Газета
 14 января 2008, 00:00   1223

От вакуума к уходу

От вакуума к уходу
Начальник управления регулирования потребительского рынка Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края Сергей Ласточкин — об игорном бизнесе и его последних днях.
Автор: Кирилл Перов
Начальник управления регулирования потребительского рынка Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края Сергей Ласточкин — об игорном бизнесе и его последних днях.

Сергей Васильевич, в течение всего 2007 года власти вели активную работу с игорным бизнесом. Проводились массовые проверки, изымалось игровое оборудование, закрывались заведения. На какой стадии развития сейчас находится ситуация?
— Надо сказать, что работа была проделана колоссальная, и не только в 2007 году. Все началось 3 апреля 2006 года, когда был подписан Закон Пермского края об организации игорного бизнеса, который определял основные положения, регулирующие отрасль. Закон был просто необходим, так как вокруг сферы азартных игр существовал правовой вакуум, вызванный отсутствием каких-либо положений, как региональных, так и федеральных, регулирующих этот бизнес.
Большинство игорных заведений, существовавших в Пермском крае, имели иногороднее происхождение: это выходцы из Москвы, Екатеринбурга, Уфы, Ижевска и других регионов.
Когда мы начали проводить анализ деятельности игорного бизнеса в Пермском крае, то столкнулись с тем, что реальное число игорных заведений на самом деле кратно превышает количество официально зарегистрированных заведений. Решением этой проблемы стала трехэтапная работа нашего управления по декриминализации игорного бизнеса. В первую очередь наша деятельность была направлена на регистрацию предприятий игорного бизнеса в налоговой инспекции. Это увеличило официальное количество игорных заведений в разы. В качестве результата мы получили двукратное увеличение поступлений в бюджет и сделали, таким образом, первый серьезный шаг к легализации игорного бизнеса.
Но самые существенные изменения в отрасли были вызваны, конечно, вниманием федеральных властей. Понимая, что игорный бизнес становится неконтролируемым, федеральные власти начали работу по созданию правового поля для игорной отрасли, которая вылилась в создание 244 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр».
Основным пунктом этого закона является положение о 4 игровых зонах, в которых может существовать игорный бизнес после 30 июня 2009 года: это Алтайский край, Приморский край, Калининградская область и части Ростовской области и Краснодарского края. Перечень зон является исчерпывающим, и изменения в него могут быть внесены не ранее чем через 10 лет после вступления положений в силу. Исключительное положение заняли букмекерские конторы и тотализаторы, которым разрешено размещаться вне пределов игровых зон.
Часть положений этого закона вступила в силу 1 июля 2007 года. Какие из нововведений являются наиболее значимыми для отрасли?
— Самым важным из них можно считать финансовые требования: стоимость чистых активов юридического лица, владеющего казино или игровыми клубами, должна составлять не менее 600 миллионов рублей, а предприятия, содержащего букмекерскую кассу или тотализатор, — 100 миллионов. Помимо этого, общая площадь зоны обслуживания казино должна составлять не менее 800 квадратных метров, а игрового зала — не менее 100. Но, несмотря на то что условия, которые диктует закон, являются довольно жесткими, в нем имеется некоторое послабление. Оно заключается в том, что предприятие, отвечающее всем необходимым требованиям, может работать до 30 июня 2009 года без продления лицензии.
Но ведь все действующие в данный момент лицензии все равно действительны до 2009 года?
— Я бы не сказал. Несмотря на то что официального мониторинга ситуации в этом отношении в Пермском крае не проводилось, можно с уверенностью говорить, что это не так.
Какие из особенностей федерального закона заслуживают отдельного внимания?
— В нем есть момент, который позволяет неоднозначно толковать ряд нововведений. Каждое игровое заведение должно делиться на две зоны: зону обслуживания и служебную, которая включает в себя кассы, помещение для отдыха персонала и так далее. В федеральном законе четко указано то, что входит в зону обслуживания: часть игорного заведения, в котором установлено игровое оборудование, касса игорного заведения и иное оборудование. Но, как правило, в игорных заведениях есть барная стойка, и мы склоняемся к мнению, что она должна быть обособлена, так как 244 закон не конкретизирует, что она должна являться частью зоны обслуживания. В этой связи с нового года мы изменим ряд требований к соблюдению нормативов федерального закона.
Получается, что федеральный закон дает свободу действий региональным властям, которые имеют возможность по-разному трактовать соответствие игорного заведения требованиям о площади игрового зала. Ведь в том случае, если не считать бар частью зоны обслуживания, заведению может не хватить необходимых 100 или 800 квадратных метров?
— Закон дает исчерпывающий перечень составляющих зоны обслуживания, но не включает в них зону питания, то есть бар. Анализ ситуации, сложившейся в Пермском крае, показывает, что предприятия, которые в данный момент существуют, в подавляющем своем большинстве будут соответствовать всем требованиям, даже в случае выноса барного помещения за пределы зоны обслуживания.
Во всяком случае в данный момент вопрос остается открытым, и пока мы не получим официального комментария от федеральных структур, мы не будем, скажем так, ломать копья. Тем не менее мы считаем, этот вопрос должен оставаться открытым и понятным для представителей игорного бизнеса. Особенно если учесть, что Министерство развития торговли и предпринимательства занимается лицензированием розничной продажи алкогольной продукции, и на это у нас тоже есть определенный перечень требований. Несмотря на то что вопрос с установкой баров в игорных заведениях пока находится в подвешенном состоянии, мы считаем, что в будущем зона бара и зона обслуживания будут разграничены.
Означает ли это, что в Перми закроются несколько казино?
— У нас не такое большое количество казино. В Перми по итогам III квартала 2007 года число игровых столов составило 40 единиц. Если их разделить, то получится 4 казино.
Но ведь на самом деле их гораздо больше. Получается, что в Перми еще действуют незаконные казино?
— Да, и работу в этом отношении мы сейчас ведем. Совместно с органами внутренних дел мы будем проводить рейды и инициировать уголовные дела за незаконное предпринимательство. К сожалению, мы не можем реагировать на информацию о деятельности незаконного игорного заведения моментально. Существует целый алгоритм действий, которые необходимо совершить, прежде чем та или иная незаконная организация будет закрыта.
Кроме того, мы следим за соблюдением новых норм законодательства в игорном бизнесе, в частности, за тем, чтобы процент отдачи выигрыша в игровых автоматах составлял не 75 %, как ранее, а 90 %. В I квартале 2008 года мы будем жестко контролировать этот процесс, и предприятия, которые не выполнят необходимых требований, будут закрываться.
Необходимо подчеркнуть, что больший объем нарушений и несоответствия действующему законодательству приходится на города региона, и мы постоянно проводим комплексные проверки, направленные на устранение этих нарушений. Так, во второй половине 2007 года мы провели 325 специализированных проверок в регионе, в результате чего количество игорных заведений по всему Пермскому краю сократилось с 416 до 225. В Березниках, в частности, объем рынка азартных игр сократился в 4 раза, а в Большесосновском районе игорный бизнес исчез совсем.
После того как в июне 2007 года вступили в силу положения 244 Федерального закона, большинство пермских предпринимателей, не сумевших собрать необходимый объем активов, продали свой бизнес крупным сетевым структурам. По словам таких предпринимателей, сейчас в Перми игорным бизнесом занимаются только москвичи. Так ли это?
— Утверждать подобное можно после того, как мы подведем окончательные итоги года.
Как бы то ни было, игорный бизнес в Пермском крае постепенно перестает существовать и доживает последние полтора года. Можно ли охарактеризовать этот процесс как положительный? Ведь игорный бизнес — это не только комплекс социальных проблем, связанных с пристрастием населения к азарту, но и рабочие места, и пополнение бюджета.
Не всегда финансовая составляющая вопроса может быть принята государством во внимание для развития той или иной отрасли. Ведь морально-этические потери, которые несло общество от игорного бизнеса, несопоставимы с доходом, который приносил государству этот бизнес.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний