Газета
 12 ноября 2007, 00:00   757

Грезы и явь

Грезы и явь
Преображение Перми как повод для конкуренции
Автор: Кирилл Перов
Преображение Перми как повод для конкуренции

В заголовок очень просилось что-нибудь про Нью-Пермь в духе знаменитого фрагмента из «Двенадцати стульев», потому что именно так многие восприняли бурную деятельность, развитую Сергеем Гордеевым, новым сенатором от Пермского края. В октябре он представил свой план развития Перми — сначала на муниципальном градостроительном совете, потом во время публичной презентации. Планов, действительно, громадьё: Камская долина должна стать «технологической» (парафраз знаменитой Силиконовой долины), в левобережной части города должны появиться семь уникальных объектов, среди которых музей пермской деревянной скульптуры, «узкоспециализированный зоопарк из одних медведей» (ведь медведь — символ края!), парк Бабы Яги в смычке с парком Пермского периода и далее по списку. Под все это — и многое другое — нужно менее чем за год сверстать новый действующий и актуальный Генеральный план. Сделать это планируется с привлечением мировых архитектурных звезд и прочих специалистов по урбанизму.
Разумеется, все это требуется не само по себе, а для того, чтобы сделать Пермь современным и привлекательным для жителей и взгляда извне городом и тем самым выделиться из ряда тусклых и унылых российских мест скопления людей. В самом деле, почему не Нью-Пермь? Тем более что предлагает урбанистические новации человек, прямые обязанности которого лежат совсем в другой плоскости. Как уверял губернатор в ходе процедуры смены представителя в Совете Федерации, он должен лоббировать интересы края на федеральном уровне. Здесь даже можно усмотреть маниловщину. В том духе, что человеку приятно пофантазировать о том, как должен выглядеть город, который ему будет не стыдно представлять в Москве.
Но это едва ли. Во-первых, Гордеев действительно, насколько можно судить, имеет отношение к тому, о чем говорит. Он глава фонда «Русский авангард» (на днях, к примеру, в Москве открылась выставка, как говорят, великого португальского архитектора, организованная при участии этого фонда), имеет связи со знаменитым Фондом Гуггенхайма и прочее. Во-вторых, Гордеев говорит очень правильные вещи о необходимости участия горожан в преображении города. Любые приезжие звезды могут быть равнодушно восприняты аборигенами, как чужаки со своими неинтересными новациями, и тогда успеха не будет: все вновь понастроенное поглотит все та же унылая тусклость. Люди должны активно воспринимать изменения, с чем-то соглашаться, что-то отвергать, но не быть просто форматируемым материалом. Тогда этот и другие проекты могут сыграть роль катализатора в активизации городской жизни.
Впрочем, образ Нью-Васюков все равно маячит где-то рядом. Во-первых, говорить правильные вещи и делать их не одно и то же. Тем более что не все зависит от говорящего — горожан можно побудить, но нельзя заставить быть активными. Во-вторых, вопреки неоднократным уверениям, не только Пермь пытается выделиться за счет привлечения звезд и воздвижения чего-то экстраординарного. Этим грезят многие. Даже, оставляя за скобками Москву и Питер, можно с ходу указать на суперуникальный Музей мамонта в Якутии, мегауникальный музыкальный театр в Калининграде, что-то есть в Сургуте, и почти наверняка идея архитектурных мегапроектов будет и дальше набирать обороты. Правда, это можно посчитать за довод в пользу энергичных действий, ведь нужно как минимум не отстать от других. В-третьих, как всегда, есть вопрос денег, требующихся на все планируемое великолепие. Вопрос многосторонний, укажу на одну сторону. Зачем вообще в России стало модным проводить громкие архитектурные конкурсы с участием мировых звезд? Не за тем ли исключительно, что под это можно получить федеральные деньги? На такие мысли наблюдателей наводят результаты этих конкурсов, когда победителей со скандалом отстраняют от проекта (Петербург, тот же Калининград). То есть конкурсы — всего лишь ширма, но тогда извращается сама идея, и такие скандалы явно не будут способствовать позитивному вовлечению жителей в процесс.
Невозможно сейчас сказать, чем закончится аналогичный конкурс проектов нового здания музея в Перми, который тоже должен быть чем-то из ряда вон. Кстати, в октябре же в Перми прошла конференция уже по этому поводу. Здесь главной движущей силой с пермской стороны является Олег Ощепков. Вырисовывается интересная перспектива. Мы, оказывается, имеем разные проекты преображения Перми, условно говоря, «проект Ощепкова» (надо думать, у него в портфолио не только строительство музея) и «проект Гордеева». Пока не очень понятно, отличаются ли они по сути или только персонально, но отличаются точно. В здании музея планируется разместить собрание художественной галереи. А Гордеев говорит, что таких, относительно скромных собраний, полно и нужно искать что-то другое.
На этой почве уже возникал небольшой скандал. Швейцарский архитектор Петер Цумптор, отбиравший проекты для второго этапа конкурса, узнав, что к делу имеет отношение Фонд Гуггенхайма (как раз с подачи Гордеева), заявил о выходе из такого дела.
Эти разборки (вызванные сложным отношением европейских интеллектуалов к политике американского фонда) — для нас дело десятое. Главное, что есть намек на некую конкуренцию. Важно, чтобы это не осталось намеком и конкуренция действительно была и была публичной, ведь это первое, что вызовет интерес горожан (к тому же это так хорошо соответствует идеям губернатора о благотворности конкуренции!). Если же все выльется в драку бульдогов под ковром, то правы те, кто называет такое формирование имиджа города и региона пустой тратой денег — лучше бы их на уборку улиц пустили.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний