Газета
 10 декабря 2007, 00:00   1182

Оплаченный риск

Оплаченный риск
Пермяки пока предпочитают покупать франшизы, а не торговать ими, выбирая бренды из сферы торговли.
Автор: Кирилл Перов
Пермяки пока предпочитают покупать франшизы, а не торговать ими, выбирая бренды из сферы торговли.

В последнее время развитие бизнеса по франчайзингу становится все более популярным, и заинтересованность в продвижении бренда все чаще проявляют не только его владельцы, но и предприниматели, только открывающие собственное дело. По данным «Пермского магазина готового бизнеса» (ПМГБ), сейчас на российском рынке действуют порядка 600 компаний-франчайзеров и около 6 000 франчайзи. «При этом, — уверена руководитель департамента развития франчайзинга ПМГБ Елена Женихова, — улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга». Эксперты также признают, что Пермь сегодня один из тех городов, где такой способ ведения бизнеса развивается достаточно активно. «Предприниматели Пермского края готовы к покупке франшиз, так как осуществленные франчайзинговые проекты действуют на территории Пермского края уже достаточно много лет и подтвердили свою жизнеспособность, — уверен руководитель отдела франчайзинга компании «Алендвик» Сергей Холстинин. — Вследствие этого можно сделать вывод, что пермяки готовы приобретать франшизы и уже сейчас активно это делают». Президент компании «ХИРШ — Россия» Феликс Альберт отметил, что в отношении его компании фирмы из Пермского края по сравнению с другими регионами проявили наибольшую активность при покупке франшиз.
Свобода выбора. По оценкам экспертов компании «Техносила», за те 5–6 лет, в течение которых франчайзинг развивается на российском рынке, предложение по продаже брендов выросло примерно в 2–2,5 раза. «Теперь предприниматели имеют возможность не только выбирать наиболее интересный бренд среди заявленных в одном из сегментов рынка, но и оценивать, в какой сфере (ресторанный бизнес, бутик одежды или магазин БТЭ) бизнес по франчайзингу будет более успешным. Сегодня самая большая проблема, которая стоит перед потенциальными франчайзи, — разобраться во всех нюансах предложения», — считает директор по связям с общественностью сети «Техносила» Надежда Сенюк. Аналогичную точку зрения высказала и министр развития торговли и предпринимательства Пермского края Елена Гилязова: «Пермское предпринимательство к работе по франшизе долгое время относилось осторожно. Сегодня можно говорить о положительной динамике. На региональном рынке реализуется ряд серьезных франшизных проектов, самый успешный из них — торговая сеть «Пятерочка». Сегодня уровень развития бизнеса таков, что пермские предприниматели уже сами начинают разрабатывать и продавать франшизы».
Вместе с тем компании принимают решение о подготовке бренда к продаже, как правило, лишь в том случае, когда самостоятельно заходить на ту или иную территорию невыгодно. Так, представители сети «Техносила» не раз заявляли, что продают франшизу только в городах с небольшим населением, где открывать собственный магазин не имеет смысла. Другая причина возникновения предложения на рынке франчайзинга, которую называют эксперты «bc», — отсутствие возможности развиваться самостоятельно. Если компания чувствует в себе силы открывать филиальную сеть, то искать франчайзи никто не станет. По словам главного редактора газеты Business Class Вадима Сковородина, решение открывать филиалы самостоятельно, без продажи бренда газеты региональным партнерам объясняется одной основной причиной: «Мы считаем, что располагаем необходимыми ресурсами для самостоятельной работы в регионах. Поэтому руководство газеты лично посещало несколько городов, проводило отбор потенциальных сотрудников. Первый филиал газеты Business Class, который открылся в Ижевске, работает в нормальном режиме, сам осуществляет текущее планирование деятельности, однако все основные вопросы согласовываются с головным офисом в Перми. При открытии следующих филиалов будет использоваться аналогичная схема».
Проторенным путем. Сами франчайзи также начинают понемногу осваивать новый рынок и вникать в суть дела. В течение 2007 года на территории региона, по подсчетам ПМГБ, было куплено порядка 30 франшиз, во всех приобретениях пермяки выступали покупателями. На сегодняшний день «Алендвик», по словам экспертов, — единственная региональная компания, самостоятельно разработавшая и выставившая на продажу сразу 6 брендов. Вместе с тем эксперты ПМГБ отмечают, что спрос на бренды в Перми и крае подтверждает общероссийскую тенденцию, лучше всего продаются франшизы в сфере розничной торговли. «Франшизы раскупают охотно, но ограничиваются инвестициями в раскрученные торговые сети, продающие одежду и обувь. За 2007 год продано несколько франшиз, предлагающих к продаже бижутерию. На других рынках в Перми пока не наблюдается франчайзингового бума: в сфере общественного питания и услуг такая схема ведения бизнеса представлена скудно, а высокий спрос на салоны красоты и фитнес-клубы, наблюдавшийся в 2005 году, закончился в начале 2006 года. По мере роста конкуренции в ближайшие годы прогнозируется бум спроса на франшизы в сфере производства и услуг, особенно на франшизы в сфере B2B», — отмечает Елена Женихова (подробнее см. таблицу).
Эксперты «bc» называют несколько причин, по которым инвесторы готовы вкладывать деньги в чужой бренд. По словам Сергея Нагибина, несколько лет назад ставшего франчайзи «Пятерочки», вложение денег в известное имя не всегда является основной причиной покупки франшизы. Зачастую начинающие предприниматели покупают малоизвестный бренд не из-за имени, а из-за технологий, которые разработали его владельцы. «Открывая собственное дело, человек решает, пригласить ему консультантов, которые за серьезные деньги разработают нужные технологии, или просто начать сотрудничество по договору франчайзинга с предприятием, на котором бизнес-процессы уже отработаны», — поясняет Сергей Нагибин. Третья причина покупки бренда, по словам генерального директора пермской сети магазинов «Пятерочка», — вложение денег в успешно развивающийся бизнес, ведь гарантия от рисков здесь значительно больше, чем в том деле, которое начинается практически с нуля. Если раньше те, кто шел непроторенной тропой, не всегда оказывались в выигрыше, то сейчас открытие собственного дела по франчайзингу считается бизнесом со сниженными рисками.
Эксперты «bc» из «Пермского магазина готового бизнеса» отмечают, что на сегодняшний день наибольший спрос на франшизы наблюдается у предпринимателей, занимавшихся ранее «челночным» бизнесом. Также высок спрос на франшизы у менеджеров среднего и высшего звена, желающих открыть собственное дело. В 2007 году несколько франшиз было продано выпускникам вузов Перми.
«Покупатель бренда сегодня стал более грамотным, — уверена Надежда Сенюк. — Если первооткрыватели были немного авантюристами, решившими попробовать себя в чем-то новом, то сейчас это, как правило, люди, имеющие положительный опыт работы по франшизе, рассчитывающие на стабильность, продуманность такого бизнеса». Елена Гилязова растущий спрос на бренды объясняет тем, что «сегодня в бизнес-сообществе есть понимание, что деятельность по франшизе гарантирует результат. Краю интересны брендовые проекты, обладающие уникальностью и новизной». «Конечно, самыми интересными для Пермского края являются проекты, обладающие новизной и уникальностью, — соглашается Елена Женихова. — Однако по опыту ПМГБ франчайзи, приобретающие такие франшизы, длительное время знакомят потребителя со своей услугой или продукцией, доказывают их необходимость и добиваются лояльности, поэтому срок окупаемости таких франшиз возрастает.
Деньги в гарантии. Вместе с тем, несмотря на свободу выбора, спрос на бренды остается еще достаточно сдержанным и, по словам экспертов «bc», существенно отстает от аналогичного показателя в западных странах. Специалисты объясняют это боязнью рисков, связанных со спецификой такого бизнеса. Говоря о рисках, связанных с продажей-покупкой бренда, эксперты зачастую упоминают лишь об опасности обмана со стороны франчайзи. «Мы все эгоисты, а Россия не самая законопослушная страна, — поясняет главный редактор журнала BuyBrend Эрлан Журабаев. — Заплатив за бренд и получив технологию, предприниматель может поменять название и заявить, что открыл новую компанию, и тем самым оставить владельца бренда ни с чем. А суды по таким делам могут тянуться годами, поскольку законодательство в этой области не особенно развито». С этим мнением соглашается и Елена Женихова. На ее взгляд, наибольшая проблема начинающих франчайзи в том, что они не готовы к работе в рамках четких стандартов, установленных франчайзером. «Главная проблема франчайзеров — «заимствование» франчайзи концепции, технологий и ноу-хау. Невозможно ограничить своего бывшего партнера-франчайзи в виде деятельности после прекращения франшизного договора. К тому же приобретенное оборудование является собственностью предпринимателя, ранее пользовавшегося купленным брендом, и он вполне может продолжать его использовать уже без договора с законным владельцем, — отмечает эксперт издания. — Франчайзи может быть как изначально «недобросовестным» приобретателем франшизы, так и вполне «добросовестным» на первоначальном этапе работы, но со временем решившим, что он способен обойтись и без хозяина бренда, потому что уже приобрел достаточные навыки и опыт работы». «Я не вижу в этом большой проблемы, — возражает Феликс Альберт. — Это вполне нормальный процесс, ведь нельзя вынуть из головы человека те знания, которые он получил, сотрудничая с франчайзером. При этом одиночка, разрывая отношения франчайзинга и открывая по аналогии собственное дело, продолжает конкурировать с большой сетью. У него есть технические знания, но инструментом, который имеют крупные сети, он не владеет».
Игроки рынка говорят о том, что самые большие риски несет все-таки покупатель. С одной стороны, франчайзи приобретает бренд, чтобы снизить риски, открывая собственное дело, вместе с тем эти риски значительно возрастают, если владелец бренда не уделяет своему партнеру достаточно внимания. Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью компании «Техносила»: «Франчайзинг — палка о двух концах, не меньшие риски несет и тот, кто покупает франшизу. Если вложения предпринимателя окажутся неоправданными, то это он потеряет деньги в первую очередь. Поэтому отношения между владельцем бренда и его младшим партнером должны быть строго регламентированы, и, как мы поняли на практике, больше всего в этом заинтересованы те, кто бренд покупает. Если владелец бренда помогает предпринимателю наладить бизнес-процесс, решить проблемы с поставкой товара, вовремя проконсультировать, то у франчайзи не возникнет соблазна менять что-либо, потому что он всегда вовремя будет получать ту прибыль, на которую рассчитывал. А если уверенность, что все идет по плану, у предпринимателя пропадает, то, конечно, он начинает искать другие пути. Теряет деньги франчайзи, недополучаем доход и мы». «Покупая бренд, франчайзи рассчитывает на то, что бизнес будет предсказуем на весь период действия договора. То есть с покупкой франшизы предприниматель не только получает пакет документов, но и полное сопровождение и помощь в решении возможных проблем», — отметил Сергей Нагибин. Пермский предприниматель в беседе с корреспондентом «bc» признался, что сейчас уже сам не понимает, почему в свое время решился на покупку бренда «Пятерочка». «До заключения сделки нам была представлена информация о лояльности к бренду, не соответствующая действительности, — отметил Сергей Нагибин. — Как оказалось, мы заплатили за бренд с негативной окраской и достаточно много времени нам пришлось потратить на то, чтобы сделать его для начала нейтральным, а потом уже сформировать лояльность покупателя». Договор на использование бренда ритейлера, по словам Сергея Нагибина, заключен до 2012 года, каким образом «Кама Ритейл» (управляет пермской сетью «Пятерочка») поступит после завершения срока его действия, г-н Нагибин пока воздержался ответить, но дал понять, что разочарован в нынешнем партнерстве. Вместе с тем на территории края работают предприниматели, чей опыт работы по договору франшизы оказался более удачным. Так, по словам Надежды Сенюк, один из предпринимателей Пермского края, купив франшизу и наладив торговлю бытовой техникой и электроникой в Добрянке, затем открыл на аналогичных условиях магазин в Чусовом.
«Тем не менее, — резюмирует Сергей Холстинин, — при ведении собственного бизнеса проблемы возникали, возникают и будут возникать на протяжении всего срока работы. Никто от них не застрахован, но никакие проблемы не затмят преимуществ и достоинств пути развития по франчайзингу. Выбирая такой способ ведения бизнеса, предприниматель изначально понимает, как находить выход в сложных ситуациях, поскольку франчайзер заранее предупреждает о возможности возникновения тех или иных проблем».
На сегодняшний день предложение в целом по рынку значительно превышает спрос, и франчайзерам приходится бороться за своего клиента. Меняется качество предложения, и владельцы бренда начинают более ответственно подходить к младшим партнерам по бизнесу. Тем не менее, несмотря на заинтересованность обеих сторон в развитии такого бизнеса, не только Пермь, но и Россия в целом еще значительно отстают от развития франчайзинга в странах Запада.
Оплаченный риск
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний