадки» в Перми.
Поделиться:
Все новости компаний