Газета
 28 января 2008, 00:00   1097

Книжные иллюзии

Книжные иллюзии
Книжный рынок Перми демонстрирует кажущийся высокий уровень. Однако на самом деле магазины не в состоянии ответить на запросы читателей, при этом политика ценообразования порой не поддается логическому объяснению.
Автор: Кирилл Перов
Книжный рынок Перми демонстрирует кажущийся высокий уровень. Однако на самом деле магазины не в состоянии ответить на запросы читателей, при этом политика ценообразования порой не поддается логическому объяснению.

Книжный рынок в Перми развивается достаточно противоречиво. С одной стороны, число магазинов с каждым годом растет, но к увеличению спроса и тем более к снижению цен на продукцию это не приводит. Ситуацию на рынке определяют несколько крупных игроков, а небольшие магазины работают в основном на своего покупателя с минимальным уровнем рентабельности бизнеса.
Нужные учебники. До 90-х годов 20 века российский книжный рынок существовал в условиях тотального дефицита. Хорошая коллекция книг в доме была роскошью, издания бедно оформлялись, печатались на бумаге плохого качества, но при этом пользовались огромной популярностью. Именно в девяностые началось зарождение книжного бизнеса. Тогда стали появляться всевозможные книжные лавки и магазинчики, предлагавшие различную литературу. По словам тех, кто работал тогда в этом бизнесе, издание книг в девяностые годы приносило очень хорошую прибыль.
Естественно, что сегодня рынок серьезно изменился, на нем не заработаешь сверхприбыли, основную роль играют крупные предприятия. Хотя небольшие магазины и отделы в торговых центрах продолжают существовать. По данным «bc», в настоящий момент книжный рынок Перми насчитывает около семидесяти организаций-участников. Теперь практически во всех гипер- и супермаркетах есть хотя бы один отдел, торгующий книгами и печатными изданиями.
Основные игроки сегодняшнего рынка — сеть «Книгомир» и супермаркет «Лас-Книгас» (оба бренда принадлежат новосибирской компании «Топ-Книга»), «Буква», два магазина с одинаковым названием «Библиосфера». Из небольших торговых точек выделяются «Книжный сундук» и «Книжный салон».
Большинство опрошенных «bc» экспертов отметили, что очень серьезная доля спроса приходится на учебную литературу. По словам руководителя «Лас-Книгас» Лилии Василенко, «учащиеся — это основные покупатели». Как отмечает Майя Разорвина (сеть «Книгомир»), учебная литература стоит на втором месте по продаваемости в магазинах сети, немного уступая лидеру — художественным произведениям, на долю последних приходится 20 % продаж
Сходная ситуация в соседнем Ижевске. По словам Светланы Адиевой, исполнительного директора ижевского книжного магазина «Свиток», в среднем на учебники и т. п. приходится 50 % продаж (в сезонный пик эта цифра доходит до 90 %). В «Центре книги» аналогичные показатели.
Сезонность продаж характерна не только для учебной литературы, например, в предпраздничные дни растет спрос на красочные издания по искусству, кулинарии и детские книги.
И участники рынка и аналитики обращают внимание на то, что в Перми очень плохо представлена специализированная литература. Как говорит специалист департамента образования Наталья Шашмурина, нехватка специальной литературы по различным направлениям заставляет заказывать такие издания. Один из директоров магазина рассказал «bc», что есть тематика, по которой книги в Пермь вообще не привозят. Майя Разорвина пояснила сложившуюся ситуацию тем, что даже крупным торговым предприятиям охватить все направления литературы чрезвычайно сложно. По словам Светланы Кудрявцевой, директора «Книжного салона», львиную долю ассортимента которого составляет специализированная литература, в Перми совершенно не заполнена ниша технической литературы, которая востребована среди инженеров, технологов и других специалистов этой сферы деятельности.
Другим дефицитным товаров является литература местных авторов. По данным «bc», за год в Перми печатается около 900 таких изданий, но лишь единицы попадают в продажу. «Малое количество местной продукции на прилавках — одна из проблем книжного рынка, — считает Нина Филиппова, начальник отдела товароведения библиотеки имени Горького, — на прилавках крайне редко встретишь издания с пейзажами Кунгура или книги по краеведению». Специалисты из «Издательского дома Бывальцева» полагают, что причины этого в том, что «пермские издания узкоспециальны, бедно оформлены, поэтому и не востребованы покупателями». Другой эксперт обращает внимание на успех Алексея Иванова: «Это тот самый местный автор, к тому же его литературу никак не назовешь развлекательной, однако книги Иванова активно продаются. Здесь также работают законы спроса и предложения. Местная литература представлена ровно на том уровне, на котором на нее есть спрос. И хотя определенные исключения из этого правила есть, их не особенно много».
Рынок стал. Из года в год объемы продаж на книжном рынке Перми растут незначительно. В среднем этот рост составляет 5–10 %. По словам директора одного из небольших магазинов, «в убыток, естественно, не работаем, но рентабельность совсем невысока».
Основная причина, тормозящая рост рынка, — низкий спрос. Слава «самой читающей страны мира» давно осталась в прошлом, сегодня круг постоянных посетителей книжных очень узок.
По данным «Левада-центра», более половины россиян вообще не покупают книг. По итогам другого социологического опроса в 2007 году подобную покупку совершил только каждый третий житель страны (подробнее см. справку). Результатом такого спроса являются очень высокие цены на издания.
Как заявил «bc» через пресс-службу основной владелец сети «Топ-книги» Георгий Лямин, «главным событием года в отрасли стало признание того факта, что рынок в количественном отношении перестал расти, дальнейшее развитие сейчас может быть обеспечено исключительно ростом цен на книги». Как следствие, купить качественно оформленную книгу известного автора дешевле 200 рублей в крупных магазинах практически невозможно. По подсчетам одного из участников рынка средняя ценовая «накрутка» в таких торговых точках составляет 250 %. «На мой взгляд, это настоящий абсурд, когда в «Книгомире» последняя книга Алессандро Барикко «Такая история» стоит 320 рублей. Получается, что каждая страница этого малоформатного издания стоит ровно один рубль», — возмущается один из постоянных посетителей книжных магазинов Перми. Для сравнения, в «Доме книги» в Екатеринбурге этот же Барикко стоит в два раза дешевле — 154 рубля. По словам Нины Филипповой, нынешние цифры на ценниках превращают литературу в недосягаемый товар для многих пермяков.
Технический директор «Издательского дома Бывальцева» Олег Щукин объясняет высокие цены сложностью схемы доставки: «Например, компания «Топ-книга», владеющая сетью «Книгомир» и «Лас-Книгас», базируется в Новосибирске. Соответственно книги, поставляемые из Москвы и других городов, сначала попадают в Новосибирск, а потом распределяются по магазинам других регионов России. В процессе многочисленных перевозок товар дорожает».
Однако, как отмечает директор «Книжного сундука» Ольга Углицких, в соседнем Екатеринбурге цены на книги существенно ниже пермских. «В Перми спрос не ниже, чем в уральской столице, однако цены несопоставимы. Объяснить это можно только более высоким уровнем конкуренции, который есть в Екатеринбурге», — считает г-жа Углицких. Тот факт, что сегодня практически все крупные продовольственные гипер- и супермаркеты торгуют книгами, на уровень конкуренции никак не повлиял, поскольку выручка от продажи литературы (включая газеты и журналы), как правило, не превышает 1 % от общего объема реализации.
Продавец диктует. Книжный рынок Перми сегодня развивается в формате замкнутого круга. Слабый спрос ведет к низкому уровню предложения, небольшая конкуренция позволяет крупным магазинам завышать цены до заоблачных величин. В свою очередь маленькие торговые точки, где цены более приемлемы для потребителя, не имеют финансовой возможности для рекламы собственных преимуществ, поскольку работают с минимальной рентабельностью. В ближайшее время ситуация вряд ли изменится. По данным «bc», никто из крупных российских игроков в предстоящие полгода в Пермь «заходить» не собирается, но даже если это произойдет, удешевления книг ждать не приходится.
Надежды на перемены потребитель может связывать разве что с развитием системы заказа книг через Интернет. Ведь при размещении крупной заявки на приобретение одновременно нескольких изданий в сетевых магазинах получается существенная экономия.
Что касается структуры рынка, то ее также можно называть сформированной. Львиная доля продаж приходится на крупных игроков, а небольшие магазины имеют сложившийся круг покупателей, обеспечивая клиентов индивидуальным подходом и качественными консультациями.
И хотя потребителю явно хочется больше (декан филологического факультета ПГУ Борис Кондаков замечает: «В Перми присутствует лишь треть того объема книг, который мог бы быть в таком крупном городе. Думаю, рынку вполне достаточно места и средств для развития»), не стоит надеяться на перемены. Книга давно перестала быть в России предметом пусть не первой, но хотя бы второй необходимости, значит, борьбы за потребителя здесь не может быть по определению. Тем более в Перми, городе, имеющем ярко выраженные традиции промышленного гиганта, а отнюдь не «культурного» Санкт-Петербурга или «научного» Новосибирска.

Книжные иллюзии
Справка «bc»
Социологические опросы «Левада-центра», проведенные в 2005–2007 гг., показали, что 37 % россиян не читают вообще, а самые активные читатели предпочитают развлекательную литературу. При этом 52 % россиян не покупают книг. Одну книгу в месяц покупают 13 %. Не имеют книг дома 27 %. Не покупают журналы 60 %. Не читают детям 93 %. Не пользуются библиотеками 76 %. Читают книги о здоровье 25 %, по кулинарии — 20 %, по специальности — 20 %.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний