Газета
 17 декабря 2007, 00:00   1072

Отдельный край единой России

Отдельный край единой России
Агитация и работа избирательных комиссий, региональная специфика и общие тенденции на российских выборах–2007 устами украинского политтехнолога Евгения Котенко.
Агитация и работа избирательных комиссий, региональная специфика и общие тенденции на российских выборах–2007 устами украинского политтехнолога Евгения Котенко.

О работе партструктур в не самом простом регионе России, Ставропольском крае, рассказал «bc» украинский политтехнолог Евгений Котенко, консультировавший на этих выборах региональное отделение ЛДПР.
Можно ли назвать Ставропольский край специфичным, или он целостно отображает тенденции в России?
— Специфика края в одном: он стал ареной борьбы между двумя мощными структурами — «Единой Россией» и «Справедливой Россией». В части же технологической и, что самое важное, в приложении человеческого фактора регион достаточно традиционен. Поэтому (с небольшими оговорками) можно сказать, что «все приблизительно так, как везде».
Каковы первые впечатления от работы партийных структур?
— Главным впечатлением от работы партийных структур на Ставропольщине было то, что они отсутствуют у абсолютного большинства политических партий. Практически лишь у «Единой России» и «Справедливой России» есть развитая сеть ячеек, да и те со своей спецификой. Так, у местных «справедливороссов» партийные организации базируются на структурах благотворительного фонда главы города Ставрополя (и по совместительству лидера «эсеров») Дмитрия Кузьмина. Другие партии представляют собой виртуальные структуры и состоят из руководства краевой организации. Из инфраструктуры — одна, две комнаты под офис. Как ни странно, несмотря на распространенный стереотип, даже КПРФ не имеет большого количества структурированных рядов преданных активистов (по крайней мере, в Ставропольском крае).
Работу именно партийной структуры во время всей кампании пытались демонстрировать лишь «актуальные левые», которые постоянно акцентировали внимание избирателей именно на деятельности депутатов краевой думы (где у партии большинство), партийца мэра Ставрополя, и других чиновников — членов партии. Постоянно велась информационная кампания, освещавшая действия представителей кампании, об инициативах на местах. На территориях раздавались продуктовые наборы, за что партия получила предупреждение от краевого избиркома.
Другие партии преимущественно сосредоточились на общефедеральных материалах, лидерах и идеях.
Как происходило разворачивание полевых структур? Какие особенности отмечались?
— Разворачивание полевой структуры у ЛДПР началось за два месяца до выборов (считаю, что для эффективной кампании это несколько поздновато). Практически все руководители полевых структур были приезжими политтехнологами (еще один упрек в адрес виртуальности политструктур).
С самого начала, после разворачивания окружных и районных штабов, была сформирована агитационная сеть, которая, правда, больше простаивала, нежели работала. Практически активная деятельность проходила лишь в последний месяц кампании. Прошла работа по формированию участковых избирательных комиссий (практически во все комиссии края были поданы кандидатуры членов от партии с решающим голосом) и подобраны наблюдатели.
Очень мощные полевые структуры с самого начала кампании развернули «Единая Россия» и «справедливороссы», однако за полтора месяца до дня выборов «эсеры» вынуждены были сократить количество политтехнологов, задействованных в кампании лишь частично. Были уволены все приезжие специалисты с высокой зарплатой. Причина банальна — отсутствие финансирования.
Главной особенностью разворачивания и работы полевых структур было то, что ближе ко дню голосования они не увеличивались, а уменьшались по численности задействованных людей. Исключением стала разве что «Единая Россия», хотя, по информации из лагеря «единороссов», финансирование штабов после решения Владимира Путина принять участие в выборах даже сократилось.
Как велась агитация? Были ли интересные агитационные продукты?
— Агитация велась всеми основными способами, однако не все партии ее использовали в надлежащих объемах (по разным причинам).
Рекламные щиты использовались лишь тремя структурами. Наиболее активно билборды и другую «наружку» использовали «справедливороссы». Щиты партии появились задолго до официального старта кампании, правда, от имени благотворительного фонда Дмитрия Кузьмина. «Откуда уши растут» было понятно по стилистике и лозунгам «Справедливой России». Позже эти щиты превратились в рекламу непосредственно «эсеров».
«Единая Россия» появилась на «наружке» лишь за месяц до дня выборов, но сразу массово. Шоком для ставропольцев стал громадный брандмауер на фасаде 10-этажного дома «Кавказтрансгаза» в центре города.
Также достаточно мощно возможности билбордов использовала ЛДПР. Так, лишь по краевому центру было задействовано более 70 рекламных конструкций.
Не забывали партии и традиционную расклейку (исключение составили разве что «жириновцы», вовсе не проводившие кампании по расклейке). Зато массово себя проявили основные конкуренты — «единороссы» и «эсеры». Активно присутствовали КПРФ и «аграрии». Эпизодически появлялись на стенах агитлистовки и стикеры «Яблока» и «Другой России».
Хорошо зарекомендовавшую себя технологию поквартирной разноски партии также применили. Вновь лидерами, сделавшими больше двух «волн» разноски, были «Единая Россия» и «Справедливая Россия», которые еженедельно (а иногда и два раза в неделю) снабжали избирателей края новыми местными агитматериалами. При этом использовались не партийные издания, а так называемые «общественно-политические издания».
Менее активно поквартирную разноску применяли ЛДПР и СПС, причем агитаторы СПС работали лишь с федеральными агитматериалами.
В последние недели кампании ЛДПР, «единороссы» и «эсеры» выставляли агитационные пикеты. К примеру, в Ставрополе «жириновцы» и «Справедливая Россия» выставляли одновременно по 30–40 пикетов, а «Единая Россия» — около 200 (на всех остановках общественного транспорта)
Интересным был ход «эсеров», которые от имени краевой думы рекламировали так называемые «выборы в молодежную палату» регионального парламента, используя стилистику «Справедливой России», пытаясь таким образом активизировать молодого избирателя.
Какого-то особого креатива от агитации я не дождался. Из «чернухи» была расклейка объявлений от имени СПС о том, что агитаторами от партии работают ВИЧ-инфицированные, с просьбой не пускать их в квартиры.
Видна ли была специфика региона, где при власти «Справедливая Россия»?
 — Любопытно, как в конце кампании сменились акценты и стало понятно, что «Справедливая Россия» не стала «второй партией власти». За день до выборов, в так называемый «день тишины», была снята вся наружная агитация и одновременно проведена «плотная» расклейка плакатами «Единой России», которые вместе со щитами партии были единственной агитацией на улицах Ставрополя в день выборов. Причем в некоторых районах города этой расклейкой занимались те же работники коммунальных служб, которые очищали стены от другой агитации...
Особенностью кампании в Ставропольском крае была активная борьба между «Справедливой Россией» и «Единой Россией». Обе партии имели мощные финансовые и административные ресурсы. Региональный список «эсеров» возглавлял мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин, а список «единороссов» — министр чрезвычайных ситуаций РФ Сергей Шойгу. Последний всю кампанию провел в крае, постоянно встречался с избирателями, появлялся в СМИ, что, по моему мнению, было определяющим моментом для «Единой России».
Стоит подчеркнуть, что в ходе этой борьбы «эсеры» быстро теряли поддержку как населения, так и знаковых в крае фигур. Так, спикер краевой думы Андрей Уткин вышел из регионального избирательного списка партии. С него была снята неприкосновенность, и в отношении него был инициирован ряд уголовных дел. Председателя Фонда Дмитрия Кузьмина Елену Бондаренко задержали, а мэра Ставрополя и лидера краевой «Справедливой России» г-на Кузьмина объявили в федеральный розыск. Во время обыска в его кабинете были «обнаружены реквизиты счетов в иностранных банках и нацистские регалии» (которые при ближайшем рассмотрении оказались коллекцией наград времен второй мировой войны), о чем сразу же рассказали все региональные СМИ.
В результате этих событий за последние недели кампании рейтинг «Справедливой России» упал с 16 % до 13 %.
Стали ли неожиданностью результаты выборов?
— Не стали, соцопросы по ходу кампании отображали соответствующий результат, в том числе и постепенное падение рейтинга «Справедливой России», которая на мартовских выборах в краевую думу обогнала «единороссов». Главным фактором победы «Единой России» в крае, как и в целом по стране, стал высокий рейтинг Путина, а также активность чиновников краевой и силовиков, принявших сторону «единороссов».
Многие партии лишились финансирования и выходов на СМИ, что отрицательно повлияло на их кампании.
Как прошел день выборов? Были ли замечания к уровню подготовки членов комиссий или наблюдателей?
— День выборов прошел спокойно, правда, из отдельных районов поступала информация о том, что «единороссы» закуской и водкой «подбадривали» избирателей, а также о голосовании налоговиков, таможенников и иных силовиков сразу несколькими бюллетенями.
Уровень подготовки членов и председателей избирательных комиссий оказался крайне низким, по крайней мере, на большинстве участков. Много участков не открылось вовремя, были проблемы в организации голосования и особенно в ходе подсчета голосов. Председатели часто проявляли вопиющее незнание законов, перестраховывались, дезорганизовывали работу комиссий, задерживали подписание протоколов.
Пытались организовать работу лишь наблюдатели от «Справедливой России», которые активно вели себя на участках, фиксировали нарушения, постоянно апеллировали к членам и председателям комиссий. Другие партии проводили формальное наблюдение, сосредоточившись лишь на получении копий протоколов с результатами голосования.
В целом вывод достаточно предсказуемый: партии и их структуры не готовы к ведению масштабной избирательной кампании (коими и являются выборы в Госдуму). Если в будущем политические партии в России планируют побороться за власть на выборах, необходимо развивать структуры и готовить кадры. А на это требуется время и серьезные усилия.
Поделиться:
Все новости компаний