Газета
 12 ноября 2007, 00:00   1154

Китай не за горами

Китай не за горами
В первой половине 2007 года впервые в Перми отечественных автомобилей было продано меньше, чем иномарок. Но темпы прироста автомобильного рынка Пермского края постепенно снижаются, а автодилеры ожидают массового прихода китайских производителей.
Автор: Кирилл Перов
В первой половине 2007 года впервые в Перми отечественных автомобилей было продано меньше, чем иномарок. Но темпы прироста автомобильного рынка Пермского края постепенно снижаются, а автодилеры ожидают массового прихода китайских производителей.

Пермский автомобильный рынок продолжает демонстрировать мощные темпы прироста, которые, однако, постепенно снижаются. По данным аналитиков автохолдинга «Машинный двор», темпы роста, демонстрируемые пермским автомобильным рынком в первом полугодии 2007 года, составили 50 % к аналогичному уровню 2006 года, что на 20 % ниже, чем по России в целом.
В частности, в первом полугодии 2007 в России было продано 720 143 новых иномарок, тогда как за первое полугодие 2006 года — 423 229 новых иномарок, а в Перми в первой половине 2007 года было продано 15 273 автомобиля зарубежного производства, в то время как за аналогичный период 2006 года — 7 657 машин. Емкость автомобильного рынка региона в 2007 году, по данным «bc», составила около 20 млрд рублей. В 2008 году, по словам аналитиков, прирост автомобильного рынка Перми составит около 30–40 %.
Доли и проценты. Тем не менее аналитики уверены, что развитие автомобильного рынка Перми не остановится еще несколько лет. Мощный рост рынка новых иностранных автомобилей обусловлен двумя основными факторами: постепенным увеличением доходов потребителей, а также развитием кредитной системы, сделавшей машины более доступными. В настоящее время с автодилерами работает не один десяток банков, помимо этого, выгодные потребителю кредитные условия предлагают и сами производители. По данным «bc», до 80 % сделок с автодилерами совершается при использовании кредитов, но у большинства продавцов доля «кредитных» продаж не превышает 40 %. Особенный бум продаж в кредит был отмечен специалистами в 2006 году, именно тогда, по словам участников рынка, регистрировалось максимальная доля покупок, совершенных с помощью кредитных линий.
Около 60 % продаж новых иномарок в Пермском крае осуществляют 4 мультибрендовых холдинга, 3 из которых («Машинный двор», «Верра Моторс» и «УРАЛАВТОИМПОРТ») являются лидерами не только в регионе, но и на Урале (по данным журнала «Эксперт Урал», они входят в первую пятерку в рейтинге продаж). По данным аналитического отдела «Машинного двора», позиции игроков расположены следующим образом: «УРАЛАВТОИМПОРТ» (марки Hyundai, Mitsubishi, Ford, Nissan, Land Rover, Jaguar) и «Верра Моторс» (марки Toyota, Hyundai, Honda, Peugeot, BMW, Porsche) занимают по 19 % рынка, «Машинный двор» (марки Kia, Chevrolet, Opel, Hummer, Cadillac, SAAB) контролирует 14 % рынка, а компания «Сатурн-Р» (марки Renault, Subaru, Suzuki, Audi) — около 10 % рынка Пермского края.
Остальные 48 %, по версии «Машинного двора», принадлежат более мелким игрокам, часть из которых, как, например, компания «Обухов» (дилер Volvo в регионе), сосредоточены на продажах одной-двух марок либо занимаются сбытом менее популярных в Пермском крае автомобилей.
Компния «УРАЛАВТОИМПОРТ» предоставила результаты исследования, проведенного ООО «Озон-консалтинг», в котором «УРАЛАВТОИМПОРТ» и «Верра Моторс» занимают по 24,5 % и 24,4 % рынка соответственно и первые два места, а на третьей позиции находится компания «Сатурн-Р», которой принадлежит около 11,7 % рынка. «Машинный двор» и компания «Дав Авто» занимают 10,4 % и 10,3 % рынка, а еще 9 % принадлежит холдингу «Автосити», занимающемуся продажами иномарок низшей и средней ценовых категорий.
Такие различия в данных топ-менеджер «УРАЛАВТОИМПОРТа» объясняет различными подходами к анализу рынка. «Понятие «продажа» на автомобильном рынке четко не сформулировано. К примеру, многие считают автомобиль проданным, если клиент заплатил за него, а бывает так, что потребителю после оплаты приходится некоторое время ждать машину. Кроме того, большая часть проданных автомобилей (в основном тех, чей производитель разрешает это) уходит в другие регионы», — сообщил Евгений Чукреев.
В июне 2007 года компания «ARTIDEA brand consulting» провела исследование рынка автосалонов Перми, целью которого было изучение особенностей потребительского поведения на рынке автосалонов Перми. В первую пятерку компаний, наиболее известных потребителям, вошли лидеры продаж, подтвердив, таким образом, данные, предоставленные разными игроками. Опрос населения, проведенный «ARTIDEA brand consulting», показал, что самой известной компанией, продающей иномарки в Перми, является «Верра Моторс», о которой знают 59,6 % опрошенных. На втором месте по уровню известности находится «УРАЛАВТОИМПОРТ», его назвали 44,7 % опрошенных. С отрывом более чем в 15 % замыкает список лидеров автохолдинг «Машинный двор», который известен 27,6 % опрошенных. Примерно равное количество потребителей знают салоны «Сатурн-Р» и «Экс-Авто» (около 20 %).
25 — потолок. Несмотря на различия в оценках состояния рынка и положения на нем основных игроков, рост авторынка в Перми очевиден. А в последние два-три года он развивается не только в количественном, но и в качественном отношении, поскольку производители автомобилей предъявляют своим дилерам все более жесткие требования, направленные на повышение качества обслуживания потребителей. Соответствовать этим стандартам могут только компании с мощными ресурсами, способными покрыть затраты на строительство современных дилерских центров, приобретение качественного оборудования по ремонту и обслуживанию автомобилей, постоянное обучение персонала. В результате этого у небольших компаний остается меньше возможностей для существования на рынке. По мнению экспертов, тенденция к укрупнению рынка, начатая его лидерами, вышедшими в другие регионы и сосредоточившими в своем управлении сразу несколько дилерских центров, будет продолжаться в дальнейшем, однако место для небольших игроков останется.
Алексей Разорвин, директор по маркетингу автохолдинга «Машинный двор»:
— Нельзя сказать, что в скором времени рынок будет состоять из мультибрендовых холдингов, так как любая структура, обладающая серьезными средствами, вполне может стать дилером какой-либо марки. Так, например, компания ДАН в 2007 году стала официальным дилером FORD, так как смогла удовлетворить все требования по обслуживанию, которые предъявлял этот производитель.
С Алексеем Разорвиным соглашается и Евгений Чукреев, уверенный, что монополизации на автомобильном рынке Перми не произойдет.
Евгений Чукреев:
— 25 % автомобильного рынка — это потолок для любой компании. Удержать большую долю очень сложно, и в этом нет смысла, так как в таком случае сроки окупаемости бизнеса увеличатся. Поэтому скорее всего крупные компании сосредоточатся на наиболее продаваемых марках и премиум-сегменте, который растет мощными темпами: ожидается, что к концу 2007 года продажи автомобилей премиум-класса вырастут на 100 % по сравнению с 2006 годом.
Часть собеседников «bc» считают, что компании, продающие одну-две марки автомобилей, могут занять либо сегмент низшей ценовой категории, либо наоборот, сосредоточиться на продажах премиум-автомобилей, так как модели-лидеры в настоящее время распределены между крупными игроками. По мнению маркетолога компании «Автопрестиж» (дилер Skoda и китайского FAW) Максима Долматова, компания с небольшим капиталом может рассчитывать только на получение дилерства недорогих автомобилей, производитель которых предъявляет своим партнерам не самые жесткие требования по обслуживанию. «Нельзя сказать, что премиум-сегмент — это прерогатива крупных автохолдингов. Ведь «Телта-МБ» не первый год занимается продажей Mercedes, а у Volvo есть постоянный представитель, «Обухов». С другой стороны, для того, чтобы получить право стать официальным дилером премиум-автомобилей, необходимы большие средства на строительство современного автоцентра и сервисной зоны, отвечающих жестким требованиям производителя. А это требует существенных затрат», — заявил специалист.
Несмотря на то что требования производителей к своим дилерам год от года становятся все более жесткими, основным критерием выбора автомобиля для большей части потребителей является цена, а не качество сервиса.
Как показали исследования «ARTIDEA brand consulting», стоимостью автомобиля при покупке руководствуются 77,4 % потребителей. Второе место по значимости (49,7 %) занимает положительная репутация данного автосалона, а на третьем — уровень обслуживания (37,3 %). Наименее важны для потребителей такие критерии, как рекламная активность автосалона (9,2 %) и месторасположение (6,5 %). Такой критерий, как стоимость автомобиля в салоне, важен в большей степени для мужчин (79 %), чем для женщин (73,1 %), положительная репутация автосалона является значимым критерием также в большей степени для мужчин (51,4 %), нежели для женщин (44,9 %), также как и вежливое обслуживание (40,2 и 29,5 % соответственно). Однако такие критерии, как большое количество автомобилей разных расцветок и разной комплектации и рекомендации друзей или знакомых, являются значимыми в основном для женщин (32,1 %).
ВАЗ падает. В 2007 году, по данным аналитиков рынка, отечественные автомобили впервые уступили пальму первенства по объемам продаж импортным автомобилям. Так, по прогнозам экспертов, к концу года в Пермском крае будет продано около 30 тыс. новых иномарок, тогда как отечественных автомобилей — только около 23 тыс.
«Многие автомобилисты, ранее покупавшие ВАЗ, теперь пересаживаются на импортные автомобили аналогичной ценовой категории, например Hyndai, — говорит заместитель директора компании «Форвард Гарант» (Дилер «Автоваза») Вячеслав Костарев, — и в 2007 году мы отмечаем небольшой спад. Правда, во многом он обусловлен тем, что летом 2006 года был небывалый бум на отечественные автомобили, и вернуться к такому объему продаж не получилось. Тем не менее тенденция очевидна — отечественные автомобили постепенно теряют свои позиции».
Снижение популярности Автоваза в Пермском крае произошло во многом благодаря экспансии иномарок низшей ценовой категории (до 15 тыс. долларов), которые, при близкой к отечественным машинам цене, во многом превосходят последние по качеству. Тот факт, что потребители в регионе отдают предпочтение иномаркам, стал отражением общероссийской тенденции. По данным отчетов Автоваза, если за 9 месяцев 2006 года в России вазовская «классика» занимала 13 % рынка, то в 2007 году ее доля составила 8,7 %. Также, по данным отечественного производителя, снизились доли Samara с 12 % до 8,1 % и «десятки» — с 10,7 % до 5,8 %.
Несмотря на это, по данным «bc», в Пермском крае ежемесячно продается около 2 тыс. автомобилей отечественного производителя, и конкуренция между продавцами ВАЗ довольно жесткая. Во многом, по словам Вячеслава Костарева, она диктуется политикой единственного дистрибьютора ВАЗ в Перми, компании «Экс Авто», которая пользуется возможностью поставлять автомобили потребителю по более низкой цене, чем у дилеров.
Вячеслав Костарев:
— Сейчас продавать отечественные автомобили в Перми просто нерентабельно, и дилеры этой марки выживают в основном за счет обслуживания автомобилей. Кроме того, основной продавец ВАЗа, компания «Экс Авто» является источником очень жесткой конкуренции, так как поставляет потребителю продукцию ВАЗа по стоимости, которая даже ниже, чем в Тольятти. Именно поэтому от дилерства ВАЗа отказалась компания «Машинный двор».
Китайцы идут. Снижение темпов прироста автомобильного рынка, считают эксперты, должно в ближайшем будущем привести к изменению стратегии игроков на рынке. Как считает начальник отдела продаж ООО «Экскурс-Автомобили» Андрей Чертков, одним из дальнейших путей развития для игроков станет диверсификация бизнеса. «Доходность собственно автомобильного бизнеса за последние четыри года упала с 7–10 % до 2–3 % и будет падать дальше, однако ресурсов сохранения ее в прежнем виде достаточно. Это, к примеру, открытие новых направлений, таких как моторная техника для активного отдыха, и экспансия вглубь региона, продажа дополнительного оборудования и сопутствующих услуг.
Традиционный способ увеличения капитализации предприятий через наращивание портфеля дилерства сверхликвидных автомобильных брендов постепенно изживает себя», — уверен специалист.
Оценивая дальнейшие варианты развития, игроки рынка делают ставку на обслуживание автомобилей, которое, по их мнению, в будущем может стать одной из основных статей дохода компаний. Именно поэтому, говорит Евгений Чукреев, направление продаж «массовых», но недорогих марок намного перспективнее, чем работа в премиум-сегменте, даже несмотря на двукратный рост последнего в 2007 году.
Тем не менее пока рынок растет в большей степени в количественном отношении, и между дилерами продолжает идти борьба за наиболее продаваемые марки. В основном в этом сегменте доли уже поделены, но никто не исключает варианта появления нового дилера какой-либо из «топовых» марок.
Кроме этого, многие из собеседников «bc» говорят о большом потенциале китайских производителей, год от года проявляющих себя более активно на рынке. «Китайцы постепенно улучшают качество автомобилей при более низкой стоимости. Вполне современный хэтч-бэк китайского производства FAW, ничем не уступающий европейским моделям, в люксовой комплектации стоит на рынке около 340 тысяч рублей, а автомобили бизнес-класса, построенные на базе Mazda, 550 тысяч. Не исключено, что после того как стереотип о низком качестве китайской продукции развеется, автомобили китайского производства массово хлынут на рынок. Подобное в свое время произошло с Hyundai», — говорит Максим Долматов.
Специалисты считают, что приход «китайцев» может поставить в затруднительное положение не только дилеров иномарок средней и низшей ценовых категорий, но и продавцов отечественных автомобилей. Последние, по мнению экспертов, в этом случае могут выжить либо за счет поддержки Автоваза государством, либо за счет продажи завода какому-либо из известных мировых производителей.
В результате роста платежеспособности населения все большее количество людей могут позволить себе новую иномарку. В результате эксперты говорят о появлении проблемы «trade-in». Люди все охотней пересаживаются на новые автомобили и, благодаря дальнейшему развитию схем софинансирования, менее болезненно воспринимают падение стоимости своих старых машин. Дилеру же необходимо постоянно искать компромисс между поддержанием лояльности клиентов, привлечением новых и рентабельностью бизнеса. В результате появляется переизбыток автомобилей с пробегом, склад которых начинает приближаться к таковому по новым машинам. Поэтому, говорят эксперты, можно ожидать появления в ближайшее время не аффилированных автодилерам trade-in-центров, что еще больше подстегнет процесс дисконтирования со стороны дилеров.

Китай не за горами

Китай не за горами
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний