Газета
 28 января 2008, 00:00   879

Театр абсурда

Театр абсурда
Каким бы ни был новый тариф на проезд в транспорте, принципиально ничего не изменится. Абсурд продолжит править в отрасли.
Каким бы ни был новый тариф на проезд в транспорте, принципиально ничего не изменится. Абсурд продолжит править в отрасли.

Не знаю, как давно появилось это объявление, я его заметил лишь на позапрошлой неделе. Висит оно в каждом, надо полагать, трамвае и троллейбусе Перми, и смысл его состоит в том, что «уважаемые пассажиры» должны прекратить требовать возврата уплаченных за проезд денег, если вдруг этот самый проезд не случился или затянулся сверх всякой меры. Прекратить — и все тут! Расстался с деньгами — забудь о них!
Впрочем, это не единственно возможное прочтение информации. Например, можно предположить, что автор текста просто хотел повысить гражданско-правовую грамотность одной из групп населения, а именно пассажиров. Ведь фактически в объявлении со ссылкой на соответствующую статью Гражданского кодекса сообщается, что, обменивая деньги на проездной билет, пассажир заключает договор об оказании услуги, но не с кондуктором, а с МУП «Пермгор-электротранспорт».
Как сочетаются эти два одинаково благородных намерения — и деньги не отдать и правовую грамотность повысить? Очень просто. «Уважаемые пассажиры», конечно, имеют право вернуть деньги за ненадлежаще или вовсе не оказанную услугу, но для этого нужно расторгнуть договор об оказании этой услуги. А сделать это под силу никак не кондуктору, а только МУП «Пермгорэлектротранспорт». Куда и нужно обращаться за этим (в объявлении и адрес указывается).
Так и представляешь себе эту постапокалипсическую картину: хмурые (а может, и радостные от предчувствия возврата кровно заработанных) пассажиры после очередной невозможности продолжить движение по запланированному маршруту выходят из трамвая и унылой шеренгой тянутся в направлении МУП «Пермгорэлектротранспорт». Там пишут заявление, дожидаются обоснованного решения (наверное, еще какие-то документы нужно будет представить, или независимая экспертиза будет заказана) и выстраиваются очередью в кассу.
Абсурд? Конечно! Но он вовсе не в том, чтобы требовать обратно несчастные 8 рублей. А в том, что с помощью буквы закона извращается сам дух закона. Ведь смысл соответствующих статей ГК не в том, чтобы затруднить возврат незаработанных денег, а в том, что любые деньги должны быть заработаны. И если не получается, будь добр, верни.
Не знаю, можно ли избежать абсурда и одновременно соблюсти букву закона в данном случае местными силами, т. е. без изменения ГК (напрашивающееся решение — делегировать право расторжения договора кондукторам, ведь заключать-то они его вправе, пусть и не с собой), может быть, нельзя. Но тогда это очередное свидетельство общей абсурдности с инфраструктурной обеспеченностью нашей жизни (право — та же инфраструктура, что транспорт, водопровод и парикмахерские, только особенная).
На фоне этого абсурда дебаты о том, какой должна быть «экономически обоснованная» цена проезда в общественном транспорте, выглядят просто нелепо, потому что какой бы она ни была — 8, 10 или 11, да хоть 30 — принципиально в нормальной доставке пассажиров из пункта А в пункт Б ничего не изменится. Чего, например, можно добиться радикальным увеличением цены и удвоением (утроением) количества автобусов, трамваев и троллейбусов на улицах города? Правильно — увеличения плотности и масштаба пробок, только люди будут в них сидеть, а не стоять. Стоит за это платить? — Открытый вопрос, который и должен быть предметом дискуссии в настоящих обстоятельствах, как бы фантастически он ни выглядел.
Иными словами, предметом дискуссии должно быть решение проблем потребителей общественных услуг, а не обсуждение чьей-то там экономической эффективности. Ясно, что с пробками одномоментно не справиться, и деньги здесь совершенно ни при чем. Значит, нужно делать так, чтобы потребитель мог максимально эффективно пользоваться тем, что есть сейчас. А для этого он должен знать, что происходит, чтобы сделать выбор, как лучше доехать туда, куда ему нужно. Он должен знать, когда подойдет нужный транспорт, с какой загруженностью (т. е. сможет ли он в него попасть!). Он должен иметь возможность выбирать между разными видами транспорта и маршрутами без метаний между остановками, разнесенными на десятки, а то и на сотни метров. Его нужно информировать о предполагаемом времени движения по участкам маршрута в условиях моментной загруженности улиц. И т. д. и т. п.
Фантастика? Вовсе нет. Создание такой информационной системы (систем) требует всего лишь дисциплины и планомерной работы. И денег, конечно. Но намного меньше, чем требует расшивка существующих магистралей, прокладка новых и увеличение транспортного парка. Без таких систем любое экстенсивное развитие будет лишь множить абсурд и беспорядок.
Поделиться:
Все новости компаний