Газета
 04 февраля 2008, 00:00   1033

Розница и рестораны

Розница и рестораны
Директор компании «НормаН-Виват» Вадим Юсупов – о скучном рынке розницы, перспективах продажи сети, освоении регионов и большом будущем ресторанов в Перми.
Автор: Кирилл Перов
Директор компании «НормаН-Виват» Вадим Юсупов – о скучном рынке розницы, перспективах продажи сети, освоении регионов и большом будущем ресторанов в Перми.

Вадим Фаритович, как Вы оцениваете минувший год, как выглядят основные экономические показатели сети «Виват» в 2007 году по сравнению с 2006 годом?
–Считаю, что год был удачным. Оборот в торговой сети «НормаН-Виват» увеличился на 39 % по сравнению с 2006 годом. Отдельно по «Виватам» этот показатель равен 36 %, по «Норманам» — 58 %. С одной стороны, по всей сети мы немного не дотянули до плана, который намечали на 2007 год (это 45 %), но с другой — по темпам превзошли средние показатели, характерные для других крупных сетей, работающих на рынке.
В 2007 году на розничном рынке Перми укрепилось Metro, «зашел» «Седьмой континент». Это каким-либо образом изменило рынок?
– На стабильно растущем рынке места хватает всем, а рынок сетевой торговли именно такой. Поэтому нельзя сказать, что приход этих компаний серь-езно меняет положение дел. Да, приход Metro имел влияние на местных игроков, в первую очередь в ассортиментной политике, но вряд ли можно говорить о чем-либо революционном. Наш рынок — скучный (смеется), последним громким событием был приход франчайзера «Пятерочки». Думаю, в нынешней ситуации заметное влияние окажет приход сетей, делающих ставку на гипермаркеты, это, например, «Ашан» или «Лента».
Вы говорите, что пока места хватает всем. Когда, на Ваш взгляд, может наступить насыщение рынка сетевой торговли в Перми?
–Полагаю, что не раньше чем через 4–5 лет.
Выходил ли «Седьмой континент» с предложениями о приобретении «Вивата»?
–Таких предложений не было. Обсуждалась возможная встреча, но она так и не состоялась. В любом случае стратегия развития «Вивата», принятая до 2010 года, не предусматривает продажу сети.
Уверены, что потенциал роста не исчерпан?
– Совершенно верно. Конечно, бизнес всегда должен быть готов к продаже, но «Виват» имеет очень хорошие перспективы, и продавать сеть сегодня было бы неразумно. Это попросту означало бы продешевить.
Исходя из каких соображений в первую очередь клиент сегодня выбирает магазин, чтобы совершить покупку?
– Покупатель достаточно серь-езно сегментирован. Большую долю составляют те люди, которые совершают покупки часто, тратя при этом относительно невысокие суммы денег. Но последнее время растет сегмент тех, кто живет по правилам, которых придерживается средний класс. Эти люди ездят за продуктами раз в неделю или даже реже, совершая покупки на значительные суммы. Для таких покупателей на первом месте стоит не цена, а быстрота и качество обслуживания. Они готовы тратить время на поездку в магазин, но хотят компенсировать эти потери за счет быстроты обслуживания.
Как эти сегменты соотносятся друг с другом по численности?
– На мой взгляд, они примерно равны, а возможно, вторая категория покупателей даже вышла по численности вперед. Поэтому мы и прогнозируем, что популярность формата «гипермаркет» будет только набирать обороты.
Как развиваются проекты компании в Башкирии?
– В Уфе работает наше представительство, сейчас в городе идет ремонт первого супермаркета «Виват». В ближайшее время мы назовем дату его открытия, в любом случае он начнет работу в первом полугодии 2008 года. Кроме того, уже сегодня «Виват» ведет переговоры об открытии второго супермаркета в Уфе. Также открыто представительство компании в Екатеринбурге, в ближайшее время аналогичное событие состоится в Ижевске. Сейчас в этих городах работают наши специалисты, в 2008 году либо в Екатеринбурге, либо в Ижевске откроется «Виват».
А в Санкт-Петербурге?
– Сегодня в Санкт-Петербурге работает 33 магазина «Норман», в этом годы мы планируем открыть еще 12. В минувшем году была проведена определенная оптимизация: проанализировав работу, мы приняли решение о закрытии нескольких небольших магазинов в пользу открытия более крупных.
Вы говорили о планах зайти в близлежащие к Питеру города. Эти планы были реализованы?
– Да, «Норманы» открылись в Петергофе и Сестрорецке, в феврале 2008 года заработает магазин в Колпино.
Есть ли особенности по ведению бизнеса в Санкт-Петербурге?
– Да, они существуют. Во-первых, речь идет об ограничениях в законодательстве — это запрет торговать крепким спиртным после 23.00, а также вблизи учебных заведений, станций метро и т. п. Но подстроиться под это не сложно, поскольку меняются не объемы продаж, а распределение отпуска продукции по времени. До 11 вечера люди покупают больше крепкого алкоголя, а после 11 — пива и слабоалкогольных напитков. Вторая особенность в пристрастиях жителей Петербурга объясняется тем, что они ближе к европейцам, чем, например, пермяки. В Питере, как в Европе, потребляют больше пива и другим видам вин предпочитают сухие.
Как повлияют на работу изменения в законодательстве Пермского края и запрет торговать ночью?
– Наш опыт работы в Санкт-Петербурге показывает, что эти перемены не имеют того влияния, о котором принято говорить. Ведь в Питере запрет на ночную торговлю никак не повлиял на объемы наших продаж. Изменился характер потребления, но не количество приобретаемого алкоголя. Пожалуй, определенные неудобства произойдут лишь в том плане, что на ночь придется перекрывать доступ посетителей в часть торгового зала. Но этот вопрос, безусловно, решаем.
Первый опыт выпуска облигаций «Виват-финанс» (размещение состоялось в апреле 2007 года) назвали успешным и Вы, и эксперты. Намерены ли Вы продолжать выпуск облигаций?
– Действительно, этот опыт мы оцениваем очень высоко. Выпуск облигаций — это первый шаг к публичности компании. Мы демонстрируем инвестору, что открыты рынку. Эту открытость «Виват» продолжит демонстрировать и дальше. Например, сейчас всю информацию о так называемых существенных фактах, основные экономические показатели мы публикуем на официальном сайте. Компания знает, что она публична, соответственно, экономические решения принимаются через призму того, как на них прореагирует инвестор. Этот момент очень важен. Можно сказать, что облигационный заем заставил нас вести более взвешенную экономическую политику, чтобы достойно выглядеть в глазах инвестиционного сообщества. По поводу планов на следующие выпуски — здесь много зависит от конъюнктуры рынка. Сегодня она неблагоприятна, гораздо более «дешевые» деньги можно получить в виде кредитов, поэтому пока «облигационных» планов нет. Во всяком случае, на 2008 год.
Есть ли в компании планы по выходу на IPO?
–Как показывает опыт наших коллег по розничной сетевой торговле, IPO актуален, когда ежегодный оборот компании выходит на уровень 1 млрд долларов. Мы планируем выйти на такой показатель к 2011 году, поэтому до этого времени об IPO не думаем.
Какие темпы роста оборота заложены в планах «Вивата»?
–На период 2008—2010 гг.– это 40–45 % прироста ежегодно. Мы стремимся обгонять среднерыночные показатели по другим крупным российским сетям, которые прогнозируются на уровне примерно 25 % в год.
Как выглядят планы с точки зрения открытия магазинов?
–В 2008 году мы планируем открыть 19 «Виватов», 15 «Норманов» в Перми и 12 в Санкт-Петербурге.
Как развивается ресторанное направление «Вивата»?
–Мы очень довольны темпами развития этого направления. Рост оборота ресторанов, которые мы развиваем, по итогам 2007 года составил 67 %. Только что «Виват-Буфет» был открыт в новом торговом центре в Березниках (ТЦ «Миллениум»), до 23 февраля начнут работать два пивных ресторана «БоБ» (один — в Перми на улице Сибирской, другой — в Березниках в том же «Миллениуме»). На 1 января 2008 года «Виват» имел 13 объектов этой сферы, за год мы намерены открыть еще 15 заведений общепита в Перми и Березниках.
А что касается совместного проекта с «Росинтером»?
– Число этих заведений также увеличится минимум в 2 раза (с сегодняшних 4-х ресторанов). В первом полугодии 2008 года откроется комплекс «Иль Патио»-«Планета суши» на Комсомольском проспекте, 7, комплекс «Сибирская корона» — «Планета суши» на Октябрьской площади и «Ростикс» в «Горном хрустале».
Столько ресторанов будет востребовано, если учесть постоянное открытие других заведений общепита?
– Во-первых, этот рынок растет более чем на 100 % в год. Во-вторых, потенциал есть именно у Перми, ведь по сравнению со многими другими крупными городами России пермяки ходят в рестораны намного реже. То есть расти, безусловно, есть куда.
На минувшей неделе было подписано соглашение, дающее льготы местным товаропроизводителям в сетях. Насколько эффективными Вы видите подобные документы?
– Мы приветствуем это соглашение. «Виват» сразу говорил, что готов предоставлять преференции лучшим пермским производителям и пускать их на полки наших магазинов без выдвижения определенных условий. С двумя предприятиями «Виват» уже подписал договор о поставках. Проблема состоит в том, что среди победителей конкурса «100 лучших товаров» есть и небольшие компании, объемы производимой ими продукции невелики, соответственно, с такими фирмами крупной торговой сети отношения выстраивать достаточно сложно. Но это уже нюансы, в целом подобный опыт мы оцениваем только положительно. Конечно, мы и раньше внимательно следили за пермскими производителями, но здесь появляется дополнительная возможность увидеть качественный продукт.

Справка «bc»
Сеть «НормаН-Виват» включает гипермаркеты и супермаркеты «Виват», супермаркеты «Норман», кафе «Виват-Буфет», пивные «БоБ». Сеть представлена в Пермском крае, Санкт-Петербурге. Вместе с компанией «Росинтер» развивает в Перми совместное предприятие в сфере ресторанного бизнеса («Ростикс», «Иль Патио», «Планета суши», «Сибирская корона»).
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний