Газета
 17 декабря 2007, 00:00   1830

Бабки на выборах

Бабки на выборах
Известно, что во время предвыборной кампании участвующие стороны тратят крупные суммы. Эксперты «bc» рассказывают о том, кто и сколько мог заработать на прошедших выборах.
Автор: Кирилл Перов
Известно, что во время предвыборной кампании участвующие стороны тратят крупные суммы. Эксперты «bc» рассказывают о том, кто и сколько мог заработать на прошедших выборах.

К работе на выборах, помимо опытных политтехнологов, привлекаются еще тысячи людей, как правило, это пенсионеры и студенты. Они согласны работать за небольшие деньги, и их легко устроить на один-два месяца.
Региональные и федеральные выборы. У людей, участвующих в политических кампаниях, в том числе в минувшей, существует устойчивое мнение, что федеральные выборы, в отличие от региональных, приносят меньший доход. Источник «bc» в одной из партий сообщил: «В прошлом году (кампания по выборам в Законодательное собрание Пермского края — прим. «bc») во время работы в Кунгуре мы получали окладом 20 тысяч рублей плюс к этому 500 рублей суточных и премии. На время федеральной кампании все штабы приезжают сформированными, а денег местным политологам платят в два раза меньше». Также собеседник «bc» отметил, что «на прошедших федеральных выборах не было конкуренции между партиями, победитель был известен заранее, поэтому «спонсоры» не платили больших денег». Но даже в этих условиях прошедшая кампания, отмечают ее участники, дала хорошую возможность заработать.
Штаб. Самую высокую зарплату получает руководящее звено любой кампании — работники штабов. По имеющейся у «bc» информации, в одной из политических партий начальник штаба получает не менее 5 тысяч долларов, заместитель начальника штаба — по договоренности, но не менее 3 тысяч долларов, работники штаба («пиарщики», журналисты и т. п.) — по 2 тыс. долларов. Зарплата «полевика», начальника районного штаба составляет 1500 долларов. В оклады не включались суточные (около 400 рублей), оплата «мобильных» и командировочные, если приходилось выезжать в отдаленные районы.
Мобильные группы. Каждый партийный штаб, помимо собственно политтехнологов, имеет свои «мобильные бригады» — людей, занимающихся «вбросом» и выемкой газет, контролем соц-
опросников и агитаторов на улицах, а также развозом агитационных материалов. Одна мобильная бригада состоит, как правило, из водителя с личным авто и одного-двух человек помощников-контролеров. Все оппозиционные партии, по имеющейся у «bc» информации, платили своим «мобильникам» отдельно за каждую акцию, поскольку системной агитации они не вели. Постоянную работу вела только одна партия. Как сообщил «bc» источник в этой партии, зарплата водителя в текущей кампании была 10 тыс. рублей (если водитель выполнял функцию контролера, его зарплата увеличивалась в полтора раза), контролера — 5 тыс. рублей. Однако, как утверждают сами участники кампании, общие доходы были намного выше. В последнюю неделю партии перешли на круглосуточный режим работы. В этот период, в основном ночью, началось активное распространение незаконных агитационных материалов. Помимо расклейки, «мобильники» патрулировали городские улицы, отслеживая действия оппонентов. Поэтому, сообщает источник «bc», мобильные бригады начали работать в две смены: «Стоимость одной ночи — 500 рублей плюс премия в двойном размере, если пришлось провести ночь в милиции». Расклейщики, по его словам, получали деньги в зависимости от количества наклеенных листовок — от 50 копеек до 1 рубля за штуку.
Соцопросы и агитация. Самая простая возможность заработать на выборах — участие в распространении агитматериалов либо в социологических исследованиях (имеющих политический подтекст). Час такой работы в зависимости от принадлежности к партии колебался в ходе прошедшей кампании от 70 до 130 рублей. В таких мероприятиях, по утверждению собеседников «bc», участвуют в основном студенты и пенсионеры. Как сообщила «bc» одна студентка, работавшая на социологическое агентство «Юнита», «никакого специального трудоустройства не было. Нужно было просто прийти утром по известному адресу и сообщить, что у тебя есть желание поработать на таком-то перекрестке в течение двух часов. Не разрешали работать меньше одного часа и больше четырех. Если контролеры во время проверки не нашли тебя на указанном месте, зарплаты за час лишали. Деньги за общее количество отработанных часов платили в конце недели. Тем, кто работал больше четырех часов в день, платили по 130 рублей, остальным — по 100 рублей». Такие же деньги, по ее словам, получали и агитаторы, раздававшие флаеры. «Были люди, — продолжает собеседница «bc», — которые работали всю неделю по четыре часа ежедневно. Они получали за месяц больше 12 тысяч, что для студента или пенсионера очень много». В последнюю неделю перед выборами общее количество социологов и агитаторов, по утверждению собеседника «bc», превысило 500 человек.
Печатники. Самую большую возможность заработать, по единодушному убеждению экспертов, имеют работники типографий и рекламных агентств. На их плечи ложится разработка и печать всех агитационных материалов. Цены на услуги в период выборов не растут из-за конкуренции, зато резко вырастает объем выполняемых работ. Когда одна из партий накануне выборов решила выпустить листовку тиражом 250 тыс. экземпляров, оказалось, что в городе нет типографии, способной принять такой заказ. «После того как стало известно, что все типографии работают по 24 часа в сутки до самого дня выборов, — сообщает источник в партии, — мы решили разместить заказ в организациях, предоставляющих услуги - печать на ризографе. Позже оказалось, что и они заняты на 50 %».
УИКи. Те, кто не хочет связывать себя с политическими силами, но все равно желает заработать, могут принять участие в работе участковых комиссий (УИК). Денег платят меньше, но зато небольшой объем работ и полезный административный опыт. На организацию работы УИК только в Пермском крае было привлечено более 10 тысяч человек (почти 1900 комиссий и в каждой по 8–10 человек).
В ноябре председатель федерального избиркома Владимир Чуров объявил, что каждый член УИК получит за работу в комиссии по 1000 рублей. На практике оказалось, что указанную сумму можно получить только при самых благоприятных обстоятельствах. Комиссии начали свою работу за неделю до выборов. Рабочего дня установлено не было, но за каждый отработанный час государство платило членам УИК по 8 рублей, в день выборов — по 16. Поэтому основная масса, по имеющейся у «bc» информации, начала работать только в день выборов. Тем более что большая часть заработка зависит от размеров выписанной премии. Ее размер определяет председатель комиссии (его оклад составляет 2500 рублей — прим. «bc»), самостоятельно решая, кто и сколько заслужил. Премиальный фонд на одну комиссию, который установило государство в эту кампанию, — 15 тыс. рублей. Таким образом, заработок члена УИК мог колебаться в различных диапазонах. Среди опрошенных «bc» членов УИК самая высокая зарплата была 1100 рублей, самая низкая — 350 рублей.
В день голосования. Помимо работников штабов и членов УИК, в день выборов могут заработать и сами избиратели. В прошедшей кампании стоимость одного голоса приравнивалась к 100 рублям. Как сообщил «bc» источник в одной из партий, «за неделю до выборов начали подготовку голосующих бригад. Бригадиром мог стать каждый, кто найдет десять человек, согласных отдать голос за нужную партию. За работу он получал 1500 рублей, а самим голосующим еще по 100 рублей. Причем, если бригадир «договорится», он может платить избирателям и по 50 рублей либо просто продуктами. На руки он получал 2500 рублей, после того как представлял вместе с паспортами данные на 10 человек».
Эти 100 рублей могли заработать и участники так называемых «вертушек»: когда избиратель заносит уже заполненный бюллетень на участок и бросает его в урну, а чистый, который ему выдали, выносит обратно. Такое предложение делали многим избирателям прямо у входа на участки.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний