Газета
 28 января 2008, 00:00   972

На носу и на корме

Выставка «АРТ-Пермь» порадовала новациями, но смутила традиционным искусством.
Выставка «АРТ-Пермь» порадовала новациями, но смутила традиционным искусством.

Выставка «АРТ-Пермь» отметила 10-летний юбилей в условиях отказа от привычного формата. По словам генерального директора выставочного центра «Пермская ярмарка» Сергея Климова, организаторы ушли от подхода «всего понемногу» и избрали новую концепцию, ориентированную на молодое поколение, а также сделали акцент на образовательные проекты в области современного искусства. Однако стоит отметить, что отказаться от «классики» «АРТ-Пермь» в этом году все-таки не рискнула, что вновь привело к делению экспозиционной части выставки на проектную и традиционную.
Новации. В честь юбилея в проектной части интересного и увлекательного представлено еще больше, чем прежде. «АРТ Пермь–2008» демонстрирует экспонаты известных музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов. В числе именитых участников — московская галерея «Фотографер.ру», знакомящая всех посетителей с последними тенденциями в мировой фотографии, и московский музей актуального искусства «Арт4.ру», шокирующий своей откровенностью, смешанной с повседневностью, и не выставляющий подписи под картинами, потому что «какая разница, кто автор полотна, главное — визуальные ощущения». Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства выбрал объектом пристального внимания технологию Product Placement. В итоге смятая банка из-под «Кока-колы» превратилась в эстетический образ, а Владимир Ильич Ленин, пригревший на руках котенка, — в эмблему компании «Вискас».
Нельзя не отметить и представителя галереи «Файн Арт» Дмитрия Гутова, участника выставки «Документ» в Касселе, и международных звезд Виноградова и Дубосарского, работы которых вступают в полемику с надписью на одной из картин: «It isn't enough» («этого недостаточно»). Этим художникам всего вполне достаточно: и художественной целостности, и цветовой выразительности, и неординарной образности.
Не приходится скучать и на пермских стендах. Пермский центр современного искусства под руководством Юрия Лапшина предлагает погрузиться в новый проект «Эволюция эволюции», объединяющий все виды искусства, от живописи до прикладного авангарда. В этом проекте принимают участие все поколения творческой семьи Лапшиных: Юрий, Дмитрий, участвующий как фотохудожник, и маленький, но чрезвычайно талантливый Никита. Арт-группа «Куб», не изменяя своей идеологии о слитности искусства и игры, «садится на чемоданы», удивляя зрителей собранными внутри ящичков предметами и экстравагантными коллажами.
В рамках «АРТ Пермь» 19 января состоялся традиционный фестиваль «Красное платье», интересную программу подготовила ПРОО «КАМВА», в составе которой разнообразные мероприятия и акции: выставки работ художников-этнофутуристов, перформансы и инсталляции, круглый стол с участием деятелей культуры и искусства, презентации книжных и музыкальных изданий, выступление музыкантов, медиа-арт.
Специально на открытие выставки 18 января в Пермь приехали лидеры творческих групп «Одомаа» (Удмуртия), «Тамга» (Татарстан — Чувашия), Павел Микушев и Юрий Лисовский (Республика Коми). На открытии гости смогли увидеть современное представление «Люди песка» — мистерию на музыку пермского композитора Эдуарда Андриянова с участием этномузыкантов.
Удмуртский шаман Кучыран Юри представил перформанс «Сны Кучырана». Шаманское обличие — это одна из граней концептуального художника из Ижевска, который является автором национального герба Удмуртии, художественным редактором нескольких изданий и инициатором этнофутуристического движения в республике.
С этнофутуризмом продолжает знакомить всех гостей выставки и арт-проект «Искусство света».
Традиции подкачали. Что касается традиционной части выставки, то здесь много говорить не приходится. На выставке представлены работы хорошо известных пермякам мэтров творческого фронта, таких как Михаил Павлюкевич, Ольга Субботина, Анатолий Френкель. Наряду с постоянными участниками проекта, художниками Александром Лузиным, Татьяной Некрасовой, Аркадием Амирхановым, аэрографистом Рафисом Исрафиловым, фотографами Ольгой Воробьевой и союзом Романа и Елены Дадиомовых, из года в год на «Пермской ярмарке» выставляются ученики «Студии Френкеля»: Светлана Черепанова, Петр Шадренков и Ольга Соловьева. Приятно, конечно, прогуливаясь по светлому павильону, удивляться: «О, знакомые все лица», осознавать причастность родного города и лично свою к культурному процессу, но у действительности есть и печальные стороны. Во-первых, из-за того что, в отличие от других выставок, на «АРТ Пермь» художник свободен в выборе работ, выставленных им, общая картина экспозиции получается не очень стройной. Во-вторых, ограничение площади и тот факт, что ярмарка все-таки подразумевает под собой продажу, подводит авторов к выбору не столько лучших, сколько «подходящих» своих творений.
Ежегодно число художников, желающих принять участие в выставке, увеличивается, чего пока нельзя сказать о площади экспозиции. Жаль, ведь таким образом многие достойные представители остаются за кормой праздника искусств. Но, несмотря на все, «АРТ Пермь» привлекает внимание не только участников из других городов, но и зарубежных гостей. Председатель Пермской организации Союза художников России Борис Исмагилов назвал выставку «прекрасным праздником души, созданным для художников и зрителей города», и с этим сложно спорить.
Поделиться:
Все новости компаний