Газета
 14 января 2008, 00:00   1317

На пороге

На пороге
В 2007 году вырос интерес к горнолыжному бизнесу не только со стороны инвесторов, но и со стороны властей. Последние собираются придать развитию отрасли мощный толчок.
Автор: Кирилл Перов
В 2007 году вырос интерес к горнолыжному бизнесу не только со стороны инвесторов, но и со стороны властей. Последние собираются придать развитию отрасли мощный толчок.

Горнолыжная отрасль Пермского края по-прежнему отстает в развитии по сравнению с соседними регионами. Однако участники рынка считают, что в последние два года появились все предпосылки для его роста: увеличилось внимание инвесторов к отрасли, ее развитием активно заинтересовались власти, в несколько раз увеличилось количество потребителей. Среди основных факторов, сдерживающих развитие, участники рынка называют низкую осведомленность потенциальных потребителей услуг горнолыжной отрасли о ее возможностях, а также проблемы с обеспечением инфраструктуры горнолыжных склонов.
Конкуренции не предвидится. По данным «bc», в Пермском крае насчитывается 29 организованных мест для катания на горных лыжах и сноубордах. Четыре из них, по мнению большинства участников рынка, являются наиболее развитыми и посещаемыми: горнолыжный комплекс «Губаха», «Такман» (г. Чусовой), Центр активного отдыха «Полазна» (Добрянский район), «Гамово» (Пермский район). Тем не менее общий уровень развития горнолыжной отрасли Пермского края довольно низок, и, как утверждают аналитики, даже лидеры предоставляют лишь минимальный набор услуг и сервиса, уступая находящимся в соседних регионах оздоровительно-спортивному комплексу «Абзаково» (Башкортостан) и горнолыжному комплексу «Завьялиха» (Челябинская область). Поэтому значительное количество жителей Пермского края, предпочитающих активный отдых, делает выбор в пользу последних. Однако имеет место и обратная тенденция: жители других регионов также посещают горнолыжные комплексы Прикамья, что связано с наличием в крае крутых трасс для любителей экстремального катания.
В целом эксперты отмечают, что рынок зимнего активного отдыха в регионе растет. По словам его участников, особенно показательным в этом отношении был 2006 год, когда количество посетителей горнолыжных курортов региона выросло почти в 10 раз. В 2007 году темпы прироста сократились, и, по словам учредителя ООО «Серебряная долина» (владеет центром активного отдыха «Полазна») Игоря Соловьева, число посетителей горнолыжных центров увеличилось только в два раза. Предприниматели считают, что в ближайшие несколько лет рынок будет продолжать показывать ежегодные двукратные показатели прироста, однако к переизбытку спроса на услуги горнолыжных центров это, по их мнению, не приведет. Исключительная ситуация в этом отношении, правда, уже сложилась вокруг горнолыжного комплекса «Губаха», который в данный момент является одним из самых популярных в регионе, во многом благодаря самому большому в Пермском крае склону. Как сообщил «bc» заместитель главы администрации города «Губаха» Игорь Папушин, предприятие не справляется с потоком любителей активного отдыха, и загрузка комплекса в выходные дни временами превышает его возможности.
Тем не менее эксперты «bc» уверены в том, что ждать появления полноценной конкуренции между горнолыжными центрами Пермского края в ближайшие 3–4 года не стоит, и объясняют это постоянным ростом количества потенциальных клиентов, которых должно хватить на всех. «Для того, чтобы отрасль могла считаться развитой, необходимо привлечь в нее около 300 тысяч жителей региона, а в данный момент таких любителей не наберется и 50 тысяч. За сезон мы регистрируем 20–30 посещений, но на самом деле число реальных посетителей — это 3–4 тысячи человек, которые приезжают к нам несколько раз за сезон», — заявил Игорь Соловьев.
Инвесторы заинтересовались. Одной из основных тенденций развития горнолыжной отрасли Пермского края в 2006–2007 годах можно считать усиление внимания к ней инвесторов. В 2007 году вблизи Перми был построен спортивно-развлекательный комплекс «Жебреи», представители уже существующих горнолыжных курортов заявляли о привлечении средств на развитие бизнеса, в частности, на приобретение специализированного оборудования. Также началось строительство нового центра в районе Усьвы (инициатором проекта выступает комплекс «Ашатли»). Для того, чтобы справляться с потоком горнолыжников, районные власти разработали и приняли концепцию развития комплекса, которая включает не только приобретение нового оборудования и подъемника, но и вопросы развития инфраструктуры и строительства нового гостиничного комплекса. Также, по словам Игоря Папушина, на лето 2008 года запланировано проведение работ по установке системы освещения трассы.
Объем инвестиций, необходимых для открытия горнолыжного центра, по мнению разных экспертов, варьируется в пределах от 30 до 500 млн рублей и более. Такой разброс объясняется разнообразием целей и задач, которые ставят перед собой инвесторы. База отдыха с небольшим склоном потребует гораздо меньше средств, чем полноценный горнолыжный курорт, отвечающий всем требованиям. Для прихода в горнолыжный бизнес необходимо не только оборудовать гору, но и построить гостиницу, обучить персонал и установить дорогостоящее оборудование. Последнее занимает значительную долю в объеме инвестиций. Современный бугельный подъемник (оборудование подобного типа установлено на большинстве горнолыжных баз Пермского края) длиной в километр стоит около 400 тыс. долларов, а стоимость специальной снегоуплотнительной машины, даже побывавшей в эксплуатации, составляет около 150 тыс. долларов.
Сроки окупаемости инвестиций в горнолыжный бизнес довольно длительные — 5–10 лет, поэтому инвесторы неохотно вкладывают средства в развитие горнолыжной отрасли.
Однако условия инвестирования отрасли за последние годы изменились: если еще 3–5 лет назад достаточно было открыть небольшой склон, постепенно наращивая его уровень путем приобретения оборудования и строительства жилого комплекса для посетителей, то теперь, по мнению экспертов, необходимо сразу вкладывать в весь комплекс услуг. По мнению директора ООО «Движение» (горнолыжный курорт «Такман») Рафита Мухутдинова, такая смена стратегии инвестирования обусловлена развитием рынка и расширением возможностей выбора для потребителей.
Рафит Мухутдинов:
— Сейчас очевидно, что бизнес проявляет все больший интерес к отрасли. Участники рынка обзаводятся специальной техникой, приходят новые игроки, которые вкладывают в создание новых объектов отдыха. Тем не менее рентабельность бизнеса невысока, и затраченные на развитие средства окупаются не ранее чем через 7–8 лет. Но интерес инвесторов к отрасли может увеличиться, в случае если вновь пришедшие в горнолыжную сферу компании достигнут успеха и начнут получать прибыль.
Рентабельность бизнеса в 2007 году была несколько снижена средним увеличением цен специализированного оборудования: систем искусственного оснежения, уплотнения, современных подъемников. Рост цен в свою очередь был вызван повышением спроса на подобную продукцию в России, что говорит о повсеместном развитии горнолыжной среды в стране. Это, считают эксперты «bc», через несколько лет должно обострить борьбу за потребителя между регионами. «После того, как все потенциальные клиенты в Пермском крае будут охвачены, более остро встанет вопрос о конкуренции с соседними регионами: Екатеринбургом, Ижевском, Татарстаном. На данном этапе Пермский край им проигрывает по многим показателям», — уверен Рафит Мухутдинов.
По мнению собеседников «bc», в настоящее время горнолыжная сфера наиболее остро нуждается в создании целого ряда сопутствующих развитию условий: системы информирования потребителей о возможностях и услугах работающих в регионе комплексов, развития инфраструктуры, а также активной работы на выставках, проводимых в других регионах. Все это, уверены представители бизнеса, невозможно без участия властей.
«Многие люди не знают также о том, что доступность горнолыжного спорта в последнее время увеличилась. За последние 2–3 года значительно снизилась не только стоимость специальной одежды и спортивного снаряжения, но и объем предложения со стороны участников рынка. В сознании потребителя до сих пор крепок стереотип о том, что горнолыжный спорт дорог, тогда как приобрести все необходимое для него можно в пределах 12–15 тысяч рублей. А на то, чтобы провести с семьей день на склоне, можно потратить около 500 рублей», — подчеркивает Игорь Соловьев.
Есть проект. В 2007 году Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края начало разработку программы по развитию туризма, направленной на создание условий, способствующих росту туристической отрасли региона. Основной упор при этом власти планируют сделать на развитии въездного туризма, в том числе оказав поддержку горнолыжным комплексам региона. По мнению министра развития и торговли Елены Гилязовой, в настоящее время туристическая отрасль региона нуждается в развитии системы продвижения своих услуг на рынке, который не начал активного роста по причине неосведомленности потребителей о всех возможностях отрасли. «На сегодняшний день предложение явно не отвечает уровню спроса, который в свою очередь окончательно не сформирован и носит абстрактный характер. Поэтому одна из задач, стоящих перед нами, — создание активного рынка. Мы понимаем, как решать эти задачи, и уже близки к определенным результатам», — сообщила Елена Гилязова.
Программа, разрабатываемая министерством, предполагает создание маркетингово-сбытовой сети, которая поможет сориентироваться в массе предложений не только потребителям Пермского края, но и жителям других регионов. Программа, рассчитанная на 5–8 лет, будет вынесена на рассмотрение Законодательного собрания Пермского края в конце января 2008 года.
Собеседники «bc» уверены, что в случае если разрабатываемый проект оправдает возложенные на него надежды, туристический рынок региона в целом и горнолыжная отрасль в частности получат мощный толчок для своего развития. В этом случае, считают эксперты, вырастут объемы инвестиций не только в развитие самих комплексов и склонов, но и в строительство жилых объектов, расположенных вблизи них.
Уже на данном этапе интерес к землям, находящимся вблизи горнолыжных центров, отмечен многими экспертами. Руководствуясь этим, власти Губахи ведут подготовку земельных участков, прилегающих к горнолыжному центру, для сдачи в аренду под застройку гостиничного комплекса. А «Серебряная долина» разработала проект строительства целого коттеджного поселка на 150 домов, который будет стоять вблизи склона, о чем «bc» подробно рассказывал в конце прошлого года (см. «150 олимпийских домов», № 48 (165) от 17 декабря 2007 года).
В целом, несмотря на то что эксперты признают отсталость горнолыжного бизнеса Пермского края от других регионов, будущее «горнолыжки» Прикамья, по их мнению, довольно перспективно. Во многом, говоря об этом, специалисты опираются на большой потенциал Пермского края для развития туризма в целом, уделяя горнолыжной отрасли роль дополнительной услуги. В настоящее время интерес инвесторов и внимание властей направлены на развитие отрасли и создание нескольких комплексов, включающих в себя не только склоны для катания, но и развитую инфраструктуру. Именно совокупность этих элементов с системой продвижения, разрабатываемой Министерством торговли, уверены эксперты, должна повысить интерес к активному отдыху не только жителей Пермского края, но и представителей других регионов и даже стран. Хотя привлечение иногородних и иностранных клиентов в пермскую горнолыжную отрасль уже началось, собеседники «bc» уверены, что этот процесс в будущем может стать более масштабным. В целом, считают специалисты, «горнолыжка» Прикамья находится на пороге экстенсивного развития.

Комментарий

Игорь Соловьев, учредитель ООО «Серебряная долина» (генеральный директор центра активного отдыха «Полазна»):
— Горные лыжи и сноубординг — это не только приятное времяпрепровождение, но и профессиональный вид спорта. Центр активного отдыха «Полазна» способствует развитию этого спорта на территории Пермского края. Мы не только предоставляем возможность находящейся на нашей территории спортивной школе олимпийского резерва тренировать своих воспитанников бесплатно, но и сами оказываем поддержку сноубордистам.
Мы строим сноупарк и готовим ребят к соревнованиям, спонсируя их подготовку, в частности, к «Большим гонкам «Выбирай»», которые ежегодно проводятся под Магнитогорском и являются соревнованиями достаточно высокого уровня. Для того чтобы выявить лучших сноубордистов в Пермском крае (это, как правило, молодежь и подростки), в центре активного отдыха в марте проводится «Сноу-саммит», соревнование, победители которого получают возможность бесплатно кататься и тренироваться на наших склонах. Это мероприятие традиционно собирает более 1000 человек, для того, чтобы поучаствовать в спортивном празднике, приезжают семьями. В числе наших гостей не только пермяки, но и жители других регионов: Екатеринбурга, Ижевска, Казани.
В целом можно сказать, что ЦАО «Полазна» обладает всеми возможностями для того, чтобы подготовить олимпийского чемпиона по сноуборду. Чтобы приблизиться к этой цели, мы планируем в течение ближайших двух лет построить халф-пайп — специальную трассу для сноубордистов, которая выглядит как разрезанная вдоль труба. Мы будем продолжать искать молодые таланты. В перспективе для тех, кто будет заниматься профессионально, подготовим и выделим половину сноупарка. Планируем построить небольшое общежитие, в котором несколько дней могли бы жить во время тренировок спортсмены.
Одним из главных условий, способствующих успешной подготовке профессиональных сноубордистов, является соревновательный процесс. Однако, к сожалению, внутри региона он просто отсутствует: помимо ЦАО «Полазна», спонсоров, готовых оказать поддержку в проведении соревнований, почти нет. Нет и полноценного понимания необходимости развития этого вида спорта со стороны краевых властей. А одного «Сноу-саммита» для региона мало. Пока это один из основных факторов, сдерживающих развитие сноубординга в регионе.

Справка «bc»
Западно-Уральский информационный центр по заказу газеты Business Class провел опрос общественного мнения на тему: «Предпочтения жителей Перми при выборе горнолыжных склонов».
При ответе на вопрос «На каких склонах Пермского края Вы чаще всего катаетесь на горных лыжах?» респондентами назывались следующие варианты ответа: Гамово (82 %), Полазна (75 %), Такманиха, г. Чусовой (72 %), Губаха (48 %), Жебреи (23 %), Хохловка (9 %), Чайковский (6 %). При этом опрошенные указывали на то, что выбор ими склона зависит от времени катания. Так, большинство ответили, что если будний день, то ездят кататься недалеко, в Гамово, Жебреи или Полазну. В случае если респонденты едут на выходные, то предпочитают уезжать подальше от города, в Губаху или в Чусовой.
Также значительная часть респондентов указали, что стараются раз в год, чаще всего в новогодние праздники, уезжать на горнолыжные курорты России, среди которых назывались Абзаково (Челябинская область) — 27,45 % и Красная поляна (г. Сочи) — 4,09 %. Около 3 % заявили, что  ездят кататься на заграничные курорты
Респондентам было предложено ответить на вопрос «Как Вы оцениваете качество гор и сервиса на склонах Пермского края?». Ответы распределились следующим образом:

На пороге

Источник — Западно-Уральский информационный центр
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний