Газета
 14 января 2008, 00:00   3611

В контакте с одноклассниками

В контакте с одноклассниками
В Интернете все большей популярностью пользуются сайты по поиску бывших однокурсников и одноклассников. Работодатели относятся к подобным увлечениям своих сотрудников по-разному.
Автор: Кирилл Перов
В Интернете все большей популярностью пользуются сайты по поиску бывших однокурсников и одноклассников. Работодатели относятся к подобным увлечениям своих сотрудников по-разному.

В конце декабря 2007 года сразу два крупнейших сайта в российском интернет-пространстве объявили о впечатляющих итогах своей работы: сайт «Одноклассники.ru» зарегистрировал семимиллионного пользователя, а проект «ВКонтакте» вышел на третье место по посещаемости среди российских пользователей, имея 4 миллиона зарегистрировавшихся. В то же время, по утверждению экспертов, в настоящее время реализуется еще около десяти крупных проектов подобной направленности.
Первые проекты. Проект «Одноклассники.ru» был запущен в начале марта 2006 года, и, как говорят его создатели, «успех превзошел все ожидания». По их утверждениям, «проект полностью бесплатный, разрабатывается и поддерживается на деньги его создателей». Количество зарегистрировавшихся растет, несмотря на требование авторов сайта разместить на сайте данные своего почтового ящика с паролем. На сайте зарегистрировавшийся пользователь должен внести свои данные (имя, место обучения, год выпуска и т. д.), затем компьютер сообщит ему, есть ли среди других зарегистрированных его бывшие друзья. Свои страницы на сайте заводят даже известные люди.
На «Одноклассниках.ru» корреспонденту «bc» удалось обнаружить страницы президента ЗАО КЭС Михаила Слободина, лидера «Союза правых сил» Никиты Белых, министра природных ресурсов Юрия Трутнева, генерального директора ЗАО «ЭР-телеком» Александра Мотрича. Правда, участники подобных проектов признают, что создать личную страницу, подписав ее данными другого человека, довольно просто (например, на сайте «Одноклассники.ru» есть страница президента Путина, автор которой ведет себя отнюдь не как президент).
По словам Константина Подвального, генерального директора ОАО «Инвестиционная компания «Ермак»», завести страницу на «Одноклассниках» его сподвиг школьный друг, который «агитировал, что таким образом очень удобно общаться». Как признался бизнесмен, благодаря этому каналу он нашел несколько школьных друзей, однако сейчас использует его нечасто и планирует перевести переписку из «Одноклассников» в обычную электронную почту.
Вторым по своей успешности на сегодняшний день считается сайт «ВКонтакте». Он был создан в начале 2007 году выпускниками СПбГУ и опять-таки, по утверждению его авторов, ««ВКонтакте» никогда нигде специально не рекламировался. По информации администрации «ВКонтакте», на сайте уже зарегистрировано более трех миллионов человек, и каждый день эта цифра увеличивается примерно на 40 тысяч. Помимо этого, полтора миллиона посетителей ежедневно просматривают на сайте около четверти миллиарда страниц.
Самым известным пользователем «ВКонтакте» Прикамья, по мнению опрошенных «bc» участников проекта, является губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Несмотря на то что истинный автор страницы г-на Чиркунова, конечно, неизвестен, на ней выложены личные фотографии, подробно описаны сведения его биографии. Учитывая тот факт, что губернатор является активным сторонником и участником различных сетевых проектов, у большинства обращающихся к его странице пользователей истинность авторства не вызывает сомнений. Известным среди пользователей «ВКонтакте» стало высказывание губернатора о политике: «Ребята! Пока вы молоды и ищете свой путь, хотел бы обратить ваше внимание на политику. Не занимайтесь ею! Не только бессонница, но и еще кое-что появится. Занимайтесь лучше спортом, творчеством, бизнесом. Успехов вам!».
Однако проекты «Одноклассники.ru» и «ВКонтакте» не единственные. Александр Мотрич отмечает другой сайт: «Из существующих ныне я бы выделил проект «Мой круг». Видно, что его делали профессионалы, что проект серьезно профинансирован. В плюс сайту работает и тот факт, что его создатель — «Яндекс», значит, он может задавить конкурентов деньгами, рекламой и тому подобным».
Причины успеха. Эксперты «bc» видят разные причины феноменальной популярности проектов по поиску друзей.
Антонина Малыгина, частный психолог: «Я вижу, минимум, три причины популярности подобных проектов. Во-первых, скрытая жажда власти, которая существует в каждом человеке. Если личность становится известна широкому кругу людей, она скрыто реализует свою потребность власти. Второе — это одиночество. Человек обращается к подобным проектам, когда ему не с кем поговорить. А в современном обществе, где царят исключительно деловые отношения, проблема одиночества становится все более актуальной. Третье, уже чисто эмоциональное, — это ностальгия. Человеку всегда приятно вспомнить школьные годы, а если появилась техническая возможность сделать это, он ею воспользуется».
Хотя, по мнению Александра Мотрича, возникшая популярность подобных проектов в России не случайна, она является следствием мировых информационных процессов: «Появление подобных сайтов — мировая тенденция, знаменующая собой эпоху так называемых «социально ориентированных сетей» в Интернете. В Европе и США они появились примерно в 2004 году и сейчас активно развиваются в России. Схема их работы проста. Создаются сайты, на которых люди могут встретиться, пообщаться, обсудить интересующие их проблемы. И у людей такой интерес, как оказалось, есть». По его мнению, «в России этот рынок только начал развиваться, и будущее его предсказать тяжело. Возможно, произойдет объединение ныне действующих игроков или появление новых. В любом случае начнется конкуренция и выиграет тот, чей сайт проще, удобней». Мировой тенденцией, по словам Александра Мотрича, является унификация. «Главная проблема всех этих проектов в том, что они не могут предоставить пользователю всей существующей информации. В настоящий момент я зарегистрировался на нескольких подобных сайтах и везде нашел разных людей. Чтобы общаться со всеми, нужно переходить с одной страницы на другую. Поэтому создание единого портала логично». По его словам, «в США в настоящий момент уже существует альянс из трех-пяти сетей, который скорее всего вытеснит с рынка остальных игроков. Это же, вероятно, произойдет и в России».
С ним соглашается директор рекламной группы Lege Artis Антон Толмачев: «Количество социально ориентированных проектов растет. Интересно будет посмотреть на их судьбу: кто с кем соединится, кто кого поглотит».
Социальная угроза менедж-менту. Появление в интернет-пространстве социально ориентированных сетей добавит проблем менеджерам, уверены эксперты. Общение с друзьями в рамках подобных проектов проходит, как правило, в рабочее время. Как сообщил «bc» рядовой сотрудник одной рекламной компании, пожелавший остаться неназванным, «если раньше на общение по ICQ уходило почти все свободное и часть рабочего времени, то теперь добавился «ВКонтакте». Сейчас на работу просто не хватает времени».
Эти слова подтверждают и конкретные исследования. Как сообщил «bc» Александр Мотрич, «недавно мы (компания «ЭР-телеком» — прим. «bc») проводили исследование среди своих клиентов. В нем приняли участие 60 тысяч пользователей. Было два вопроса: «Пользуетесь ли Вы Интернетом где-то еще, кроме дома?», «Где именно?» На первый вопрос положительно ответили 60 %, из них, как оказалось, подавляющее число дополнительно пользуется ресурсами Интернета именно на работе».
Менеджерам тяжело заставить сотрудников отказаться от общения с друзьями, поскольку часто они сами имеют собственные страницы на подобных сайтах. Антон Толмачев: «Проблема нецелевого использования ресурсов Интернета сотрудниками действительно существует. У нас, допустим, категорически запрещено пользоваться ICQ. Но к таким проектам, как «Одноклассники.ru» или «ВКонтакте», я отношусь спокойно. Сам недавно вступил в «Мой круг» и разослал письма персоналу, чтобы все в него вступили. Можно сказать, я сам участвую в этом. Считаю, что периодически сотрудники могут позволить себе общаться».
Пресс-секретарь ОАО «Русские машины» Игорь Ваган полагает, что если человек не стремится занять свой рабочий день реальными делами, а лишь имитирует офисный труд, то все способы отвлечения от рутины подойдут и будут приятны. «Закрыв «аську» и доступ на развлекательные сайты, компании провоцируют сотрудников на увлечение игрушками или телефонной болтовней, чтение книг на компьютере и прочие такие же «полезные» вещи. А если дел у сотрудника много, то времени на пустые занятия просто не находится», — уверен г-н Ваган.
Александр Мотрич сказал: «Как частное лицо я ничего не имею против того, что кто-то из сотрудников общается с друзьями, но как менеджер я это не приветствую. Как может быть «свободное от работы время» на работе?»
Бороться с этой проблемой, по мнению г-на Мотрича, тяжело, но менеджеры вынуждены это делать. «Самая распространенная мера, — считает он, — ограничения на внешний трафик и запрет входа на какие-либо сайты. Это действенная мера, которая отрезвляет. Можно также загрузить сотрудника работой или перейти на почасовую оплату. Лучше, по моему мнению, просто поговорить с сотрудниками, объяснить им, что так делать нельзя. Прямые запреты малоэффективны».
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний