Газета
 05 ноября 2007, 00:00   919

Продавать впечатления

Продавать впечатления
Директор Центра управленческого консультирования «IMI Консалтинг» профессор Станислав Хайниш — о теории и практике менеджмента, «ментальных проблемах» российской экономики и откровенности провинциальных управленцев.
Директор Центра управленческого консультирования «IMI Консалтинг» профессор Станислав Хайниш — о теории и практике менеджмента, «ментальных проблемах» российской экономики и откровенности провинциальных управленцев.

Станислав, в своих выступлениях Вы часто ссылаетесь на «сверхменеджмент», который Вы предлагаете своим клиентам в качестве «лекарства от кризиса». Не могли бы Вы пояснить, что это?
— Сверхменеджмент — это, во-первых, комплекс мероприятий по реорганизации менеджмента предприятия; во-вторых, стремление достичь более высокой ступени в организации управления; в-третьих, быстрота и профессионализм в принятии решений. Эти три аспекта и есть сверхменеджмент. На наш взгляд, эффективней внести на предприятие не один инструмент регулирования, а сразу несколько. Изменение одной структуры (будь то кадровый состав, маркетинговая система, рекламный пакет и тому подобное) обязательно приведет к необходимости изменения другой, а в результате — к серьезным комплексным переменам. При таком подходе оказывается, что в организации нет службы, которую не надо было бы менять.
И Ваши услуги пользуются спросом?
— В России мы констатируем тотальную управленческую безграмотность. От США в развитии менеджмента мы отстаем на 20–25 лет, от Европы — на 10–15. Поэтому спрос на наши услуги есть.
Почему так важен именно менеджмент?
— В условиях современного рынка, когда цена и качество примерно одинаковы, переигрывание соперника идет за счет других компонентов: дополнительных услуг, маркетинга и так далее. Недавно прочитал в вашей газете материал об автозаправках, которые предлагают своим клиентам, помимо бензина, бесплатную подкачку шин, пылесос для уборки салона. Вроде бы мелочь, но клиенту это приятно. На одном тонком моменте можно переиграть весь мир. Выигрывает тот, кто «продает впечатления», потому что товар-то, как правило, одинаковый.
Можно ли сказать, что в России параметр цена — качество уже выравнялся?
— Россия — это очень вульгарный рынок с большими рисками и очень низкой имиджевой составляющей. Небольшой пример из жизни. Недавно «ЛУКОЙЛ» стал осваивать автозаправочный рынок США. Спрос на бензин невысокий, американский обыватель объезжает их АЗС за десять километров. Главная проблема — имидж России как страны, которая может продать некачественный товар или «обсчитать» покупателя. Что касается внутренней экономики России, то она имеет очень низкую эффективность. В стране нет товара, который был бы конкурентоспособен за рубежом. Главная проблема — низкая эффективность труда. По нашим данным, в США средний коэффициент эффективности — 78 % (то есть 22 % работ неэффективны), в России он не выше 20 %. 50 % выполняемой в нашей стране работы вообще не нужны (это и содержание высокооплачиваемых специалистов, которые бывают нужны раз в месяц, и не стопроцентная эксплуатация техники), остальное — пустая трата рабочего времени (чай, Интернет, туалеты, перекуры и так далее). Поэтому и необходим грамотный менеджмент.
Как Вы считаете, можно ли искать причины такой низкой эффективности в традиционном русском менталитете?
— Но не в индивидуальном. Многие русские специалисты выезжают за рубеж и легко там адаптируются, становятся хорошими управленцами. А когда возвращаются, опять начинают воровать, медленно работать и так далее. Дело не в менталитете отдельного человека, а во всей системе.
То есть, на Ваш взгляд, российская экономика сейчас неэффективна? Как можно это преодолеть?
— Немного не соглашусь. То, что происходит сейчас в отечественной экономике, в целом позитивно. Резервы и возможности развития огромны.
А как же неожиданное повышение цен? Многие аналитики говорят, что это один из первых симптомов возможного кризиса российской экономики.
— То, что сейчас происходит с ценами на продукты, — вполне объективный процесс, в большой степени обусловленный мировой рыночной конъюнктурой. Напомню, что в Европе цены на данный перечень товаров также выросли на 10–15 %. Так что я бы не стал говорить о каком-то кризисе. Хотя, надо признать, повышение цен было неожиданным.
Не станет ли политика создания крупных госкорпораций тормозом в развитии российской экономики?
— Эта проблема существует. Для нормального развития экономики стране необходимо, чтобы доля малого и среднего бизнеса была не менее 50–60 %. В России она составляет 15–20 %. Это негативное явление. Но в целом политика создания госкорпораций мне кажется вполне объяснимой и даже полезной. Ведь они создаются, как правило, только в стратегических отраслях, там, где государство и должно быть главным. По крайней мере, какое-то время.
Имеется ли у Вас опыт работы в Перми?
— Да, мы начинали работать в Перми 10 лет назад. Наш основной партнер — дочерние структуры «ЛУКОЙЛа».
Какие, например? И есть ли успехи?
— Если же говорить о работе в Перми, то на память приходит договор с заводом ПКК («Пермский керамический кирпич»), который существовал при ОАО «Пермнефтеоргсинтез». Когда мы туда пришли в конце 90-х, завод был на грани банкротства. После нескольких месяцев работы нам удалось сформировать сильную команду, «поставить» современный менеджмент. В результате завод вышел из кризиса. Что с ним теперь, я не знаю… Еще мы работали с «Пермтрансжелезобетоном», Кунгурским НГДУ и другими.
Есть ли разница между российскими столичными и провинциальными менеджерами?
— Разница, наверное, есть. Москва больше по размеру, там уровень зарплаты выше, больше крупных компаний. Но я принципиальной разницы не вижу. С провинциальными менеджерами приятней работать. Они намного симпатичней и откровенней, открытей. И многие региональные менеджеры ни в чем не уступают столичным.
Работаете ли Вы за пределами России, в Европе?
— Мы консультируем также и некоторые компании из стран ближнего зарубежья. Из дальнего зарубежья — Болгария, Монголия. В Европе большой необходимости в наших консультациях нет, там рынок консалтинга достаточно хорошо развит, и мы во многом опираемся на его опыт. Хотя уже сейчас в нашем центре наработано около 15 ноу-хау, которые используются на практике и пока высоко оцениваются нашими зарубежными коллегами и, конечно, в России, где работы по-прежнему очень много.
Поделиться:
Все новости компаний