Газета
 26 ноября 2007, 00:00   1080

«Рынок здесь своеобразный»

«Рынок здесь своеобразный»
Новый директор пермского филиала ОАО «ВымпелКом» Николай Микуров — об особенностях регионального рынка, борьбе за лидерство и возможных изменениях среди операторов сотовой связи в Пермском крае.
Автор: Кирилл Перов
Новый директор пермского филиала ОАО «ВымпелКом» Николай Микуров — об особенностях регионального рынка, борьбе за лидерство и возможных изменениях среди операторов сотовой связи в Пермском крае.

В октябре в пермском филиале ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») сменился директор. Новым руководителем был назначен Николай Микуров, ранее возглавлявший филиал компании в Кургане. В интервью Business Class г-н Микуров рассказал о том, каким он видит развитие «ВымпелКома» в Перми.
Николай Дмитриевич, для начала несколько слов о себе: какой вуз заканчивали, где работали до Пермского филиала «ВымпелКома», почему согласились на предложение возглавить филиал?
— Окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «системы передачи информации». В апреле 2004 года пришел на работу в Курганский филиал «ВымпелКома» на должность технического директора. Через год стал директором Курганского филиала. В октябре этого года возглавил Пермский филиал компании. Могу отметить, что пермский рынок очень интересный, своеобразный. Здесь жесткая конкуренция, возможно появление новых игроков, порой поведение рынка предсказать сложно. В Кургане «Билайн» — лидер, в Перми пока нет, хотя многое было сделано для того, чтобы занять ведущие позиции, но еще больше предстоит сделать. Именно этими аргументами я руководствовался перед тем, как переехать в Пермь.
Вы сказали, что рынок интересный и своеобразный. В чем заключается его своеобразие?
— Ни для кого не секрет, что исторически подавляющую долю рынка Прикамья занимал «Урал-связьинформ» (это касалось и фиксированной, и сотовой связи). Компания «ВымпелКом» пришла в Пермь только в 2004 году, и первые два года развивалась в основном в областном центре, ведь, не обеспечив качественной связи здесь, нет никакого смысла осваивать районные центры. Сейчас качество связи и сервиса «Билайн» на хорошем уровне, и это дает нам право, а компания предоставляет возможности, идти в города и районы края.
Что касается занятия лидерских позиций, цель «ВымпелКома» в Пермском крае — именно лидерство?
— В Кургане «ВымпелКом» был четвертым оператором, пришедшим на местный рынок, однако за два года компания вышла в лидеры, обеспечив связью областной центр и первой покрыв районы области. Обладая таким опытом и сплоченным коллективом профессионалов, мы имеем все основания надеяться, что «ВымпелКом» сможет занять одно из лидирующих мест в Пермском крае. Задача грандиозная, требует максимум усилий, но мы к этому готовы.
Как Вы оцениваете положение дел в пермском «ВымпелКоме», по каким направлениям достигнуты положительные результаты, по каким есть резервы для улучшения работы?
— Считаю, что за три года работы «Билайн» в Перми смог добиться хороших результатов. Численность абонентов превысила 400 тысяч, доля рынка, по оценке J’sn & Partners, приближается к 15 %, создана развитая дилерская сеть. Заметно выросла лояльность абонентов к нашей компании. Однако нам еще многое предстоит сделать.
Каковы приоритетные направления работы?
— Основные задачи, конечно же, неизменны: расширение зоны покрытия, увеличение количества абонентов, постоянный мониторинг и улучшение качества связи, работа над созданием новых тарифов и услуг. Сегодня мы активно осваиваем города края. Если в Перми уровень проникновения достиг 115 %, то за ее пределами он не превышает 50–60 %. Поэтому борьба за абонентов в крае продолжается. До конца года мы планируем запустить связь во всех крупных районных центрах. Думаю, что в ближайшее время мы сосредоточим свои усилия именно на работе в населенных пунктах Пермского края.
Как Вы оцениваете ситуацию на рынке сотовой связи Перми? Насколько острой можно назвать борьбу на нем?
— Мне кажется, что стоит различать ситуацию на рынке Перми и других городов края. Есть населенные пункты, где присутствует только один оператор. Если туда приходит второй, то происходит существенное перераспределение долей рынка, действительно идет борьба за абонентов. В Перми уже несколько лет присутствуют четыре оператора. Здесь цифры меняются с менее значительной динамикой, но все-таки меняются. Например, у нас в начале года было 11 % абонентов, теперь эта цифра приближается к 15 %. Побеждает в борьбе за абонентов тот, кто активнее ведет себя на рынке, и обеспечивает высокое качество связи, и предлагает разнообразный сервис.
Каким должно быть поведение «ВымпелКома» на рынке: стоит ли задача увеличить число абонентов, либо стабилизировать имеющееся число клиентов, либо делается ставка на увеличение ARPU, либо что-то еще?
— Мы движемся во всех направлениях.
Почему компания отказалась от самостоятельных продаж мобильных телефонов?
— Это относится не только к Перми, этой позиции «ВымпелКом» придерживается во всех регионах своего присутствия. Торговля телефонами не является приоритетным направлением, это непрофильный для компании вид деятельности. Мы здесь работаем через дилерские центры на основании прямых договоров с фирмами-партнерами. Считаю, что у каждого своя ниша и надо заниматься тем, что лучше всего получается, а не пытаться объять необъятное.
На протяжении последних нескольких месяцев обсуждается вопрос о возможной продаже U-tel. В случае если продажа состоится, готова ли компания «ВымпелКом» выступить в качестве покупателя? Как подобная сделка изменит местный рынок связи?
— В случае продажи компании U-tel мы рассмотрим вариант с ее покупкой. А вообще, ситуацию прогнозировать сложно.
Россвязьнадзор провел конкурс на получение лицензий на услуги сотовой связи стандарта GSM 900/1800 в Пермском крае (победитель пока не объявлен). Окажет ли приход нового игрока серьезное влияние на рынок? Если новый игрок начнет демпинговать, как поведут себя нынешние лидеры, в частности «ВымпелКом»?
— С приходом нового игрока может образоваться еще один сегмент рынка, состоящий из абонентов, для которых главное — говорить дешево. Вероятен и отток части абонентов на сторону вновь прибывшего оператора, однако особых опасений у нас это не вызывает. Присутствующие на рынке игроки уже успели завоевать основную массу постоянных клиентов, и новому оператору будет довольно трудно пробиваться в регионе с высоким уровнем проникновения сотовой связи и сильными конкурентами.
Как растет интерес клиентов к дополнительным услугам (просьба подкрепить ответ статистикой)? Как будет меняться этот интерес в дальнейшем? Насколько развитие сегмента дополнительных услуг выгодно для самих компаний с финансовой точки зрения?
— Пермские абоненты всегда проявляют большой интерес к дополнительным услугам. Самыми популярными остаются SMS.  По сравнению с предыдущим месяцем количество переданных сообщений выросло на 30 %. В периоды, когда мы проводим различные акции или предлагаем тарифы с дешевыми SMS-ками, например тариф «Монстр общения», количество отправленных сообщений увеличивается в разы. Данный вид услуг популярен среди молодежной аудитории — школьников, студентов. На втором месте мультимедийные сообщения — MMS. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество переданных сообщений выросло в разы. Как правило, MMS наиболее востребованы в период праздников и отпусков. И на третьем месте по популярности мобильный Интернет. По сравнению с прошлым годом объем скачанной информации увеличился на 16 %. Этого удалось добиться благодаря тому, что мы испоьзуем высокоскоростной GPRS (EDGE). Не буду скрывать, что сегодня доходы, получаемые от дополнительных услуг, в разы меньше, чем доходы от голосового трафика. Однако в последние 3–4 года наблюдается увеличение интереса к дополнительным услугам.
Есть ли планы по запуску в Прикамье связи 3G?
— В 2008 году в Пермском крае «Билайн» приступит к реализации инновационного проекта по запуску связи 3-го поколения (3G). Связь 3G — это большой выбор новых высокотехнологичных сервисов, среди которых видеозвонок и видеоконференция.
Сегодня Вы работаете на два филиала, пермский и курганский?
— Я возглавляю Пермский филиал компании «ВымпелКом», а в Кургане объявлен открытый конкурс на замещение должности, ставшей вакантной.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний