Газета
 24 декабря 2007, 00:00   1070

Без молока и мяса

Без молока и мяса
2007 год усугубил продовольственные проблемы Пермского края — от сельского хозяйства до пищевой промышленности. В этой ситуации власти не делают никаких существенных шагов.
2007 год усугубил продовольственные проблемы Пермского края — от сельского хозяйства до пищевой промышленности. В этой ситуации власти не делают никаких существенных шагов.

Уходящий год не только не решил проблемы в сфере продовольствия в Прикамье, но и в некоторой степени усугубил ситуацию. В этих условиях усилия властей кажутся, по меньшей мере, недостаточными.
С основ. Неблагополучие в сфере регионального производства продуктов питания начинается с его базы — сельского хозяйства. По итогам января-октября 2007 года реальный объем производства этого сектора, несмотря на благие намерения профильного министерства, сократился почти на 10 %, сообщает Пермьстат. Для сравнения, по итогам 2006 года был отмечен пусть и незначительный, но рост: +1,2 %. Интересно, что на неслучайность этого спада указывает не только его глубина, но и тот факт, что негативная динамика наблюдалась по итогам семи из десяти месяцев.
Если говорить подробнее, то, по данным Пермьстата, в Пермском крае отмечается сокращение поголовья как крупного рогатого скота (-1,1 % с ноября прошлого года по ноябрь нынешнего), так и поголовья лошадей (-8,1 %) и птиц (-16,8 %). Соответственно производство молока по итогам января-октября сократилось на 2,7 %, яиц — на 5,4 %. Выпуск мяса незначительно увеличился — на 1,7 % в живом весе.
Официальная статистика фиксирует заметное ухудшение ситуации и в растениеводстве. Объемы отгрузки картофеля по итогам января-октября сократились на 9 %, зерновых и зернобобовых — на 9,1 %, овощей — на 12,1 %. Не обещает хороших результатов и следующий сельскохозяйственный год: в частности, площадь под озимыми уступает показателю прошлого года на 14,4 %.
«Динамики сельского хозяйства в Пермском крае нет никакой. Мы являемся свидетелями абсолютно патовой ситуации», — прокомментировал Михаил Трясцын, генеральный директор ООО «Пермагропромхимия».
Недостаточные объемы производства сельскохозяйственной продукции стали одной из причин ускорения темпов инфляции во втором полугодии минувшего года. Данный факт подтверждают эксперты «bc», особо отмечая дефицит молока и мяса (в особенности свинины и говядины).
Алексей Будюков, директор по маркетингу ООО «Мясокомбинат Кунгурский»:
— Если говорить о мясопродуктах, то рост цен связан с подорожанием сырья, а также с общей накопленной инфляцией. Также рост цен на мясо вызван увеличением цен на корма для животноводства, цен на бензин и так далее.
Не исключение. Действительно, минувшая осень была отмечена резким повышением цен на продукты питания, вызвавшим определенное социальное напряжение. Негативная динамика имела общероссийский масштаб и характеризовалась опережающим ростом цен на продукты питания. Аналогично и в Пермском крае: индекс инфляции за январь-октябрь 2007 года составил 113,6 % по сравнению с 107,5 % за аналогичный период прошлого года. При этом для группы продовольственных товаров цифры составили 115,4 % и 106,5 % соответственно. Разница между показателями 2006 и 2007 годов представляется более чем впечатляющей.
Можно было бы предположить, что рост цен на продукты питания позитивно скажется на рентабельности предприятий пищевой промышленности, однако сами представители этой отрасли весьма сдержанны в оценках. Так, по словам Алексея Сурулева, генерального директора ОАО «Покровский хлеб», можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день рентабельность хлебопекарных предприятий даже уменьшилась, причем абсолютно у всех.
Алексей Сурулев:
— Рост цен в значительной степени связан со спекулятивными операциями на рынке продуктов питания. В попытке заработать дополнительную прибыль все его участники подняли цены по кругу, только в разное время, что в конечном счете никому не принесло никаких дополнительных доходов.
По словам Алексея Будюкова, роста рентабельности у переработчиков действительно не произошло. «Наоборот, по некоторым позициям рентабельность упала, например, по продуктам, участвующим в социальной программе, — колбаса и пельмени. Поэтому мы рассчитываем компенсировать свою доходность большим количеством производимых и продаваемых колбас», — отмечает г-н Будюков.
По словам экспертов, в результате повышения цен выиграли те, для кого цены реализации продукции поднялись, а себестоимость осталась на прежнем уровне. Однако таких предприятий в Прикамье очень мало.
Резкий рост цен на продукты питания отразился и на положении сельхозпроизводителей. В частности, ранее министр сельского хозяйства Пермского края Олег Хараськин сообщал  «bc», что «производители сельхозпродукции положительно оценивают сложившуюся ситуацию с повышением цен, так как она делает отрасль более окупаемой».
Олег Хараськин:
— С повышением цены на продукты у сельхозпредприятий появилось больше возможностей и средств, в том числе и для покупки новой техники. Хотя в нынешнем случае стоимость сбыта сельхозпродукции если и увеличилась кое-где по краю, то очень несущественно, и на эти деньги новые комбайны не купить и новые животноводческие комплексы уж точно не построить. Однако если говорить в целом, то можно надеяться, что селяне наконец-то начнут реализовывать продукцию, оправдывая ее себестоимость и получая прибыль, на которую можно жить и развиваться.
Летний скачок цен, приведший к цепной реакции роста цен на все: сырье, упаковку, транспорт и прочее — по мнению собеседников «bc», не закончился и сейчас. По словам г-на Сурулева, в ноябре 2007 года себестоимость продукции только за счет входных цен на сырье и упаковку увеличилась более чем на 1 млн рублей. «В декабре этот рост продолжается. Нам было объявлено, что стоимость упаковки для хлеба будет увеличена более чем на 20 %, что в пересчете на буханку даст рост в несколько десятков копеек. Естественно, что эти затраты потребуют адекватной индексации в начале следующего года», — уверен эксперт.
Есть и более масштабные причины для сохранения инфляции на продукты питания на достаточно высоком уровне и в дальнейшем. Одна из них — грядущие президентские выборы. С одной стороны, в интересах кандидатов на пост главы России от партии власти было бы сдерживать темп роста цен на низком уровне, с другой — инфляционный процесс уже разогнан, и для того чтобы его остановить, потребуется серьезная работа. Однако основные ресурсы будут брошены на другую предвыборную работу, и справиться с инфляцией скорее всего не удастся.
Более того, в условиях, когда рост цен на продукты питания носит глобальный характер, России, по всей видимости, придется стать всего лишь «не исключением», даже несмотря на меры краевой власти по временному замораживанию цен на продукты питания первой необходимости.
Путь на прилавок. Еще одним направлением усилий чиновников в 2007 году стало продвижение продуктов питания, произведенных пищевой промышленностью Пермского края. Так, Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края подготовило адресную рассылку для сетевых розничных магазинов с предложением включить в продаваемый ассортимент продукцию региональных производителей. Особое внимание при этом, сообщил представитель министерства, будет уделено лауреатам и дипломантам всероссийского конкурса «Лучший товар года».
«Не каждое предприятие может стать партнером крупной розничной сети, так как большие структуры предъявляют жесткие требования, которые для небольших компаний зачастую невыполнимы. Чтобы дать производителям продукции шанс попасть на витрины таких крупных компаний, как «Норман-Виват», «Метро Кэш энд Керри» или «Седьмой континент», мы готовим специальное соглашение, в рамках которого собираемся подписать ряд трехсторонних договоров», — сообщил «bc» источник в министерстве.
Появление пермской продукции в крупных столичных сетях, считают чиновники, даст возможность региональным производителям выйти за пределы Пермского края, в другие регионы присутствия больших ритейлеров.
Однако, несмотря на заявления о ведущихся переговорах, представители «Седьмого континента» несколько умаляют заслуги регионального правительства в продвижении товаров местных компаний. По словам директора по развитию супермаркетов ОАО «Седьмой континент» Марианны Журавлевой, сотрудничество с местными производителями обусловлено не достигнутыми договоренностями, а общей политикой компании по работе с поставщиками. Это связано с низкой закупочной стоимостью продукции, произведенной в регионе присутствия сети: такие товары требуют гораздо меньше расходов на их транспортировку. В данный момент, по информации «bc», общий объем товаров, произведенных в Пермском крае, в «Седьмом континенте» составляет около 60 %.
В результате вероятность появления пермских товаров, продаваемых в сети «Седьмой континент» (это около 20 производителей) в других регионах присутствия ритейлера выглядит менее очевидной, чем предполагают представители Министерства торговли и предпринимательства. Тем не менее последние заявляют о том, что содействие выходу производителей Прикамья за пределы региона в настоящее время является одной из приоритетных задач. По словам источника «bc» в Правительстве Пермского края, в ближайшее время ожидается увеличение списка производителей, чья продукция будет представлена на полках «Седьмого континента». Также региональные власти ищут партнеров для пермских производителей в странах зарубежья. К примеру, в ходе недавней поездки в Туркменистан представители минторга, по информации «bc», выяснили заинтересованность местных продавцов в поставке конфет из Пермского края. Однако в данный момент никаких договоренностей достигнуто еще не было.
Поделиться:
Все новости компаний