Газета
 04 февраля 2008, 00:00   734

Аква-Фаберже

Аква-Фаберже
Пермский креатив демонстрирует свою специфику по всем направлениям.
Автор: Кирилл Перов
Пермский креатив демонстрирует свою специфику по всем направлениям.

На днях один знакомый, внимательно следящий за происходящим в крае и городе, рассказал о том, что в Перми собираются построить сразу несколько аквапарков. Тон его при этом, как показалось, был возбужденно-удивленно-негодующим. Возможно, оценка эмоционального окраса его речи была не совсем точна, но, вообще говоря, содрогнуться было от чего: аквапарки? столько? куда столько? кто? кому? зачем? почему именно они? Или аквапарки есть новая региональная идея (сродни, например, нанотехнологической мантре на федеральном уровне)?!
Покопавшись в истории вопроса и в собственной памяти, удалось выяснить, что беспокоиться, может быть, и не о чем. Сама тема уж очень старая. Впервые ее начали поднимать еще году в 2003-м, как раз в унисон общему оживлению по поводу строительства этих объектов по всей стране. А в некоторых публикациях 2005 года насчитывали аж пять анонсированных проектов возведения аквапарков в Перми. Воз, тем не менее, все там же. Так, может быть, и в этот раз пронесет? Поговорим, поговорим и перестанем. Так же, как и о всяких «икеях», «макдональдсах» и прочих модных объектах.
Впрочем, может быть, все же стоит огорчиться из-за того, что их так и не построят? Может быть, они жизненно необходимы городу и краю? Здесь вопрос в критериях оценки. Безотносительно к прочим обстоятельствам говорить о количестве необходимых аквапарков бессмысленно. С тем, например, что рекреационно-развлекательная сфера у нас развита очень слабо, согласны все. Но разве она одна? Разве с жилищным строительством дело обстоит лучше? Но, может быть, эти несчастные аквапарки станут своеобразными точками роста, например, в сфере транспортной инфраструктуры? Ведь их экономическая эффективность напрямую зависит от доступа к ним широких масс населения, который нужно будет обеспечить. А так как располагать их планируют по окраинам города, то эти самые окраины заживут наконец полноценной жизнью, а вместе с ними и вся Пермь перестанет быть одним большим перекрестком. Вот только сдается, что нерешенные транспортные проблемы сами по себе являются одной из причин того, почему идея аквапарков до сих пор не реализовалась — никто не хочет и, видимо, не может заниматься еще и этим делом. Замкнутый круг, в общем.
Тогда важен вопрос мотивов. Интересантов в этом деле можно условно разделить на две группы: это власть и бизнес. Мотивы у них разные, но публике говорят примерно одно и то же. Помимо туманно формулируемой социальной значимости (все та же рекреация, а также подростки, бесцельно шатающиеся по улицам, — пусть лучше с водяных горок скатываются), отчетливо звучит тема престижа. Ну как же так? Крупный и богатый город, а ни одного аквапарка до сих пор нет! У соседей (Казань, Самара, Екатеринбург) есть, а нас нет! Люди туда специально ездят, деньги увозят, чувствуют себя провинциалами. Нужно поменять самоощущение, развернуть транспортные и денежные потоки, сделать Пермь настоящей столицей Западного (а то и всего) Урала и крупным туристическим, культурным (все эти парки пермского периода, музеи мирового уровня и прочее), а теперь и рекреационным центром.
Здесь до конца непонятно, в чем проблема: то ли в избытке креатива, то ли в его недостатке. Сам по себе идейный размах не может не впечатлять — он и впечатляет. Но как доходит до дела, оказывается, что все идейное многоцветье скукоживается до идеи утыкать город аквапарками. Можно предположить, почему так происходит. Все богатство замыслов должны реализовывать конкретные люди, которые, естественно, подсчитывают, куда им выгоднее вложить свои деньги и усилия. Есть пустая ниша — аквапарки, и выстраивается целая шеренга желающих ее занять. Что будет, если все планы воплотятся, — отдельная тема. Боюсь предполагать, какой процент населения края должен будет не мыслить себе вечер после трудового дня без скатывания с водяной горки, для того чтобы все окупилось. Только выходных дней и праздно шатающихся подростков здесь явно не хватит. Дело даже не в абсолютном проценте — где-нибудь в Финляндии он повыше будет, — но в резком рывке с почти нулевого уровня.
Но почему так незначительна дифференциация усилий? Почему только торговые центры, кинотеатры и аквапарки теперь? Почему нет желания создавать новые ниши на этом уровне инвестиций, а хочется пользоваться только опробованными рецептами? И весь креатив в лучшем случае уйдет в дизайн аквапарка, чтобы перещеголять конкурента. Здесь есть одно предложение. Одно время хотели совместить идею аквапарка с идеей парка пермского периода. Более продуктивным будет скрестить аквапарк с яйцами Фаберже — главным публичным бестселлером последних лет, то-то будет чудо!
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний